Внеклассное мероприятие «Знатоки химии» разработано для предметной недели естественных наук. Рекомендовано для проведения в 8х классах
. Игра рассчитана на 45 минут и может быть проведена между командами класса или параллели. В качестве жюри приглашаются учителя или старшеклассники.
Играющим командам предлагаются занимательные вопросы и задания, проверяющие знание химической терминологии, состава и свойств веществ, а также умение решать расчётные задачи. Для участия игрокам не требуется углубленных знаний, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на внеурочных занятиях, общая эрудиция.
Данное мероприятие развивает логическое мышление учащихся, формирует умения применять знания, полученные при изучении других дисциплин.
Разработка может быть полезна учителям не только во внеурочной деятельности, но и на уроках химии.
Предмет: химия.
Класс: 8.
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к предмету.
Задачи
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Планируемые результаты:
1 задание
Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:
Ba(NO3)2 Na2SO4 CuSO4 K2SO4
Болельщики сочиняют клятву химика.
2 задание
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
1) Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).
2) Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
3) Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).
4) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).
5) Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).
6) С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).
7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
(Недосол на столе, пересол на голове).
Болельщики поддерживают свою команду.
3 задание.
Расшифровать фразы:
Конкурс агент 007
Команда должна расшифровать послание агента 007 с помощью ПСХЭ Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клетки под цифрами первые буквы их названий
1 команда:
Ответ: Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!
17 |
77 |
33 |
77 |
|
63 |
16 |
19 |
77 |
63 |
|
44 |
63 |
13 |
19 |
22 |
77 |
23 |
|
|
28 |
13 |
|
23 |
19 |
92 |
16 |
|
84 |
44 |
76 |
56 |
76 |
23 |
13 |
22 |
|
|
28 |
63 |
3 |
|
79 |
|
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
ь |
|
я |
! |
2 команда:
Тушить спиртовку необходимо накрыв ее колпачком!
22 |
92 |
|
77 |
22 |
|
|
16 |
84 |
77 |
44 |
22 |
76 |
23 |
19 |
92 |
|
28 |
63 |
76 |
56 |
108 |
76 |
105 |
77 |
33 |
76 |
|
28 |
13 |
19 |
44 |
|
23 |
|
63 |
63 |
|
19 |
76 |
3 |
84 |
13 |
|
19 |
76 |
33 |
|
|
|
ш |
|
|
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
! |
3 команда:
76 |
84 |
|
22 |
|
|
84 |
44 |
76 |
23 |
76 |
105 |
77 |
22 |
|
|
22 |
76 |
3 |
|
19 |
76 |
|
23 |
|
|
77 |
16 |
22 |
76 |
|
|
16 |
92 |
17 |
76 |
|
|
84 |
76 |
16 |
92 |
105 |
63 |
|
|
|
ы |
|
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
й |
|
|
|
|
|
й |
|
|
|
|
|
|
|
! |
Опыты проводить только в чистой, сухой посуде.
Параллельно конкурс капитанов: Используя слово "ХРОМАТОГРАФИЯ" составляют слова.
Для болельщиков: Загадки
1)Я – Фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут.
Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через Воронку,
Можно будет фильтровать.
Я – Шпатель, наблюдаю строго,
Чтоб веществ не брали много.
Довольно горстку зачерпнуть,
Потом водицей сполоснуть.
Фитилек мой зажигай
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня Спиртовка.
2)Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам Химический Стакан.
Химик капает раствор
Аккуратно, очень метко.
А помощница ему –
Я – стеклянная Пипетка.
Химикам известно многим:
Целым будет реактив
В их пробирке, ведь, как ноги,
У пробирок есть Штатив.
Загадки: О каком элементе идет речь в загадке.
Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
(Азот)
Я не горюю, а горю, и воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град –
Я напоить природу рад.
(Водород)
Я – коварный поджигатель.
Вы огня хотите – нате!
Я – всесильный окислитель.
(Кислород)
Вы со мной уже встречались –
Я – космический скиталец.
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я – любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
(Водород)
Иду на мелкую монету,
В колокола люблю звенеть.
Мне ставят памятник за это
И знают имя мое – …
(Медь)
В честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь.
(Золото)
Из меня состоит все живое,
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я – на улице в поле и дома.
Я – в деревьях и в каждом из вас.
(Углерод)
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
(Алюминий)
4 Задание.
