Развитие рефлексивных умений у младших школьников
Оценка 5

Развитие рефлексивных умений у младших школьников

Оценка 5
docx
18.04.2020
Развитие рефлексивных умений у младших школьников
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx

РАЗВИТИЕ  РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рефлексия - умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.Её цель - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учениками, со своими. Поэтому рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:

Стремление делать что - то лучше, эффективнее, чем в прошлом. [1]

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

В моём учебном кабинете  установлена интерактивная доска SMART Board - это сенсорный дисплей, работающий как часть системы, в которую также входит компью­тер и проектор. Кроме  программного обеспечения SmartNotebook, на компьютере, подключенном к электронной доске, установлено такжепрограммное обеспечение ActivInspire.

Для организации учебного процесса я активно использую интерактивную доску, в том числе и для осуществления рефлексивной деятельности. Развитие рефлексивных умений у учеников необходимо  начинать с первого класса.

Остановлюсь подробнее на некоторых приёмах, которые мы активно используем с учениками.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

 Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися  и в конце деятельности. 

1.«Дерево настроения». Ученики в конце урока передвигают смайлик, соответствующий их настроению и удовлетворению от урока, на дерево.

2. «Мишень». Дети на доске заполняют«рефлексивную мишень».Чем больше ученик доволен уроком, тем ближе к центру мишени он ставит точку.

3.«Маятник настроения».На экране доски две картинки (слева - солнечная погода, справа – хмурый день, дождик, добавлены звуковые эффекты). Ученики по очереди выходят и  отклоняют маятник настроения вправо или влево. Данный приём особенно любим учениками класса.

 

Рефлексия  деятельности.

Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

1.     «Выбери утверждение»Рефлексивный экран»). Учащиеся

выбирают с экрана доски утверждения из левой и правой частей, также можно на доске соединить правую и левую части.

1. На уроке я работал                            активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я                   доволен/не доволен

3. Урок мне показался                           коротким/длинным

4. За урок я                                                не устал/устал

5. Моё настроение                                  стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был                   понятен/ не понятен

7.Домашнее задание мне кажется                             лёгким/трудным

Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

2. «Пришли мне SMS».Ученикам предлагается на заранее заготовленных шаблонах бумажных сотовых телефонов написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно ученик работал.

3.«Мешочек идей». Учащиеся анонимно записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в мешочек, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы.

4.«Лесенка успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

5.«Дерево результата».Ученики в конце урока украшают дерево листьями, соответствующимиуровнюусвоения материала.

 

Рефлексия содержания учебного материала.

1.Для проверки усвоения учениками учебного материала я успешноиспользую индивидуальные пульты. Результаты выводятся на интерактивную доску и ученикии учитель видят, сколько человек как ответили.

2. «Незаконченные предложения».  Ученики по «цепочке» высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на электронной доске (начало предложений можно варьировать):

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Эти задания помогли мне…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Я считаю, что эти минуты не прошли даром, потому что…

Урок дал мне для жизни…

3. «Выбери нужное». Учащиеся выбирают с экрана любое предложение по желанию и заканчивают его самостоятельно.

 - Что на вас произвело наибольшее впечатление?

 - Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

4. «Фразы». На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно

Лишь кое-что чуть-чуть неясно

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться

Дети подходят к электронной доске и ставят восклицательный знак  в конце той фразы, которая им больше всего подходит по окончании урока.

5. «Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что день они провели в ресторане и теперь директор заведения просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Ученики озвучивают ответы в соответствии с темой урока.

6. «Шкала успеха». На экране шкала с двигающимся крестиком. Учащиеся выходят  и передвигаю знак на тот уровень, на котором находятся при выполнении задания или в конце урока.

 

 

Следует отметить, что данные виды рефлексии можно использовать с разной функцией и на разных этапах урока (например, возможна «Лесенка успеха» и «Лесенка настроения», «Рефлексивный экран эмоционального состояния» и «Рефлексивный экран оценки деятельности» и т.д.).

Подводя итог, следует сделать вывод, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Она создает условия для внутренней мотивации на деятельность, помогает ученикам осмыслить получаемые результаты. Приёмам рефлексии ребёнка необходимо учить ещё с дошкольного возраста и активно продолжать этот процесс на уроках в начальной школе. Заранее заготовленные на флипчартах шаблоны для формирования рефлексивных умений экономят время учителя на уроке. Использование интерактивной доски на этапах рефлексии вызывает большой интерес у учащихся, так как, с одной стороны, ученики активно вовлекаются в учебный процесс, с другой стороны,  приобретают навыки работы с интерактивной доской.

Литература.

1.Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия - Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004. - 216 стр.

2.Зайцева Г.И., Сахарова А.В. Рефлексивная деятельность учителя: Учебно – методическое пособие. – 3 – е издание – Архангельск: КИРА, 2009. – 40 с.

3.Никитина С. Некоторые приёмы рефлексии учебной деятельности. http://www.calameo.com/read/0011066021e4429df64ab

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ

Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности

Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности

На уроке я работал активно/пассивно 2

На уроке я работал активно/пассивно 2

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала

Выбери нужное». Учащиеся выбирают с экрана любое предложение по желанию и заканчивают его самостоятельно

Выбери нужное». Учащиеся выбирают с экрана любое предложение по желанию и заканчивают его самостоятельно

Следует отметить, что данные виды рефлексии можно использовать с разной функцией и на разных этапах урока (например, возможна «Лесенка успеха» и «Лесенка настроения», «Рефлексивный экран…

Следует отметить, что данные виды рефлексии можно использовать с разной функцией и на разных этапах урока (например, возможна «Лесенка успеха» и «Лесенка настроения», «Рефлексивный экран…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020