Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии с группой учащихся 2-го класса по теме "Слоговой анализ и синтез слов"
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Задачи:
Образовательные:
· закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
· развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
· учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
· активизировать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
· развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;
· развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
· развивать зрительно-моторную координацию.
Коррекционно-воспитательные:
· воспитывать умение работать в коллективе;
· воспитывать стремление к результату деятельности;
· воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
Оборудование: доска, карточки с заданиями, предметные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Проговаривание хором:
Звуки чётко произносим.
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.
II. Сообщение темы занятия
Логопед: Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?
Ответы детей:
· Правильно писать буквы.
· Четко произносить звуки.
· Проговаривать слова по слогам.
Логопед: Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записывать слова состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.
III. Основная часть
1.Позиционный анализ и синтез слов.
Логопед: Внимательно послушайте и определите:
- первый звук в словах «кот», «уха», «сок».
-последний звук в словах «пар», «дом», «лак».
Логопед: Отгадайте, какую картину нарисовал художник?
Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:
· первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков), запишем на доске соответствующую букву; О
· первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов); В
· второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома); О
· последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ
· второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И
Логопед: Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)
Предъявляется картинка с изображением овощей.
Задание: В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов. Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».
2. Определение количества слогов в слове.
Игра «Кто быстрее соберёт?»
На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.
3. Выделение первого слога в слове.
Задание «Найди первый слог»
Логопед: Прочитайте названия овощей. Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.
На доске предъявляется запись слов:
ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЦУКИНИ, КАРТОФЕЛЬ.
Блиц-массаж
Отдохнем немножко – разотрем ладошки.
Чтобы лучше слушать, растираем уши.
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.
4. Выделение лишнего слога в слове.
Задание «Найди лишний слог»
Логопед: Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.
На доске предъявляется запись слов:
ЧЕСКАНОК
РЕСУПА
ТЫКЛИВА
ПЕСОРЕЦ
ОГУДЕРЕЦ
СВЕКРЫЛА
(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)
Что общего во всех этих словах? (Это овощи).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (упражнение с мячом-ёжиком) Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук. Движения соответствуют тексту
5. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.
Задание «Расшифруй слова»
Логопед: Расшифруйте названия овощей, переставив слоги местами. Соедините расшифровки с правильно написанными словами.
На доске предъявляется запись слов:
КАПУСТА ДОР-ПО-МИ
ОГУРЕЦ ТА-КА-ПУС
ПЕРЕЦ ЖАН-БАК-ЛА
СВЁКЛА РЕЦ-О-ГУ
ПОМИДОР КЛА-СВЁК
БАКЛАЖАН РЕЦ-ПЕ
IV. Подведение итога занятия.
Логопед: Чему мы учились на занятии?
-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?
- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?
1.Давайте внимательно посмотрим на рисунки. (Предъявляются зашумленные изображения петуха, собаки и зайца.) Кто изображен. Определите количество гласных звуков в этих словах. Назовите эти гласные. Назовите количество слогов в словах. Почему вы так решили.
Рассматривают изображения, определяют, кто изображён. Произносят слово, считают количество гласных в слове. Перечисляют гласные. Определяют количество слогов в словах.
Петух – 2 гласных, 2 слога, собака – 3 гласных, 3 слога, заяц – 2 гласных, 2 слога.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
2.Запишите эти слова, подчеркните гласные и поставьте сверху число слогов в каждом слове. петух в доме с гласными е, а; собака –о,а,а; заяц – а,я. Посмотрели на гласные буквы и определили слово.
3. Синтез слов. Составьте и запишите слова из данных слогов:и разделите для переноса.
Бей, во, ро (воробей)
Даш, ран, кА (карандаш)
Радь, тет (тетрадь)
Воч, кА, де (девочка). Проверка выполнения.
Назовите мне слово в котором 2 слога. Почему. По сколько слогов в остальных словах?
Анализ слогов. По первым слогам данных слов составьте новое слово и запишите его:
Соки, робот, каша; повар, сучок, дарить; якорь, горы, дача; ловит, падает, тает.
Проверка составленных слов. Давайте разделим эти слова для переноса. Проблема: слово ягода. Что еще мы знаем о переносе слов ( одну букву нельзя оставить и переносить нельзя).
4. Работа по карточкам. По первым слогам составьте слова и запишите из этих слов предложение.
Пе-нал, те-левизор, ку-рица, пи-ла, ли-сица, ро-машка, бо-тинки, та-зик. (Пете купили робота). Сколько слов в предложении. Назовите слова, в которых по 3 слога.
Работа с изографами. Определите количество слогов в слове. Назовите слоги по-порядку, 2-й слог, 3-й слог, 1 слог.
Литература:
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.– СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. -32 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.