Отгадать кроссворд.
Болельщики: песни где говорится о воде в любых агрегатных состояниях.
5 Задание. О каком веществе идет речь?
ВОДА |
ЗОЛОТО |
АЛЮМИНИЙ |
1. Это сложное распространенное вещество. |
1.Это простое вещество - металл. |
1.Это простое вещество - металл. |
2. Это вещество необходимо всем живым организмам.. |
2. Это очень пластичный металл, используемый человеком. |
2. Это очень пластичный металл, широко используемый человеком. |
3. 3/4 планеты Земля занято этим веществом. |
3. Находится в природе в чистом виде. |
3. Находится в природе в виде соединений. |
4.Может одновременно находиться во всех трех агрегатных состояниях. |
4. Используется для изготовления ювелирных изделий. |
4. Используется для изготовления электрических проводов. |
5. Формула этого вещества - Н2О. |
5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аu. |
5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аl. |
Выкатить:
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
|
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
|
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
|
1) Не все то аурум, что блестит.
|
1) Не все то аурум, что блестит.
|
1) Не все то аурум, что блестит.
|
2) Белый, как карбонат кальция.
|
2) Белый, как карбонат кальция. |
2) Белый, как карбонат кальция.
|
3) Куй феррум, пока горячо.
|
3) Куй феррум, пока горячо.
|
3) Куй феррум, пока горячо.
|
4) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
|
4) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
|
4) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
|
5) Стойкий станумный солдатик.
|
5) Стойкий станумный солдатик.
|
5) Стойкий станумный солдатик.
|
6) Много оксида водорода утекло с тех пор.
|
6) Много оксида водорода утекло с тех пор.
|
6) Много оксида водорода утекло с тех пор.
|
7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
|
7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
|
7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
|
Вопросы кроссворда: |
Вопросы кроссворда: |
Вопросы кроссворда: |
1. Газ, которым мы дышим. |
1. Газ, которым мы дышим. |
1. Газ, которым мы дышим. |
2. Используют для нагревания веществ. |
2. Используют для нагревания веществ. |
2. Используют для нагревания веществ. |
3. Наука о веществах и их свойствах. |
3. Наука о веществах и их свойствах. |
3. Наука о веществах и их свойствах. |
4. Нота, которую мы "едим". |
4. Нота, которую мы "едим". |
4. Нота, которую мы "едим". |
5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. |
5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. |
5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. |
6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. |
6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. |
6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. |
7. Сосуд в котором проводят химические опыты. |
7. Сосуд в котором проводят химические опыты. |
7. Сосуд в котором проводят химические опыты. |
8. Самое распространенное вещество на Земле. |
8. Самое распространенное вещество на Земле. |
8. Самое распространенное вещество на Земле. |
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. |
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. |
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. |
Вопросы кроссворда: |
Вопросы кроссворда: |
Вопросы кроссворда: |
1. Газ, которым мы дышим. |
1. Газ, которым мы дышим. |
1. Газ, которым мы дышим. |
2. Используют для нагревания веществ. |
2. Используют для нагревания веществ. |
2. Используют для нагревания веществ. |
3. Наука о веществах и их свойствах. |
3. Наука о веществах и их свойствах. |
3. Наука о веществах и их свойствах. |
4. Нота, которую мы "едим". |
4. Нота, которую мы "едим". |
4. Нота, которую мы "едим". |
5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. |
5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. |
5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. |
6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. |
6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. |
6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. |
7. Сосуд в котором проводят химические опыты. |
7. Сосуд в котором проводят химические опыты. |
7. Сосуд в котором проводят химические опыты. |
8. Самое распространенное вещество на Земле. |
8. Самое распространенное вещество на Земле. |
8. Самое распространенное вещество на Земле. |
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. |
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. |
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. |
1 команда:
17 |
77 |
33 |
77 |
|
63 |
16 |
19 |
77 |
63 |
|
44 |
63 |
13 |
19 |
22 |
77 |
23 |
|
|
28 |
13 |
|
23 |
19 |
92 |
16 |
|
84 |
44 |
76 |
56 |
76 |
23 |
13 |
22 |
|
|
28 |
63 |
3 |
|
79 |
|
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
ь |
|
я |
! |
2 команда:
22 |
92 |
|
77 |
22 |
|
|
16 |
84 |
77 |
44 |
22 |
76 |
23 |
19 |
92 |
|
28 |
63 |
76 |
56 |
108 |
76 |
105 |
77 |
33 |
76 |
|
28 |
13 |
19 |
44 |
|
23 |
|
63 |
63 |
|
19 |
76 |
3 |
84 |
13 |
|
19 |
76 |
33 |
|
|
|
ш |
|
|
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
! |
3 команда:
