Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слова - приятели»
Цель: Уточнение и расширение словарного запаса.
Задачи
Образовательные:
— Обогащение словарного запаса путём введения слов-синонимов;
— слов относящихся к различным частям речи
Коррекционные:
— Формирование языкового чутья, мышления, устойчивого внимания, памяти, связной речи.
Воспитательные:
— Формировать чувство ответственности, уверенности в себе.
— Воспитание любви к русской речи.
Оснащение: картинки, таблицы, тексты.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед
Наклонились, стряхнули напряжение.
Выпрямились, вздохнули – подняли руки,
выдохнули – опустили руки.
Тихо сели. Приготовились к работе.
II. Разминка (3мин.)
А перед длинной дорогой, которая нам с вами сегодня предстоит давайте попробуем прочитать послание, которое оставила для нас Мудрая Сова (написано на доске).
Это послание, как всегда не простое, а с заданием: прочитать и исправить ошибки.
Вдобрыйпуть,
дорогиеребята
Какие здесь ошибки? Давайте их исправим и разделим это предложение на слова. Чтение по цепочке. Чтение под хлопки. Прочитайте первую строчку громко, а вторую тихо. А что же нам поставить в конце предложение? Прочитать вопросительно, утвердительно, восклицательно.
Учитель-логопед
Бураны, вьюги и метели...
Как много с ними канители.
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они.
Дети последовательно выполняю! каждое задание.
Дети. Нет.
Учитель-логопед: Правильно, в этих словах мы наблюдаем разный на бор звуков. Что такое метель? Что такое вьюга? Что такое буран?
Дети последовательно отвечают в» каждый вопрос.
Все эти слова имеют одно и то же значение. А называть мы их будем слова - «приятели». (Презентация.)
Инсценировка: Стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.
Первый:- Не сердитесь на нас! Второй: - Не обижайтесь. Третий: - Не злитесь.
- Где вы были?
Первый: - Недалеко. Второй: - Близко. Третий: - Рядом.
Педагог:
- Садитесь. Дети, а вы догадались, почему эти мальчики так интересно отвечали?
- Да, это «слова-приятели». Такие слова обозначают одно и тоже.
Большой
Огромный
Громадный
Гигантский
Возле дуба любили собираться звери.
Трусливый, боязливый, несмелый — заяц. (презентация)
Заяц трусливый боязливый несмелый |
Хитрая, лукавая, плутоватая - лиса. (Презентация.)
Лиса
хитрая
лукавая
плутоватая
Неуклюжий, неловкий, косолапый — медведь. (Вывешивает таблицу.)
Медведь
неуклюжий
неловкий
косолапый
Злой, сердитый, коварный — волк. (Вывешивает таблицу.)
Волк
злой
сердитый
коварный
Игра «Вырасти цветок».
Они были разные, но дружные. И вот однажды они решили посадить около дуба цветы. Но у них ничего не получилось, ведь они не знали слов-«приятелей». Давайте им поможем. (Презентация.)
маленький
смелый
морозная
Учащимся раздаются лепестки ромашки, на которых написаны слова.
небольшой
ледяная
крошечный
холодная
мужественный
храбрый
карликовый
отважный
неустрашимый
ледяная
мерзлая
бесстрашный
Детям необходимо правильно приложить лепестки к сердцевине цветка, т.е. правильно подобрать синонимы.
Поляна получилась красивая, чудесная, прекрасная, живописная. (Презентация.)
Поляна
красивая
чудесная
прекрасная
живописная
Учитель –логопед: На какой вопрос отвечают эти слова?
Дети. Какая? Какое? Какой? Логопед. Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы?
Дети. Признаки.
Логопед. Слова-«приятели» могут обозначать признак предмета.
Работа с текстом
Логопед. Зверям очень понравилась поляна, и они стали радоваться. (Вывешивает текст.)
Звери радовались. Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Все были рады.
Прочитайте текст. Замените выделенные слова на синонимы, пользуясь словами для справок. (Презентация)
Ликовал, торжествовала, веселился, восхищался, на седьмом небе.
Прочитайте получившийся рассказ. (текст презентация)
большой (жел.) |
трусливый |
|||
боязливый (зел.) |
гигантский |
|||
бой (син.) |
солдат |
|||
|
||||
воин(красн.) |
битва |
Проводится игра «Телевизор».
А сейчас мы будем смотреть телевизор и подбирать слова -«приятели» к изображенным предметам. Вы должны правильно назвать предмет и найти к нему синоним. (Презентация.)
Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе.
На какой вопрос отвечают слова «радовался», «ликовал» и т.д.?
Дети. Что делал?
Логопед. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос: «Что делал?», «что делает?».
Дети. Действия.
Логопед. Значит, слова-«приятели» могут обозначать действия предметов.
ИГРА "Вычеркни лишнее слово"
1. дом, солдат, боец;
2. конь, собака, лошадь;
3. дом, улица, здание;
4. грустный, печальный, глубокий;
5. храбрый, звонкий, смелый;
6. весёлый, крепкий, прочный;
7. думать, ехать, соображать;
8. торопиться, спешить, ползти;
9. взять, схватить, идти.
Проводится игра «Закрась нужный прямоугольник ».
пугливый |
огромный |
|
громадный |
несмелый |
|
свеча |
сражение |
|
боец |
поединок |
Подберите слова - «приятели» к тем, которые написаны в цветных прямоугольниках, и закрасьте их нужным цветом.
Конь, гиппопотам, прут, школьник пес, приятель, кочет, заяц.
Игра – соревнование «Кто быстрее и правильнее».
Логопед: - Чья команда быстрее и правильнее выполнит задание. Прочитайте тексты и подчеркните слова синонимы. Какой частью речи являются? Докажите.
Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Малыши катались на санках. Ребята постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детворе зимой.
«Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём.
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь, хохочет он.
Если мне грустить придётся
Он печалится со мной».
Логопед: - Рассмотрите картинку на экране, прочитайте рассказ. Какие недостатки заметили? С помощью синонимов исправьте рассказ.
На опушке леса показался медведь. Он подошёл к зарослям малины и стал лакомиться ягодами. Вдруг он застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.
(Зверь, косолапый, Топтыгин)
Логопед: - С какими словами познакомились? Для чего нужны синонимы? Что понравилось? Выразите своё настроение смайликами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.