Дифференциация звуков [ч] – [ть] в слогах, словах и предложениях.
Цель: отрабатывать четкое произношение и учить детей дифференцировать звуки [ч] – [ть].
Задачи:
· развивать фонематическое восприятие и фонематическую зоркость; слуховое и зрительное внимание и память;
· развивать артикуляционную моторику;
·
учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным
признакам;
тренировать в звуко-буквенном анализе слов;
· закреплять навыки пространственной ориентировки;
· развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики;
· учить работать в команде, выслушивать ответы друзей, давать полные ответы;
· развивать связную речь.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Гимнастика для глаз. (слайд 2)
Л. – Проследите глазками за Черепашкой. Куда же она нас приведет? А приведет она нас в гости к язычку! Поприветствуем язычка.
Д. - Здравствуй, язычок!
Л. – И, конечно, наш любимый друг хочет с нами поиграть!!!
2. Артикуляционная гимнастика (слайд 3)
1. «Улыбка»
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
2. «Хоботок»
Хоботок слонёнок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слонёнку покажи.
3. «Лопатка»
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать на стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
4. «Чашечка»
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
5. «Вкусный мед»
Знает этот весь народ:
Любит мишка вкусный мёд.
Язычком губу оближет
И подсядет к мёду ближе.
6. «Качели»
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
7. «Часики»
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котёнок улыбается,
Он, как и ты, старается.
3. Отгадывание загадок.
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик – в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)
II. Сообщение темы
Л. - Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок? Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.
III. Изучение нового материала
1. Сравнительная характеристика звуков. (слайд 5, 6)
Л. – Произнесите звук [Т’]. Какое положение принимает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит). Дайте характеристику звуку [Т’].
Л.
- Правильно,
согласный, глухой, мягкий.
Л.
– Произнесите звук [Ч]. Какое положение принимает язычок? (Губы слегка
выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками).
Боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Спинка языка поднята. Под
напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. Голосовые связки
отдыхают, горло не дрожит. Дайте характеристику звуку [Ч].
Л. - Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.
2. Игра «Назови звуки» (слайд 7)
Л. – Сейчас на экране будут появляться стрелочка. Если стрелочка будет указывать наверх, то мы называем звук… , если вниз звук… . Почему? А разобраться где какой звук нам поможет Чиполлино.
3. Игра «Поймай звук»
Л. - Послушайте звуки. Если услышите звук Ч - привстанете. Если услышите звук Т’ – присядете.
а).
изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б). в слогах: ча, тя ,чи ,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
в). в словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач,
пять, бычок.
V. Закрепление темы.
1. Упражнение «Слоговые цепочки». (слайд 8)
Л. – Поможем разобраться Чебурашке и Тигрёнку разделить слоги. Слог, в котором будет звук Ч мы отдадим Чебурашке, а слог, в котором будет звук Т’ – тигрёнку.
2. Игра «Четвёртый лишний». (слайд 9)
Л. – Посмотрите на экран. И помогите мне убрать лишнюю картинку. Объясните почему.
Телефон, чемодан, чайник, чеснок.
Буратино, котенок, утенок, чебурашка.
3. Упражнение «В уголке Буквоеда». (слайд 10)
На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова. Работать вы будете по командам (Дети садятся за столы, стоящие полукругами друг напротив друга. Между командами – мольберт). На мольберте (с двух сторон для каждой команды свое слово) – буквы.
Л. - По моей инструкции вы находите нужную букву, записываете ее в подготовленную схему слева направо. Затем читаем получившееся у вас слово (грач, тигр).
Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.
Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.
Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.
Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.
Прочитайте, какие слова у вас получились. Сначала читает первая команда («грач»). А теперь вторая команда («тигр»).
Сделаем анализ ваших слов. Какие цветные карандаши вам нужны?
Сколько в слове гласных звуков? Назовите. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назовите. Сколько мягких? Назовите.
4. Упражнение «Угадай звук». (слайд 11)
Детям раздаются листы с картинками и фишками, на которых написаны буквы занятия.
Л. - Сейчас я буду произносить слова с этими звуками. Как только вы услышите один из этих звуков, вы должны закрыть картинку нужной фишкой.
Печенье, чашка, картина, тигрёнок, котёл, кирпичи, качан, бутерброд, пастила, мочалка, чайник, шахтёр.
Пальчиковая гимнастика (слайд 12)
5. Упражнение «Буква потерялась» (слайд 13, 14)
Детям раздаются листы, на которых написаны слова с пропущенными буквами.
Л. – Вставьте пропущенные буквы.
Грачи, зонтик, утенок, врачи, тишина, котенок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятерка.
6. Упражнение «Повтори, не ошибаясь» (слайд 15)
Л. – На экране написаны слова, прочитайте их.
Мяч, печь, чёлка, честно, зачем, четко, печка, речка.
Л. – Замените в каждом слове звук [ч] на звук [ть] и прочитайте получившиеся слова.
Мять, петь, телка, тесно, затем, тетка, Петька, редька.
7. Упражнение «Договори словечко» (слайд 16)
Ач-ач-ач, купим Танечке …(калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям… (помочь)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты… (могуч)
Ты гоняешь стаи… (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем… (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело… (плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо… (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду… (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет...(пить)
8. Чистоговорки (слайд 17)
Л. – Прочитай на экране чистоговорки и запиши по памяти.
У
четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.
9. Пересказ текста с опорой на картинки (слайд 18)
Логопед читает текст, указывая на картинки. Затем дети по цепочке пересказывают текс с опорой на картинки и записывают текст по памяти.
VI. Итог занятия.
Л. - Ребята, чем мы сегодня занимались? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.