76 |
84 |
|
22 |
|
|
84 |
44 |
76 |
23 |
76 |
105 |
77 |
22 |
|
|
22 |
76 |
3 |
|
19 |
76 |
|
23 |
|
|
77 |
16 |
22 |
76 |
|
|
16 |
92 |
17 |
76 |
|
|
84 |
76 |
16 |
92 |
105 |
63 |
|
|
|
ы |
|
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
й |
|
|
|
|
|
й |
|
|
|
|
|
|
|
! |
ВОДА |
ЗОЛОТО |
АЛЮМИНИЙ |
1. Это сложное распространенное вещество. |
1.Это простое вещество - металл. |
1.Это простое вещество - металл. |
2. Это вещество необходимо всем живым организмам.. |
2. Это очень пластичный металл, используемый человеком. |
2. Это очень пластичный металл, широко используемый человеком. |
3. 3/4 планеты Земля занято этим веществом. |
3. Находится в природе в чистом виде. |
3. Находится в природе в виде соединений. |
4.Может одновременно находиться во всех трех агрегатных состояниях. |
4. Используется для изготовления ювелирных изделий. |
4. Используется для изготовления электрических проводов. |
5. Формула этого вещества - Н2О. |
5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аu. |
5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аl. |
Клятва химиков:
Мы, юные химики, перед лицом своих товарищей торжественно клянемся:
1. Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.
2. Знать все 118 элементов периодической системы наизусть.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Задание болельщикам 1. 1.Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента. 2. 2.Добавьте одну букву в название химического элемента и получите название парнокопытного животного. 3. 3.Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса. 4. 4.В название которого важнейшего для жизни растений соединения, придающего растениям зеленый цвет, входит название химического элемента? 5. 5.Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? 6. 6.В название какого химического элемента входят два животных? 7. 7.В название какого хвойного элемента входит хвойное растение? 8. 8.Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?
|
Задание болельщикам 9. 1.Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента. 2.Добавьте одну букву в название химического элемента и получите название парнокопытного животного. 3.Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса. 4.В название которого важнейшего для жизни растений соединения, придающего растениям зеленый цвет, входит название химического элемента? 5.Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? 6.В название какого химического элемента входят два животных? ( 7.В название какого хвойного элемента входит хвойное растение? 8.Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?
|
Задание болельщикам 1.Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента. 2.Добавьте одну букву в название химического элемента и получите название парнокопытного животного. 3.Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса. 4.В название которого важнейшего для жизни растений соединения, придающего растениям зеленый цвет, входит название химического элемента? 5.Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? 6.В название какого химического элемента входят два животных? 7.В название какого хвойного элемента входит хвойное растение? 8..Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?
|
Для ЖЮРИ.
1 задание.
2 задание. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
1) Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).
2) Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
3) Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).
4) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).
5) Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).
6) С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).
7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
(Недосол на столе, пересол на голове).
4 задание.
Вопросы кроссворда: |
1. Газ, которым мы дышим. (Кислород) |
2. Используют для нагревания веществ.( Спиртовка) |
3. Наука о веществах и их свойствах. (Химия) |
4. Нота, которую мы "едим". (Соль) |
5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. (Кислоты) |
6. Металл из которого изготавливают ювелирные изделия. ( Серебро) |
7. Сосуд в котором проводят химические опыты. ( Пробирка) |
8. Самое распространенное вещество на Земле. (Вода) |
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2. (Оксиды) |
5 задание: О каком веществе идет речь?
ВОДА |
ЗОЛОТО |
АЛЮМИНИЙ |
1. Это сложное распространенное вещество. |
1.Это простое вещество - металл. |
1.Это простое вещество - металл. |
2. Это вещество необходимо всем живым организмам.. |
2. Это очень пластичный металл, используемый человеком. |
2. Это очень пластичный металл, широко используемый человеком. |
3. 3/4 планеты Земля занято этим веществом. |
3. Находится в природе в чистом виде. |
3. Находится в природе в виде соединений. |
4.Может одновременно находиться во всех трех агрегатных состояниях. |
4. Используется для изготовления ювелирных изделий. |
4. Используется для изготовления электрических проводов. |
5. Формула этого вещества - Н2О. |
5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аu. |
5. Химический знак, который образует данное простое вещество - Аl. |
3 задание.
