План логопедического занятия для обучающихся 1-го класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на тему «Дифференциация звуков [б] - [ п ]».
Цель: дифференциация звуков [б] - [ п ] на слух, различение в слогах, словах.
Организационный момент.
Приветствие
Логопед: « Здравствуйте ребята! Давайте вспомним правила, которые помогут нам на занятии! Наши уши что делают?
Ученики: « Наши уши внимательно слушают».
Логопед: « Наши глаза что делают?»
Ученики: « Наши глаза внимательно смотрят».
Логопед: «А наши руки?»
Ученики: «Наши руки не мешают, а помогают».
2.Артикул.гимнастика
3.Ребята отгадайте мои загадки.
Гость из Африки приехал,
И морозы не помеха,
Пожелтел слегка в дороге,
Чтоб понравиться здесь многим.
Шлёт привет от обезьян
Снятый с пальмы фрукт – (банан)
Круглый, красный, кислый, сладкий,
Можно съесть его нам с грядки,
Если же сорвать зелёным,
Будет он к зиме солёным.
Знают люди с давних пор,
Как прекрасен (помидор).
Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать. (бабочка)
Пушистой маленькой хозяйке
Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках
Сушёные грибы. (белка)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его ... ! (Петух)
-Какой первый звук вы слышите в отгадках? Дайте характеристику каждому первому звуку (согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий).
4.Составляем слоги А,О,У,И,Ы,Э,Ю,Я – Б, П.
5.Игра на развитие фонематического слуха «Доскажи словечко»
Перед вами карточки со слогами БА и ПА. Я говорю слово, но не до конца. Вы поднимаете тот слог, на который заканчивается слово. (У каждого ребенка на парте карточки со слогами БА и ПА).
Слова для задания:
Шай…(БА)
Ры…(БА)
Лу…(ПА) – уточняется значение слова;
Па…(ПА)
Тру…(БА)
Лам…(ПА)
Сто…(ПА)
6.Задание «Кто в домиках живет?» (Распределите картинки по домикам)
Собака бусы
Банан браслет
Бабочка парта
Автобус апельсин
Забор робот
Пенал барабан
7. Игры со звуками [Б] - [П] в слогах и словах.
Мы поиграем с вами в игру «[Б] или [П]» Я буду называть слоги , а вы, если услышите звонкий звук [Б], хлопните один раз в ладоши, а если услышите глухой звук [П] хлопните два раза в ладоши.
а) слоги: ба бо па бы пу бу пы пя бё пе бю и т.д.
б)слова: пыль, баран, работа, пылесос ,булка, рупор, боты, лопата, лапти, банка, быль, карп.
8.Игра наоборот. Преобразование слогов, слов.
Правила такие: я говорю слог. Если в слоге звонкий звук [Б], то вы мне меняете этот звук на глухой [П], и наоборот.
Слоги: ба-па бу-пу пы-бы бо-по пэ-бэ
Теперь я буду произносить предложения, которые вы должны будете закончить словами подходящими по смыслу. Чем различаются эти слова?
В синем небе звезды (плещут или блещут)
В синем море волны (плещут или блещут)
На траву выкатили (почки или бочки)
На деревьях набухают (почки или бочки)
Повалился старый (запор или забор)
На воротах крепкий (запор или забор)
9.Воспроизведение слоговых рядов.
Сейчас упражнение «Попугай» я буду проговаривать слоги, в определенной последовательности, а вы будете повторять их за мной.
а) Сначала хором .
Слоги: ба-па-па бо-бо-по бэ-пэ-бэ бу-пу-пу бы-пы-бы
б) Индивидуальное повторение слогов
Слоги: ба-ба-па пу-пу-бу бы-пы-бы бэ-пэ-бэ
Напишите под диктовку. Логопед проговаривает слоги в определенной последовательности один раз н-р: ба-па-па, а дети пишут как запомнили.
10.Слоговая мозаика
Вставить слоги БА или ПА и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
Вставить слоги БА или ПА
и записать получившиеся слова.
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран,
__латка, __лец, ло__та, при__вил,
за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата,
ры__лка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.