Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.
Оценка 5

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.

Оценка 5
docx
24.09.2024
Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.
Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.docx

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей. Одной из важных задач в дошкольном учреждении является развитие связной речи. Важно в этом возрасте научить содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т. е. в ней, как в зеркале, отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время книги, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Целью моей работы является развитие речи детей через введение их в культурную традицию, язык, речевые обороты народной сказки. Из поставленной цели я определила следующие задачи: - учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты через знакомство со сказкой; - развивать образный строй и навыки связной речи; - развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Знакомить детей с художественной литературой я начала с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем мы слушаем народные сказки, которые полезно пересказывать. Учить детей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок«Колобок»«Репка»«Теремок»«Курочка ряба». Дети рассказывают вместе со мной, в ответ на мои вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова: «Баба испекла … Что? (колобок)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Теремок» я предлагаю ребенку пересказать ее. Например, «Стоит в поле теремок – он не низок, не высок». Что стоит в поле? (ответ ребенка.)«Бежит мимо мышка-норушка». Кто мимо бежал? (ответ ребенка). С детьми 4-5лет уже становится возможным подведение к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. На занятиях с детьми пятого года жизни я использую совместный пересказ. Моя помощь заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски. В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретают особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т. е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно спросить«Какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло…». Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольниковопределила основные направления деятельности: • Создание предметно-развивающей среды.

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, иллюстрации к сказкам, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас Оформила наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей", подобрала сюжетные картинки. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

• Работа с детьми.

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приё мовпознавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;

беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них; рассматривание иллюстраций;

пересказ произведений, пересказ по ролям;

игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств;

объяснение значений некоторых слов;

использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;

беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия; выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;

просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению

• Работа с родителями

Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детейс этой целью была организована следующая работа:

-анкетирование для родителей

Разработан перспективный план работы с родителями. Организованы консультации: 1. Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника.

2. Приобщение дошкольника к художественной литературе.

3. Что и как читать детям.

4. Учим стихи – развиваем память.

Папки – передвижки:

1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей.

2. Книжки в вашем доме.

3. Мы – читающая семья.

4. Стихи к Дню книги.

5. Пословицы и загадки о книгах.

Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.

Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой, вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков. И самое главное прививать любовь к книге, чтобы в дальнейшем дети с интересом читали и изучали книги.


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки

Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда , каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово , посредством различных методов и приё мов : познавательные…

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда , каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово , посредством различных методов и приё мов : познавательные…

Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой, вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков

Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой, вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2024