Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Оценка 5

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Оценка 5
doc
12.05.2020
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.doc

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

 

Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.

Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах

Уровень развития речи детей в 6 лет
1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д.
4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или  иные события, участником которых он был.
5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные  с  выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Формирование лексического строя речи (словаря)
Развитие связной речи
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.
   Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. 
   Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам.
Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.  В своей речи он  активно использует антонимы (грустный - весёлый, высоко - низко), синонимы (например, пес, собака, псина), слова – действия, слова – признаки.
Под задачами речевого развития понимают Воспитание звуковой культуры речи, куда входит
Развитие фонематического слуха  и восприятия (узнавание неречевых звуков, речевых звуков)
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Коррекция звукопроизношения (отсутствие, пропуски, замены, искаженное произношение звуков)
Развитие плавного речевого выдоха
Формирование лексико-грамматического строя речи, куда входит
Активизация употребления в речи слов, обозначающих качества и действия предметов
Обучение пониманию и правильному использованию в речи предлогов и наречий
Обучение словоизменению и словообразованию
Развитие связной речи, куда входит
Развитие диалогической речи
Развитие монологической речи
Кроме того, существуют выразительные средства речи, такие, как темп и ритм речи, высота и сила голоса и интонационная выразительность.
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – это процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее доступным видом развития связного высказывания является диалог.
      Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении.
В логопедической практике используют следующие виды связной речи:
Рассказ-описание предмета;
способствует развитию умственных операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения. Монолог-описание развивает у детей умение наблюдать в наблюдаемых предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно обозначать их словами. Вопросы: что ты знае6шь о предмете? Что предмет расскажет о себе?
Загадки-описания предметов;
Образец загадок-описаний дает взрослый используя вопросы от имени предметов или объектов: Угадай, кто я такой? Угадай моё название?
Сравнительный рассказ-характеристика; в нем описываются два предмета с контрастными признаками. Предметы противопоставляются по величине, цвету, форме, деталям, материалу и т.д. После выделения различий определяются общие признаки.
Рассказ по серии картинок;
развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся представлений и обогащению их новыми сведениями.
Работа над серией последовательных картинок включает приемы:
Определение последовательности событий;
Ответы на вопросы по каждой картинке;
Образец рассказа или сказки данный взрослым;
Рассказы детей с опорой на картинки;
Рассказ без зрительного подкрепления;
Инсценировка сюжета;
Пантомима (обыгрывание действий персонажа без слов).
Рассказ по сюжетной картинке;
содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.
Рассказ из личного опыта;
содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.
Сочинение сказок и рассказов;
Перед рассказом актуализируется словарь: даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение отдельных слов.
Чтение стихов наизусть
Для успешного формирования устной речи детей необходимо создать благоприятные условия: вызвать интерес у детей и избегать быстрого утомления. Игра, рисование. Художественное слово и другие средства побуждают познавательную активность ребенка.
Игры и игровые упражнения разнообразны по целям и содержанию и направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка.
Взрослый, находящийся рядом с ребенком, предлагает игру, способствующую освоению языка, знаний об окружающем мире.
Вашему вниманию, предложены игры для формирование лексико-грамматического строя речи.
“Найди по цвету”
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: 
Красное - яблоко, кресло, платье. 
Желтая - репа, краска, сумка.

 “Назови ласково”
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Покажите ребенку  предмет, затем объясните, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и попросите ребенка, назвать его ласково или назвать такой же маленький предмет.
Например, яблоко-яблочко, мяч-мячик, дом-домик.
«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч учителю, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом, Хлеб – мукой, Лошадь – жеребёнком, Шкаф – доской, Корова – телёнком, Велосипед – железом,         Дуб – жёлудем, Рубашка – тканью, Рыба – икринкой, Ботинки – кожей,  

Дом – кирпичём,  Лягушка – головастиком, Сильный – слабым,  Бабочка – гусенице, Взрослый – ребёнком.

«Чья голова?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: “У вороны голова…”, а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: “…воронья”. Например: У рыси голова – рысья У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

 «Животные и их детёныши»

 Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

«Весёлый счёт»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок

 При обучении грамоте также можно использовать  следующие игры:

 «Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

Материал: не требуется.

Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:

Дзынь-дзынь-дзынь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».

 «Доскажи словечко»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные опера­ции.

Материал: стихи, в которых не договарива­ется одно слово.

Ход игры. Учитель читает стихи, где не договаривает слово, дети его отгадывают и вы­деляют первый звук в слове.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота… (гол).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку… (мячик).

