Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков химии»
Топычкановой Людмилы Авенировны, учителя химии МБОУ СОШ №1 им. Н.К.Крупской города Нижний Тагил Свердловской области
Цель: в игровой форме проверить прочность химических знаний, умения понимать смысл задания и логически рассуждать
План
1. Представление команд, жюри
2. Команды представляют себя: название команды, приветствие, эмблема (максимально -3 балла)
3. Разминка. За каждое расшифрованное выражение дается 1 балл
4. Тур 1 «Дальше, дальше…» За 2 минуты нужно как можно больше дать правильные ответы. Если не знаете ответа, то говорите «дальше»…Каждый правильный ответ – 1 балл.
5. Тур 2 «Ты мне, я – тебе» Каждая команда задаёт команде – сопернице приготовленный заранее химический вопрос. За правильный ответ -1балл.
6. Болельщикам. К нам пришла телеграмма от агента 007 Необходимо расшифровать её тест. (2 балла+ 1 балл за скорость)
7. Тур 3 «Третий лишний». Каждой команде выдаётся карточка , где нужно вычеркнуть лишнее слово. (можно предложить различные агрегатные состояния веществ, можно предложить формулы веществ) (1балл за каждый правильный ответ + 1 балл за скорость)
8. Тур 4 «Устами младенца» или ЧТО в ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ. (Максимально - 5 баллов)
9. Тур 5 «Химики ищут». Командам дают три пронумерованные пробирки, в которых находятся сульфат натрия, щёлочь, вода. Определить, где что находится. Дополнительные реактивы: фенолфталеин, растворимые соли бария.
10. Болельщикам. Разгадайте ребусы. 1 балл за каждый ребус.
11. Тур 6 «Капитаны, капитаны…» Слово «КАТАЛИЗАТОР». За 2 минуты написать как можно больше слов из букв слова КАТАЛИЗАТОР. Повторять слова нельзя. Побеждает тот, кто больше назовет слов.
12. Команды и болельщики в это время пишут химические элементы, заканчивающиеся на «Н».
13. Подведение итогов. Слово жюри.
Приложение 1. Разминка
А) Не всё аурум, что блестит ( не всё золото, что блестит)
• Б) Белый, как карбонат кальция (белый как мел)
• В) Феррумный характер (железный характер)
• Г) Слово – аргентум, молчание – аурум (слово золото, молчание- серебро)
• Д) За купрумный грош удавился (за медный грош удавился)
• Е) Много Н2О утекло ( много воды утекло)
Приложение 2. «Дальше, дальше…»
1.Вода в твердом состоянии (лёд)
2. Наиболее активный неметалл (фтор)
3. Процесс разрушения металла от воздействия окружающей среды (коррозия)
4. Аллотропное видоизменение кислорода (озон)
5. Реакция обмена между кислотой и основанием (нейтрализация)
6. Тип кристаллической решетки в поваренной соли (ионная)
7. Вещества, ускоряющие химические реакции (катализаторы)
8. Самый тяжелый металл (осмий)
9. Единственный жидкий металл (ртуть)
10.Сложные вещества, состояшие из двух элементов , один из которых кислород (оксиды)
11. Реакция, при которой выделяется теплота (экзотермическая)
12.Растворы и расплавы, проводящие электрический ток (электролиты)
13. Кислота. Находящаяся в желудочном соке (соляная кислота)
14.Русский ученый энциклопедист, открывший закон сохранения энергии (Ломоносов М.В)
15.Каким химическим элементом богата морская капуста (иод)
16.Растворимые в воде основания (щёлочи)
17.Положительно или отрицательно заряженная частица (ион)
18.Вещество, поддерживающее горение и дыхание (кислород)
19. Метод полной очистки воды (дистилляция)
20. Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на нервную систему(бром)
21. Элемент- металл, входящий в состав поваренной соли (натрий)
22. Самое распространенное вещество на Земле (вода)
23. Реакции, при которых поглощается теплота (эндотермические)
24.Запись химической реакции с помощью химических знаков и формул (хим. Уравнение)
25.Ученый, открывший периодический закон (Менделеев Д.И.)
26. Самый легкий газ (водород)
27.Быстро протекающая химическая реакция с выделением тепла и света (горение)
28. Тип кристаллической решетки у алмаза (атомная)
29. Химически неделимая частица вещества (атом)
30. Какое молоко не пьют (известковое)
31. Единица количества вещества (моль)
32. Тип химической реакции, при которой из одного сложного вещества образуется несколько более простых веществ (разложение)
33.Металл, обладающий бактерицидным свойством (серебро)
34. Элемент, в переводе с греческого «несущий свет» (фосфор)
35. Изобретатель противогаза (Зелинский Н.Д.)
Приложение 3 «Третий лишний»
|
Твердые вещества |
Газообразные вещества |
|
1. Хлор, медь, сахар |
1.Кислород, оксид углерода(IV), серебро |
|
2. Сера, вода, алмаз |
2.Гелий, свинец, водород |
|
3. Иод, кислород, железо |
3.Графит, озон , азот |
|
4. Малахит, золото, бром |
4.Неон, магний, фтор |
|
5. Алюминий, соляная кислота, цинк |
5.Аммиак, ртуть, хлороводород |
Приложение 4 «Устами младенца»
Для 1-й команды
1. - ЕЁ изобрели китайцы (5 б.)
2. - У нас её получают из дерева (4б.)
3. - Она легко горит (3б.)
4. – из неё получается много мусора (2б.)
5. – на ней обычно рисуют (1б.) БУМАГА
Для 2-й команды
1. - Его делают из песка (5б)
2. – брошенное в лесу, оно может стать источником пожара (4б)
3. – чаще всего бывает прозрачным (3б)
4. – когда падает, оно разбивается (2б)
5. – из него делают посуду (1б) СТЕКЛО
Приложение 5 «Химики ищут!»
1-е действие: + фенолфталеин. Где малиновая окраска – там ЩЁЛОЧЬ 2-е действие: + раствор хлорида бария. Выпадение осадка молочно- белого цвета – там сульфат натрия. В оставшейся пробирке - вода. ОТВЕТ: №1 - ВОДА, №2 – щелочь. №3 – СУЛЬФАТ НАТРИЯ.
Приложение 6. Болельщикам «Телеграмма от агента 007»
|
24 |
49 |
12 |
49 |
Ч |
63 |
16 |
19 |
49 |
63 |
|
88 |
63 |
18 |
19 |
52 |
49 |
74 |
Ы |
|
11 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
74 |
19 |
У |
16 |
|
84 |
88 |
76 |
5 |
76 |
74 |
18 |
52 |
Ь |
|
11 |
63 |
3 |
Ь |
79 |
Я |
! |
|
(Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.