Интеллектуальная игра для учащихся 10 классов ХИМИ-БИО-УМ
Оценка 4.8

Интеллектуальная игра для учащихся 10 классов ХИМИ-БИО-УМ

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
биология +1
10 кл
10.03.2024
Интеллектуальная игра для учащихся 10 классов ХИМИ-БИО-УМ
В работе представлено положение по игре и материалы по этапам
ХИМИБИОУМ!!!!.docx

Положение по муниципальному химико-биологическому турниру

для учащихся 10 классов ХИМИБИОУМ!

Цели и задачи турнира:

Развитие творчества обучающихся, внимания, логики, нестандартности мышления. Умение использовать ранее полученные знания по биологии. Самостоятельный поиск знаний. Дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным обучающимся. Представить обучение, как увлекательное состязание.

 

Подготовительный этап:

В школах набирается команда учащихся 10 классов из 5 человек. Содержание игры базируется на материале основной школы.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями для команд (количество команд отражено в заявках от школ), дипломы победителям.

Этапы игры и необходимый минимум знаний на них:

1.      Люди науки: по отдельным фактам из биографии ученых биологов и химиков узнать, о ком идет речь.

2.      Задачи: умение решать химические и цитологические задачи

3.      Микромир: знание строения клеток 1-клеточных животных.

4.      Периодическая система: знание характеристики химических элементов, их особенностей

5.      Термины. Этап предполагает по формулировке определения узнать термин

6.      Оборудование: знание устройства микроскопа и особенностей химической посуды.

Проведение турнира: Все команды сидят за столами в зале. Поочередно команды выбирают номинацию и стоимость ответа. При необходимости другие команды могут дополнять или уточнять ответы других команд. За верные ответы команды получают жетоны. Побеждают команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Срок проведения:

 

Люди науки-1

Люди науки-1Люди науки-1

 

      Русский естествоиспытатель, специалист по физиологии растений, крупный исследователь фотосинтеза, один из первых в России пропагандистов идей Дарвина об эволюции, популяризатор и историк науки, заслуженный профессор Московского университета

      В 1875 году он получил степень доктора ботаники за сочинение «Об усвоении света растением».

      «Он сам, как и горячо любимые им растения, всю жизнь стремился к свету, запасая в себе сокровища ума и высшей правды, и сам был источником света для многих поколений, стремившихся к свету и знанию и искавших тепла и правды в суровых условиях жизни.» - сказал о нем И.П.Павлов.

 

и науки-2

Люди науки-2 

 


      Русский учёный, родился недалеко от Тобольска.

       Педагогический институт Петербурга  (физико-математический факультет) закончил с золотой медалью.

      Под его инициативой была сформирована Палата мер и весов.

       Трудился над созданием бездымного пороха.

      Любимым занятием на досуге было изготовление чемоданов и рамок для портретов.   

      В одиночку совершил полет на воздушном шаре для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения.

 

 

Люди науки-3 

 


            Кто автор слов:

 «Широко распространяет химия руки свои в дела          человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде         обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания».

 

 

Люди науки-4 

 


      Русский химик,  занимался энтомологией и пчеловодством.  Известен как один из организаторов Русского общества акклиматизации животных и растений, и автор руководства по разведению пчёл.

      «Нельзя не удивляться, оглядываясь назад, какой огромный шаг сделала органическая химия за время своего существования. Несравненно больше, однако, предстоит ей впереди».

 

 

Люди науки-5 

 


      Его предки по отцовской и материнской линиям были священнослужителями Русской православной церкви. Окончив в 1864 году рязанское духовное училище, он поступил в Рязанскую духовную семинарию. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь.

      Более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из желудка сок переваривал кишечник и брюшную стенку. Ученый так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок.

      За 10 лет он, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний ученый сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. В 1904 году ему была вручена Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желёз — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

 

Люди науки-6 


                     

      Французский химик, родился в богатой семье, получил гуманитарное образование. Проявлял большую склонность к изучению естественных наук.

      Создал на свои средства лабораторию.

      Доказал сложность состава воздуха, воды.

