Развитие речи "Слоговой анализ и синтез"

  • docx
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Слоговой анализ и синтез.docx

Конспект  логопедического занятия по коррекции дисграфии  с группой учащихся 2-го класса по теме "Слоговой анализ и синтез слов"

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

·         закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;

·         развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

·         учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

·         активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

·         развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;

·         развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

·         развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

·         воспитывать умение работать в коллективе;

·         воспитывать стремление к результату деятельности;

·         воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование:  доска, карточки с заданиями, предметные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проговаривание хором:

Звуки чётко произносим.
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?

Ответы детей:

·         Правильно писать буквы.

·         Четко произносить звуки.

·         Проговаривать слова по слогам.

Логопед: Сегодня будем учиться делить слова на слоги,  определять количество и последовательность слогов в словах, а так же  записывать слова состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.

III. Основная часть

1.Позиционный анализ и синтез слов.

Логопед: Внимательно послушайте и определите:

- первый звук в словах «кот», «уха», «сок».

-последний звук в словах «пар», «дом», «лак».

Логопед: Отгадайте, какую картину нарисовал художник?

 Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:

·         первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков), запишем на доске соответствующую букву; О

·         первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов); В

·         второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома); О

·         последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ

·         второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

Логопед: Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)

Предъявляется картинка с изображением овощей.

Задание:  В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов. Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».

2. Определение количества слогов в слове.

 Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик  выбирает   картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

3. Выделение первого слога в слове.

Задание «Найди первый слог»

Логопед: Прочитайте названия овощей.  Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.

На доске предъявляется запись слов:

ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЦУКИНИ, КАРТОФЕЛЬ.

 Блиц-массаж

Отдохнем немножко – разотрем ладошки. 
Чтобы лучше слушать, растираем уши. 
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.

4. Выделение лишнего слога в слове.

Задание «Найди лишний слог»

Логопед: Слоги решили пошалить  и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

На доске предъявляется запись слов:

ЧЕСКАНОК

РЕСУПА

ТЫКЛИВА

ПЕСОРЕЦ

ОГУДЕРЕЦ

СВЕКРЫЛА

 (чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)
Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

 

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (упражнение с мячом-ёжиком)  Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.                                                   Движения соответствуют тексту

 

5. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Задание «Расшифруй слова»

Логопед: Расшифруйте названия овощей, переставив слоги местами. Соедините расшифровки с правильно написанными словами.

На доске  предъявляется запись слов:

КАПУСТА      ДОР-ПО-МИ

ОГУРЕЦ          ТА-КА-ПУС

ПЕРЕЦ             ЖАН-БАК-ЛА

СВЁКЛА          РЕЦ-О-ГУ

ПОМИДОР      КЛА-СВЁК

БАКЛАЖАН    РЕЦ-ПЕ

IV. Подведение итога занятия.

Логопед: Чему мы учились на занятии?

-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?

1.Давайте внимательно посмотрим на рисунки. (Предъявляются зашумленные изображения петуха, собаки и зайца.) Кто изображен. Определите количество гласных звуков в этих словах. Назовите эти гласные. Назовите количество слогов в словах. Почему вы так решили.

Рассматривают изображения, определяют, кто изображён. Произносят слово, считают количество гласных в слове. Перечисляют гласные. Определяют количество слогов в словах.

Петух – 2 гласных, 2 слога, собака – 3 гласных, 3 слога, заяц – 2 гласных, 2 слога.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

2.Запишите эти слова, подчеркните гласные и поставьте сверху число слогов в каждом слове. петух в доме с гласными е, а; собака –о,а,а; заяц – а,я. Посмотрели на гласные буквы и определили слово.

3. Синтез слов. Составьте и запишите слова из данных слогов:и разделите для переноса.

Бей, во, ро (воробей)

Даш, ран, кА (карандаш)

Радь, тет (тетрадь)

Воч, кА, де (девочка). Проверка выполнения.

Назовите мне слово в котором 2 слога. Почему. По сколько слогов в остальных словах?

Анализ слогов. По первым слогам данных слов составьте новое слово и запишите его:

Соки, робот, каша; повар, сучок, дарить; якорь, горы, дача; ловит, падает, тает.

Проверка составленных слов. Давайте разделим эти слова для переноса. Проблема: слово ягода. Что еще мы знаем о переносе слов ( одну букву нельзя оставить и переносить нельзя).

4. Работа по карточкам. По первым слогам составьте слова и запишите из этих слов предложение.

Пе-нал, те-левизор, ку-рица, пи-ла, ли-сица, ро-машка, бо-тинки, та-зик. (Пете купили робота). Сколько слов в предложении. Назовите слова, в которых по 3 слога.

Работа с изографами. Определите количество слогов в слове. Назовите слоги по-порядку, 2-й слог, 3-й слог, 1 слог.

Литература:

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.– СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. -32 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»