Тема: «Эффективные приёмы и методы развития речи на уроках в начальной школе.»
Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
К сожалению, приходится отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости.
Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
РАЗБЕРЁМ, КАКИЕ БЫВАЮТ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки
возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина
кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных
грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся
акцентологические ошибки – нарушение норм ударения.
Например:
Произношение: «колидор» («коридор»),
«лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
Неправильное ударение: «зво́нит»,
«диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод»,
«а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер»,
«э́ксперт».
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования.
Смешение
слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка,
одинарный – ординарный.
Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат –
дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно
– командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок:
грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это
взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений
«Черезприоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может
быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута)
одновременно.
Сюда же относятся ПЛЕОНАЗМЫ И ТАВТОЛОГИИ. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Желаю долгого творческого долголетия».
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда
искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им
значении.
Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться
об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу»
(фразеологизм: обратиться по адресу);
Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно:
«сложа»;
Контаминация (объединение) фразеологизмов:
«Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава»
и «сложа руки»);
Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная
шальная пуля»;
Употребление фразеологизма в несвойственном
значении: «Сегодня мы будем говорить
о фильме от корки до корки».
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением
правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их
разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
Неправильное согласование: «В шкафу стоят много
книг»;
Неправильное управление: «Оплачивайте за
проезд»;
Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас
прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это
внимание»;
Лишнее соотносительное слово в главном
предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил
написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например:
«сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм.
ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное
употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
Основа связной речи - предложение. Не может быть
работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с
самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех
лет обучения.
Серьёзно способствуют развитию речи и мышлению учащихся письмо
изложений и сочинений. Сочинения - один из наиболее сложных видов работы над
речью детей. Ученики должны захотеть поделиться своими мыслями, поэтому надо
приложить максимум усилий.
В связи с этим работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили
хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо
“ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика” умеющего передать замысел
простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить
видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех
людей, о которых говорит или пишет. Важное значение имеет целевая установка
каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка
рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую
картину, почувствовали бы его отношение к высказанному. Важно мотивировать
детей на рассказ.
Поэтому перед учителем встает задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу нужно решать не только на уроках русского языка, литературного чтения, но и на других уроках, а так же во внеурочное время.
Одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.
Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, нужно формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа.
Для этого надо придерживаться более широких задач развития речи:
поддержка детской инициативности;
формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;
развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом
Решению данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития:
Проблемное обучение. Игровые технологии. Компьютерные технологии.
Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально - поисковой деятельности детей, использовать в работе с детьми проблемно - речевые ситуации.
Проблемно-речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, полагаясь на имеющийся опыт).
Какие же задания можно использовать, для умения видеть проблемы.
Ещё из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
«Посмотри на мир чужими глазами»
Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:
«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Задание — «продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега?
Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, зайчик или лисичка в лесу.
«Составь рассказ от имени другого персонажа»
Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.
Задание детям формулируется примерно так:
«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».
Используя метод одушевления предметов
Разговаривали как-то на кухне предметы: Кто из них важнее? И дети в роли предметов заводят спор.
Метод уподобления
На какой цветок ты похож?
На уроке окружающего мира по теме: « Круговорот воды в природе» можно попросить составить рассказ(Я – снежинка, Я – капелька», «Я осенний лист» )
Разнообразные виды работ можно использовать.
Прошу продолжить такие предложения:
- Если бы я был цветком, я бы…
- Если бы я был солнцем, я бы…
- Если бы я был книгой, я бы…
«Составь рассказ, используя данную концовку»
Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.
Примеры концовок:
«Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».
«Маленький щенок приветливо вилял хвостом».
«Котенок сидел на дереве и громко мяукал».
«Вот и осень настала.»
«Собака осталась жить у нас дома.»
«Классно мы порыбачили!»
«Сколько значений у предмета»
Метод описание предметов.
«Назови как можно больше признаков предмета» и др.
Педагог называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей — называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто назовет как можно больше признаков этого предмета.
Наблюдение – один из методов развития воображения и речи.
Предлагаю детям любоваться всему, что окружает.
По дороге в школу я увидел то. Что меня восхитило, удивило, вдохновило. Расскажи. Или на экскурсии: расскажи, опиши, как природа себя украшает. Любоваться можно всем. Домом, игрушкой, любимым животным
Игровые технологии помогают
Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности.
Так же можно использовать разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию.
Для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Развитие воображения тесно связано с развитием речи.
Игра «О чём я думаю» хорошо помогает развивать воображение и речь. И очень дети любят эту игру.
Рисую на доске голову человека и в её контур помещаю изображения солнца, гор, моря и прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы.
Игра «Угадай, кто я?»
Ученики составляют описание по одному предложению.
1. Я люблю семена
2. Я маленькое, серое существо.
3. Я только прыгаю, не хожу.
4. Зимой мне голодно и холодно.
5. Дети меня подкармливают. Спасибо им.
Тексты – рассуждения помогают в развитии воображения и развитии речи.
Почему слово одиннадцать пишется с двумя нн?
Почему дятла называют санитаром леса?
Составление писем или правил для одноклассников.
«Напиши другу в больницу.»
«Составь правила поведения за столом для младшего брата.»
Работа с деформированными текстами.
Работа с текстом, где пропущена часть, которую нужно востановить.
«На поляне играла мышка. За ней наблюдал кот. Вдруг кот выскочил из-за кустов……….. Мышка смеялась из норки. Здорово я обхитрила кота?
Игра «Найди логическую ошибку»
Страус большой, а воробей серый. Лист тополя зелёный, а берёзы маленький.
«Пословицы и поговорки», «Фразеологизмы»
Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы проводятся такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов». По пословице составь рассказ.
В работе с пословицами помогает игра.
По двум словам найди пословицу
Коса-камень Нашла коса на камень.
Шило-мешок Шило в мешке не утаишь.
Язык- дело Не спеши языком, торопись делом.
Дело-мастер Дело мастера боится.
Можно на уроке брать одну пословицу и дальше составить рассказ.
Фразеологизмы несут интересную информацию. Их можно использовать для составления маленьких рассказов. «Мастер на все руки»
Или употреблять фразеологизмы для написания рассказов:
«как ветром сдуло, как две капли воды, как сквозь землю провалился»
Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества: предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.
Упражнения по речевому этикету
Неотъемлемая часть работы по развитию речи - это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах)
Речевой этикет - неотъемлемая часть развития речи учащихся.
Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть развития речи. С первого дня пребывания ребёнка в школе нужно ставить задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия, благодарности и т.д.
С этой целью проводятся занимательные упражнения: «Закончи фразу» -Ученик вежливый и развитый, говорит ,встречаясь… (здравствуйте). - Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день). - Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо). - Когда нас бранят за шалости, говори… (простите, пожалуйста).
Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.
Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.