 

Люди науки-7 

 


      В Эдинбургском университете он изучал медицину. Во время обучения он понял, что лекции скучны, а хирургия причиняет страдания, поэтому он забрасывает обучение медицине. Позже у него просыпается страсть к коллекционированию жуков. Сам же … в подтверждение своего увлечения приводит следующую историю: «Однажды, сдирая с дерева кусок старой коры, я увидел двух редких жуков и схватил каждой рукой по одному из них, но тут я увидел третьего, какого-то нового рода, которого я никак не в состоянии был упустить, и я сунул того жука, которого держал в правой руке, в рот. Увы! Он выпустил какую-то чрезвычайно едкую жидкость, которая так обожгла мне язык, что я вынужден был выплюнуть жука, и я потерял его, так же как и третьего». В 1831 году, по окончании университета, он в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигль», откуда вернулся в Англию лишь 2 октября 1836 года. Путешествие продолжалось без малого пять лет.

Люди науки-8                                                                 

                                                                              

      С 1844 по 1848 годы он учился в Брюннском богословском институте. В 1847 году стал священником. Самостоятельно изучал множество наук, заменял отсутствующих преподавателей греческого языка и математики в одной из школ. Сдавая экзамен на звание преподавателя, получил неудовлетворительные оценки по биологии и геологии. Служил в монастыре. Увлекался опытами с растениями. В 1865 г доложил результаты своих опытов научному обществу, но не был признан. Его труды получили признание только в начале XX века, с развитием представлений о генах.

      Назовите имя учёного, название растения. Какая  связь между этим учёным и растением?

 

ЗАДАЧИ 1.    В молекуле ДНК нуклеотиды с тимином составляют 10% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

 1) 10%             2) 40%            3) 80%            4) 90%

 

 

ЗАДАЧИ 2.  К 150 г раствора гидроксида калия с массовой долей 12% добавили 15 граммов гидроксида. Какова массовая доля полученного раствора?

 

 

ЗАДАЧИ 3. В молекуле ДНК содержится 17% аденина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится других нуклеотидов (каждого в отдельности).

 

ЗАДАЧИ 4. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ААГГЦТАЦГТТГ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка.

                                                                                                                                

ЗАДАЧИ 5.   Какое количество вещества содержится в 1 г  воды?

 

Задачи 6. Белок состоит из 150 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов содержит участок гена, в котором закодирована первичная структура этого белка?

 

 

Задачи 7. Вычислите массу метана СН4, объем которого при н. у. составляет 67,2 л.

 

Задачи 8. Рассчитайте массу вещества, растворённого в 40 г 25%-ного раствора.

 

Микромир 1. Если клетка содержит хлоропласты, то у нее ….. способ питания

 

Микромир 2. Почему в животной клетке нет клеточной стенки?

 

Микромир 3.  О каком органоиде идет речь: участвуют во внутриклеточном переваривании отмерших частей клетки и что означает его название? (Основная функция этих органоидов переваривание клеток хвоста  головастика при его превращении в лягушку)

 

Микромир 4. Чем отличаются жгутики от ресничек?

Какова их роль и каким организмам они характерны?

 

Микромир 5.   Какие утверждения верны:

1-растительная клетка имеет плотную оболочку

2-цитоплазма клетки – бесцветное вязкое вещество

3-вакуоли растительной клетки всегда заполнены воздухом

4-зеленые пластиды называются хлоропластами

5-хромосомы находятся в цитоплазме

 

Микромир 6. Бактерии – прокариоты, а вирусы?

 

Микромир 7. Установите соответствие

Органоиды клетки:  

1-митохондрии                                     А – 1-мембранные

2- рибосомы                                          Б – 2-мембранные

3-лизосомы                                            В - немембранные

4-пластиды

 

Микромир 8. Назовите основные химические компоненты хромосом

 

 

Периодическая система 1. Единственный жидкий металл при комнатной температуре

 

Периодическая система 2. Металл, считавшийся инертным до тех пор, пока в 14 веке его не растворили в царской водке

 

Периодическая система 3. Химический элемент, значительная часть которого содержится в щитовидной железе и используется организмом для синтеза гормонов

 

Периодическая система 4. Химический элемент, содержащийся в яичном белке: когда белок портится, данный элемент соединяется с водородом и выделяется в виде противно пахнущего газа

 

Периодическая система 5. Химический элемент, входящий в состав горючей смеси спички. Также в 1669 году алхимик Хенниг Бранд в попытках найти «философский камень» случайно получил этот химический элемент. Также он светится на воздухе из-за окисления

 

Периодическая система 6.         Давно известна человеку.       Она тягуча и красна.
      Еще по бронзовому веку        Знакома в сплавах всем она

 

      Периодическая система 7. В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г – в крови.

