Концепция преподавания учебного предмета Химия в образовательных организациях Российской Федерации,реализующих основные общеобразовательные программы
Оценка 5

Концепция преподавания учебного предмета Химия в образовательных организациях Российской Федерации,реализующих основные общеобразовательные программы

Оценка 5
Мероприятия +3
pptx
химия
7 кл—11 кл +1
08.12.2023
Концепция преподавания учебного предмета Химия в образовательных организациях Российской Федерации,реализующих основные общеобразовательные программы
Выступление на курсах повышения квалификации
Концепция препод уч предмета Химия в обр организац РФ,реализующих осн общеобр прогр.pptx

Презентацию подготовила С.А.Гашева учитель химии

Презентацию подготовила С.А.Гашева учитель химии

Презентацию подготовила
С.А.Гашева
учитель химии
МБОУ «СОШ№11»

Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,реализующих основные общеобразовательные программы.

Содержание концепции Общие положения

Содержание концепции Общие положения

Содержание концепции

Общие положения.
Значение учебного предмета «Химия» в современной системе образования.
Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «Химия».
Цели и задачи Концепции.
Основные направления реализации Концепции.
Реализация Концепции.

Концепция Основные проблемы Базовые принципы

Концепция Основные проблемы Базовые принципы

Концепция

Основные проблемы

Базовые принципы

Цели

Задачи

Основные направления развития системы преподавания

Химические знания – неотъемлемая часть естествознания

Химические знания – неотъемлемая часть естествознания

Химические знания – неотъемлемая часть естествознания.

Формирование в сознании школьников химической картины мира ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

выработку научного мировоззрения;
выработку культуры мышления и поведения.



Основная цель общего образования.

Принцип преемственности Пропедевтический этап

Принцип преемственности Пропедевтический этап



Принцип преемственности

Пропедевтический этап

Предпрофильный этап

Профильный этап

Пропедевтический этап Основная задача этого этапа – формирование интереса к познанию мира веществ и химических превращений

Пропедевтический этап Основная задача этого этапа – формирование интереса к познанию мира веществ и химических превращений

Пропедевтический этап

Основная задача этого этапа – формирование интереса к познанию мира веществ и химических превращений.

Предпрофильный этап Основная задача этого этапа – формирование базы знаний о веществах и химических явлениях, необходимых для продолжения химического образования на уровне среднего общего образования

Предпрофильный этап Основная задача этого этапа – формирование базы знаний о веществах и химических явлениях, необходимых для продолжения химического образования на уровне среднего общего образования

Предпрофильный этап

Основная задача этого этапа – формирование базы знаний о веществах и химических явлениях, необходимых для продолжения химического образования на уровне среднего общего образования.

Профильный этап Основная задача этого этапа – получение химического образования в зависимости от выбора учебных предметов: «Естествознания», «Химии» (базовый уровень), «Химии» (углубленный уровень)

Профильный этап Основная задача этого этапа – получение химического образования в зависимости от выбора учебных предметов: «Естествознания», «Химии» (базовый уровень), «Химии» (углубленный уровень)

Профильный этап

Основная задача этого этапа – получение химического образования в зависимости от выбора учебных предметов: «Естествознания», «Химии» (базовый уровень),
«Химии» (углубленный уровень).

Основные дидактические принципы обучения: научность; системность; систематичность; доступность; связь теории с практикой; наглядность

Основные дидактические принципы обучения: научность; системность; систематичность; доступность; связь теории с практикой; наглядность

Основные дидактические принципы обучения:


научность;
системность;
систематичность;
доступность;
связь теории с практикой;
наглядность.

Наиболее эффективные подходы к обучению: системный; деятельностный; личностно-ориентированный; компетентностный; социально-ориентированный

Наиболее эффективные подходы к обучению: системный; деятельностный; личностно-ориентированный; компетентностный; социально-ориентированный

Наиболее эффективные подходы к обучению:


системный;
деятельностный;
личностно-ориентированный;
компетентностный;
социально-ориентированный.

Система общего образования должна способствовать овладению выпускником химическими знаниями в объеме, необходимом для повседневной жизни и деятельности во всех областях промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования,…

Система общего образования должна способствовать овладению выпускником химическими знаниями в объеме, необходимом для повседневной жизни и деятельности во всех областях промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования,…

Система общего образования должна способствовать овладению выпускником химическими знаниями в объеме, необходимом для повседневной жизни и деятельности во всех областях промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования, культуры, науки, государственного управления, в том числе непосредственно не связанных с химией. Химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, экологических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

Химическое образование является важным условием экологически грамотного, безопасного поведения человека

Химическое образование является важным условием экологически грамотного, безопасного поведения человека

Химическое образование


является важным условием
экологически грамотного,
безопасного поведения человека.

Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «Химия»

Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «Химия»

Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «Химия»


Проблемы мотивационного характера;
Проблемы содержательного характера;
Проблемы методического характера;
Проблемы материально-технического характера;
Кадровые проблемы.

Государственная политика, направленная на повышение престижа получения профессионального образования по химическим специальностям и направлениям; профессиональное мастерство учителя, обеспечивающее достижение успешности обучающихся в процессе обучения, творческий…

Государственная политика, направленная на повышение престижа получения профессионального образования по химическим специальностям и направлениям; профессиональное мастерство учителя, обеспечивающее достижение успешности обучающихся в процессе обучения, творческий…

Государственная политика, направленная на повышение престижа получения профессионального образования по химическим специальностям и направлениям;
профессиональное мастерство учителя, обеспечивающее достижение успешности обучающихся в процессе обучения, творческий подход в проведении уроков, реализацию основных функций химического эксперимента, осуществление профориентационной работы с обучающимися и др.;
качество учебно-методического обеспечения;
создание благоприятных условий для проблемного обучения, проведения учебно-исследовательских работ……..
способствуют решению


ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА.

Проблемы содержательного характера

Проблемы содержательного характера

Проблемы содержательного характера

Одной из важных проблем основного общего образования является несоответствие содержания учебного материала возрастным особенностям обучающихся, уровню развитости когнитивной сферы личности, что выражается в уменьшении доли материала, для усвоения которого требуется образное мышление, и, наоборот, увеличении объема теоретических представлений, опирающихся на абстрактные модели.
Избыточный материал, предлагаемый для изучения в 8-9 классах, НЕ ПОЗВОЛЯЕТ за 2 часа в неделю осуществить полноценный образовательный процесс из-за изучения на каждом уроке нового материала, отсутствия времени на повторение и закрепление ранее изученного.

Примерной основной образовательной программой среднего общего образования изучение учебного предмета «Химия» на базовом уровне предлагается осуществлять в объеме 1 час в неделю, что не может…

Примерной основной образовательной программой среднего общего образования изучение учебного предмета «Химия» на базовом уровне предлагается осуществлять в объеме 1 час в неделю, что не может…

Примерной основной образовательной программой среднего общего образования изучение учебного предмета «Химия» на базовом уровне предлагается осуществлять в объеме 1 час в неделю, что не может обеспечить в дальнейшем получение выпускниками качественного образования и успешность их профессиональной деятельности в основных сферах экономики и науки.
На базовом уровне с реднего общего образования согласно действующему ФГОС СОО учебный предмет «Химия» может быть заменен интегрированным учебным предметом «Естествознание», который призван, но не способен решать задачу формирования целостной естественно-научной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук.

Проблемы методического характера: не обобщены и не систематизированы наиболее эффективные методы, методики и технологии обучения химии с учетом возрастных особенностей обучающихся и конкретного содержания обучения…

Проблемы методического характера: не обобщены и не систематизированы наиболее эффективные методы, методики и технологии обучения химии с учетом возрастных особенностей обучающихся и конкретного содержания обучения…

Проблемы методического характера:

не обобщены и не систематизированы наиболее эффективные методы, методики и технологии обучения химии с учетом возрастных особенностей обучающихся и конкретного содержания обучения в химии;
отсутствуют или недостаточно конкретизированы методические рекомендации к реализации проектной деятельности в рамках учебного предмета «Химия»;
не определены требования к методическим пособиям для учителя;
отсутствуют рекомендации для учителя применительно к конкретному учебно-методическому комплексу по проведению демонстрационного эксперимента, лабораторных опытов и практических работ с указанием требований к оборудованию, реактивам, концентрациям используемых растворов, нормам охраны труда при проведении химического эксперимента;
в методических рекомендациях не отражены возможности использования датчиковых систем (или цифровых лабораторий) в проведении демонстрационного и ученического эксперимента, в осуществлении проектной деятельности.