Где обедал воробей

В зоопарке у… (зверей).

Шла коза по мостику

И виляла… (хвостиком).

«Загадки»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные опера­ции.

Материал: загадки.

Ход игры. Учитель читает загадки, дети отгадывают и выделяют первый звук в слове.

Круглые ноги бегут по дороге: раз – нога, два – нога, впереди рога. (Велосипед).

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Зимой — белый,

Летом — серый. (Заяц.)

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь.)

«Я купила в магазине»

Цель: упражнять детей в выделении послед­него звука в слове; учить подбирать слова на за­данный звук; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память.

Материал: микрофон.

Ход игры. Дети становятся в круг, учитель начинает игру с фразы «Я купила в ма­газине АВТОБУС». Дети передают «микрофон» по кругу и называют слова на последний звук предшествующего слова. «Я купил(а) в магазине СУХАРЬ» и т.д.

«Домик»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: домик, карточки с изображением животных.

Ход игры. Учитель показывает домик и говорит, что в него должны заселиться животные. На первый этаж заселяются животные, в назва­нии которых один слог, на второй этаж — два слога и т.д. Дети определяют количество слогов и расселяют животных.

«Пирамида»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить считать количество гласных в слове; развивать мышление, речь.

Материал: схематический рисунок пирами­ды, в основании которой 4 квадрата, выше — 3 квадрата, ещё выше — 2, затем — 1; картинки с предметами на разное количество слогов.

Ход игры. Детям раздаются картинки, учитель просит разложить их по квадратам пирамиды так, чтобы количество слогов в слове совпадало с количеством квадратов в рядах пи­рамиды.

 

Цветы — в вазу»

Цель: упражнять детей в делении слов на сло­ги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: рисунок с изображением трёх ваз. Картинки цветов: подснежник, мак, пион, роза, ирис, флокс, мимоза, медуница и др.

Ход игры. Ведущий говорит: «Девочке Маше на день рождения подарили огромный букет из разных цветов. Маша не может поставить все цветы в одну вазу, т.к. их очень много. Она про­сит нас помочь ей расставить цветы в три вазы. Если название цветка состоит из одного слога, то его ставим в первую вазу, если из двух — во вторую, если из трёх слогов — в третью. Дети берут картинку с изображением цветов, делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове и ставят в вазы.

«Разложи по обручам»

Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; развивать мыслительные операции, речь.

Материал: три обруча красного, синего и зе­лёного цвета, картинки с изображением разных букв.

Ход игры. Учитель предлагает детям раз­ложить буквы по обручам: в красный обруч по­ложить буквы, которые обозначают только один гласный звук (А, И, О, У, Ы, Э); в синий класть буквы, обозначающие только согласный твёрдый (Ж, Ш, Ц); в зелёный — только согласные мяг­кие (Й, Ч, Щ); на пересечении синего и зелёного обруча — буквы, которые одновременно могут обозначать согласные твёрдые и мягкие; на пере­сечении зелёного и красного обруча — йотовые гласные (Е, Ё, Ю, Я, И).

«Выбираем прилагательные»

Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что учитель демонстрирует ребенку игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например,  дом из кирпича – кирпичный, …; стол из дерева - …; ваза из стекла - …; шарф из шерсти - …; мяч из резины - …; кольцо из золота - … и т.п.

«Объект и его действия»

Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки («Животные». «Профессии», «Электроприборы» и др. Далее учитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.

 «Чем похожи и чем отличаются»

Данная игра является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. Для игры потребуются предметные картинки Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «Воздушный шарик и мяч»,  «стрекоза и муравей», «ручка и карандаш», «ножницы и нож» и др.Далее учитель задает дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем

 «В корзину я положила…»

Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положила грушу». Ребенок повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу.

Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.

  «Бесконечная история»

Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности, но и сохранения смысла предложения. Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово – цветок. Один ребенок придумывает начало истории – вырос цветок. Другой ребенок продолжает – на поляне вырос цветок. Третий малыш – на поляне вырос прекрасный цветок и т.д.

Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер. Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения.

 


Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:

В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:

В логопедической практике используют следующие виды связной речи:

В логопедической практике используют следующие виды связной речи:

Вашему вниманию, предложены игры для формирование лексико-грамматического строя речи

Вашему вниманию, предложены игры для формирование лексико-грамматического строя речи

Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей

Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей

Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный

Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный

Ход игры. Ведущий говорит: «Девочке

Ход игры. Ведущий говорит: «Девочке

Данная игра является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории

Данная игра является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории
Скачать файл