      По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

      Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.

      Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н. э.

В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.

      Периодическая система 8. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

      Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.

      Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.

      Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.

      Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах

ТЕРМИНЫ 1. Реакции,  протекающие между кислотами и основаниями с образованием воды и соли называются…

 

 

ТЕРМИНЫ 2. Реакция, сопровождаемая светом и теплом - …

 

 

ТЕРМИНЫ 3. Правильно ли утверждать, что автотрофы питаются сами, а гетеротрофы используют готовую пищу?

 

ТЕРМИНЫ 4. Условная запись качественного и количественного состава вещества посредством химических символов и индексов – это…

 

 

ТЕРМИНЫ 5. Охарактеризуйте фотосинтез по плану:

1.     Что создается?

2.     Из чего?

3.     Где?

4.     При каких условиях?

 

 

ТЕРМИНЫ 6. Определённый вид атомов - ?

 

 

ТЕРМИНЫ 7. В чем проявляется симбиоз между грибами и деревьями, под которыми они растут?

 

ТЕРМИНЫ 8. Назовите 2 биотических и 2 абиотических фактора, от которых может зависеть жизнь сосен в нашем лесу.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ 1: Как узнать, во сколько раз увеличивает микроскоп?

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ 2: Они служат для переливания жидкостей и фильтрования, используют для введения в реакционную среду жидких реактивов небольшими порциями. Что это?

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ 3: Зачем микроскопу нужен тубус?

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ 4: Самый необходимый инструмент химика. Необходим для приготовления навесок и растворов заданной концентрации. В большинстве лабораторий используют электронные, так как их точность позволяет определять массу вещества с точностью до тысячных долей грамма

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ 5: Укажите части микроскопа, обозначенные номерами 1-7.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ 6: Для чего используют аппарат Киппа?

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ 7: Распределите в правильной последовательности правила подготовки микроскопа к работе:

1.     Поставить штативом к себе

2.     Настроить свет с помощью зеркала

3.     Рассмотреть микропрепарат

4.     Одной рукой держать за подошву, а другой наклонить за штатив

5.     Положить микропрепарат и закрепить зажимами

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ 8: Воронки химические и воронки делительные… Чем они отличаются? Какая воронка показана на рисунке?

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Положение по муниципальному химико-биологическому турниру для учащихся 10 классов

Положение по муниципальному химико-биологическому турниру для учащихся 10 классов

Русский учёный, родился недалеко от

Русский учёный, родился недалеко от

В 1904 году ему была вручена Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желёз — он стал первым российским

В 1904 году ему была вручена Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желёз — он стал первым российским

ЗАДАЧИ 3. В молекуле ДНК содержится 17% аденина

ЗАДАЧИ 3. В молекуле ДНК содержится 17% аденина

Микромир 4. Чем отличаются жгутики от ресничек?

Микромир 4. Чем отличаются жгутики от ресничек?

Периодическая система 3. Химический элемент, значительная часть которого содержится в щитовидной железе и используется организмом для синтеза гормонов

Периодическая система 3. Химический элемент, значительная часть которого содержится в щитовидной железе и используется организмом для синтеза гормонов

ТЕРМИНЫ 3. Правильно ли утверждать, что автотрофы питаются сами, а гетеротрофы используют готовую пищу?

ТЕРМИНЫ 3. Правильно ли утверждать, что автотрофы питаются сами, а гетеротрофы используют готовую пищу?

ОБОРУДОВАНИЕ 6: Для чего используют аппарат

ОБОРУДОВАНИЕ 6: Для чего используют аппарат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024