Проблемы материально-технического характера: наглядные средства оформления кабинета химии, современные технические средства обучения и компьютерного обеспечения, электронные наглядные пособия, приборы, оборудование, химическая посуда, реактивы, расходные материалы

Проблемы материально-технического характера: наглядные средства оформления кабинета химии, современные технические средства обучения и компьютерного обеспечения, электронные наглядные пособия, приборы, оборудование, химическая посуда, реактивы, расходные материалы

Проблемы материально-технического характера:

наглядные средства оформления кабинета химии, современные технические средства обучения и компьютерного обеспечения, электронные наглядные пособия, приборы, оборудование, химическая посуда, реактивы, расходные материалы
В НЕПОЛНОЙ МЕРЕ ИЛИ ОТСУТСТВУЮТ

Кадровые проблемы Проходить профессиональную переподготовку должны иметь возможность только лица, имеющие высшее образование по специальности и направлению химического профиля

Кадровые проблемы Проходить профессиональную переподготовку должны иметь возможность только лица, имеющие высшее образование по специальности и направлению химического профиля

Кадровые проблемы

Проходить профессиональную переподготовку должны иметь возможность только лица, имеющие высшее образование по специальности и направлению химического профиля.
Единые программы дополнительной профессиональной подготовки или переподготовки лиц, имеющих высшее образование по химическим направлениям и специальностям, на сегодняшний день отсутствуют.
В тоже время нормативные документы предъявляют высокие требования к профессии учителя химии.

Цели и задачи Концепции

Цели и задачи Концепции

Цели и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является повышение качества изучения и преподавания учебного предмета «Химия» в системе общего образования путем определения его структуры, содержания и объема с учетом стратегических направлений развития Российской Федерации.

Обновление ФГОС ОО и СОО Модернизация учебно-методических комплексов

Обновление ФГОС ОО и СОО Модернизация учебно-методических комплексов

Обновление ФГОС ОО и СОО

Модернизация учебно-методических комплексов

Расширение использования электронных информационных и образовательных ресурсов

Создание условий для формирования у обучающихся системы химических знаний

Совершенствование системы диагностики и контроля учебных достижений обучающихся

Совершенствование системы подготовки учителей химии и повышения их квалификации

ЗАДАЧИ

Основные направления реализации

Основные направления реализации

Основные направления реализации Концепции

Внести изменения в ФГОС ОО и СОО в части определения требований к предметным результатам освоения ООП с целью их детализации, заключающейся в указании конкретных теорий, законов, понятий, типов учебных задач, экспериментальных умений и других элементов содержания.
На уровне СОО и СПО определить учебный предмет «Химия» как обязательный и исключить учебный предмет «Естествознание» из предметной области «Естественные » науки.
С целью обеспечения единства образовательного процесса на территории РФ закрепить содержание учебного предмета «Химия» по годам обучения.

Основные направления реализации

Основные направления реализации

Основные направления реализации Концепции

Определить для учебного предмета «Химия» на уровне ООО объем учебного времени не менее 140 часов в течение двух лет обучения (8 и 9 классы), рекомендовать выделение дополнительного 1 часа в неделю в 7 классе для пропедевтического курса «Введение в химию» и дополнительного 1 часа в 8 и 9 классах для углубленного обучения химии, в том числе в рамках предпрофильной подготовки.
Усилить в содержании составляющую, связанную с пониманием задач химии, освоением научного метода познания, деятельностным освоением теорий и закономерностей в химии.
Разработать новое поколение учебно-методических комплексов по химии.
Разработать методическое сопровождение образовательного процесса.

Основные направления реализации

Основные направления реализации

Основные направления реализации Концепции

Модернизировать существующие и разработать новые средства обучения химии, обеспечивающие современный уровень изучения учебного предмета «Химия».
С целью приведения в соответствие с новым содержанием учебного предмета «Химия» принять новые или внести изменения в действующие нормативные документы, регламентирующие требования к оснащению кабинета химии, обеспечению его лабораторным оборудованием, химической посудой, реактивами, расходными материалами, а также нормативные документы, определяющие нормы охраны труда и правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием.
Внести изменения в систему подготовки будущих учителей химии в образовательных организациях высшего образования.

Основные направления реализации

Основные направления реализации

Основные направления реализации Концепции

Внести в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, Профессиональный стандарт педагога изменения, связанные с конкретизацией квалификационных требований к должности учителя химии, а также с определением более четких критериев эффективности и результативности работы учителя химии.
Разработать систему оценки качества работы учителя.
Разработать механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций учителей химии.
Устранить избыточные требования к планированию работы учителя химии, к его отчетности!!!
Внести в штатные расписания всех образовательных организаций ОО и СОО должность лаборанта кабинета химии.

Реализация Концепции реализация настоящей

Реализация Концепции реализация настоящей

Реализация Концепции

реализация настоящей Концепции призвана обеспечить повышение уровня преподавания и изучения учебного предмета «Химия», качества общего образования в целом, системное решение важнейших задач развития интеллектуальных способностей личности обучающихся и воспитания социально ответственных граждан.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Спасибо за внимание!!!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2023