Развитие речи детей среднего возраста средствами фольклора в воспитательно - образовательном процессе, через системно – деятельностный подход.
Разработала воспитатель : Чулкина Елена Авинеровна (первая квалификационная категория)
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
.
Одним из важнейших и эффективных средств развития речи детей среднего дошкольного возраста является народный фольклор – устное народное творчество. Это связано с тем, что в связи с требованиями ФГОС образовательная деятельности дошкольной организации ориентирована на развитие личности ребёнка, его духовно- нравственные, индивидуальные особенности и интересы, поэтому актуальными целями деятельности воспитателя являются активизация, пробуждение интереса к произведениям народного творчества- прибауткам, закличкам , потешкам, небылицам, сказкам, народным песням и играм, к традиционным национальным обычаям и культуре.
В своей работе по развитию речи детей средствами народного творчества использую следующие методы и приёмы:
наглядные (рассматривание иллюстраций, фотографий, книжек с картинками, просмотр презентаций и др. ).
словесные методы (выразительное чтение, рассказывание, беседы, объяснение, пояснение и т. д. ).
игровые методы
игры с пальчиками
использование различных видов театра
имитационные упражнения
метод ассоциации при использовании загадок
модификация сказок
Условия для развития речи детей.
Для успешного развития речи детей необходимо создать следующие условия:
использование в комплексе трёх подходов: коммуникативного, интегративного и системно- деятельностного подхода.
подбор произведений устного народного творчества с возрастными особенностями детей.
использование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений ,в которых речевым материалом являются произведения малых народных форм.
Системно- деятельностный подход
Системно - деятельностный подход в воспитании и развитии ребёнка направлен на развитие у детей креативности, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Девиз этого подхода «Каждый день работы с детьми- поиск!» Не раскрывайте истину ,а находите её с помощью рассуждений, проблемных ситуаций и наводящих вопросов. В процессе системно- деятельностного подхода ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их самостоятельно, организует свою деятельность и последовательно добивается своей цели.
Воспитание – это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, который постоянно видоизменяется в зависимости от личности педагога и от личности воспитанника. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Лишь при создании доброжелательной атмосферы, раскрываются положительные черты воспитанников.
Содержание | Условия реализации | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Проблемная ситуация | Создание игровой ситуации, используя настольный театр. | Процесс вовлечения в деятельность: - Вот как нас много и мы обязательно поможем бабушке. | Дети обращают внимание на грустную Бабушку. |
Целевая установка | Создание игровой ситуации для выполнения цели по познавательной деятельности в группе. | Чтобы помочь бабушке, надо всем вместе очень постараться и друг другу помогать… | Дети готовы к путешествию, чтобы помочь бабушке |
Мотивирование | Специально организованная ситуация в группе. | - Как же помочь, бабушке найти и вернуть колобка?? | Представление реквизита, используемого в игре; |
Планирование решения | Алгоритм выполнения задания. (В группе из рулона бумаги выложена дорожка, созданы практические задания) | - Чтобы помочь Бабушке, надо отправиться в сказку. | Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. |
Реализация плана (деятельность) | Создание условий для выполнения практических заданий. | Воспитатель сопровождает практическую деятельность детей и помогает в случае затруднения | Дети выполняют практические задания. И находят колобка. Обыгрывают сказку «Колобок» (модификация) |
Анализ результатов (итоги) | Дети в гостях у бабушки с колобком. | Как мы нашли колобка, давайте расскажем бабушке. | Слушаем высказывания детей. |
Рефлексия | Подготовка силуэтов колобков с разными эмоциями (улыбка и грусть) | Давайте подарим веселых колобков бабушке, чтобы она больше не грустила. | Дети выбирают изображения колобка с улыбкой. |
Перспективы | Создание условий для продуктивной деятельности. | Побуждение к продуктивной деятельности. | Творческая работа детей «Вкусные ватрушки» для бабушки и колобка. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.