1 команда:
Ответ: Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!
17 |
77 |
33 |
77 |
|
63 |
16 |
19 |
77 |
63 |
|
44 |
63 |
13 |
19 |
22 |
77 |
23 |
|
|
28 |
13 |
|
23 |
19 |
92 |
16 |
|
84 |
44 |
76 |
56 |
76 |
23 |
13 |
22 |
|
|
28 |
63 |
3 |
|
79 |
|
|
х
|
и |
м |
и |
ч |
е |
с |
к |
и |
е |
|
р |
е |
а |
к |
т |
и |
в |
ы |
|
н |
а |
|
в |
к |
у |
с |
|
п |
р |
о |
б |
о |
в |
а |
т |
ь |
|
н |
е |
л |
ь |
з |
я |
! |
2 команда:
Тушить спиртовку необходимо накрыв ее колпачком!
22 |
92 |
|
77 |
22 |
|
|
16 |
84 |
77 |
44 |
22 |
76 |
23 |
19 |
92 |
|
28 |
63 |
76 |
56 |
108 |
76 |
105 |
77 |
33 |
76 |
|
28 |
13 |
19 |
44 |
|
23 |
|
63 |
63 |
|
19 |
76 |
3 |
84 |
13 |
|
19 |
76 |
33 |
|
т
|
у |
ш |
и |
т |
ь |
|
с |
п |
и |
р |
т |
о |
в |
к |
у |
|
н |
е |
о |
б |
х |
о |
д |
и |
м |
о |
|
н |
а |
к |
р |
ы |
в |
|
е |
е |
|
к |
о |
л |
п |
а |
ч |
к |
о |
м |
! |
3 команда:
Опыты проводить только в чистой, сухой посуде.
76 |
84 |
|
22 |
|
|
84 |
44 |
76 |
23 |
76 |
105 |
77 |
22 |
|
|
22 |
76 |
3 |
|
19 |
76 |
|
23 |
|
|
77 |
16 |
22 |
76 |
|
|
16 |
92 |
17 |
76 |
|
|
84 |
76 |
16 |
92 |
105 |
63 |
|
о
|
п |
ы |
т |
ы |
|
п |
р |
о |
в |
о |
д |
и |
т |
ь |
|
т |
о |
л |
ь |
к |
о |
|
в |
|
ч |
и |
с |
т |
о |
й |
|
с |
у |
х |
о |
й |
|
п |
о |
с |
у |
д |
е |
! |
Демонстрационные опыты
«Заживление раны»
На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода».
На сцену приглашают самого смелого мальчика. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает.
«йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.
Фараоновы змеи
просеянный песок;
95% спирт;
сахарную пудру;
пищевую соду.
Из песка насыпаем небольшую горку, пропитанную спиртом, на вершине этой горки делаем небольшое углубление. Затем смешиваем чайную ложку сахарной пудры и четверть ложки соды. Полученную смесь засыпаем в «кратер».
Поджигаем спирт (это может занять некоторое время). Постепенно смесь начнет превращаться в черные шарики, а после того как весь спирт прогорит, смесь резко почернеет и из неё начнет выползать фараонова змея!
НЕШУТОЧНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы – не арбуз:
Слезет кожа с языка,
И отвалится рука.
Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос.
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы.
С веществами неизвестными
Не проводи смешивания неуместные:
Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай,
Не сливай в одну посуду, не мешай, не поджигай.
Если ты работаешь с твердым веществом,
Не бери его лопатой
и не вздумай брать ковшом.
Ты возьми его немножко –
одну восьмую чайной ложки.
При работе с жидкостью
каждый должен знать:
Мерить надо в каплях –
ведром не наливать.
Если на руку тебе кислота попала
Руку быстро ты водой промой из крана.
И, чтоб осложнений себе не доставить,
Не забудь учителя в известность поставить.
Клятва химика Я. Юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
|
Клятва химиков:
Мы, юные химики, перед лицом своих товарищей торжественно клянемся:
1. Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.
2. Знать все 118 элементов периодической системы наизусть.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.