Развитие скоростных качеств на уроке легкой атлетике в 6–9-х классах.
Учитель Насанов Е.К.
Научить школьников правильно бегать, рационально используя свои силы и возможности, - трудно. Но научить бегать быстро – задача вдвое сложнее. Чтобы научить бегать быстро, важно в первую очередь привить детям любовь к бегу, так чтобы ребёнок испытывал потребность в нём. Начинать необходимо с начальной школы, потому что дети 7 – 10 лет в силу своей особой жизнерадостности наиболее отзывчивы к формированию личности, влюблённой в физическую культуру. Данный возраст можно считать пиком здоровья и бурного развития движений в беге. Именно в этом возрастном периоде необходимо формировать у школьников чувство радости и удовлетворения от бега, как основы лёгкой атлетики.
Обучение бегу, развитие скоростных качеств должно проходить поэтапно.
Первый этап – I – IV классы - время формирования увлечённости бегом, обучения красивому, а следовательно, правильному бегу.
Второй этап – V – VII классы – закрепляется результат предшествующей работы и начинается тренировочный процесс с оценкой прогрессирующего результата.
Третий этап – VIII – IX классы совершенствование и дальнейшее развитие скоростных качеств.
В своей многолетней практике по развитию скоростных качеств я использую систему подводящих и специальных упражнений, в основе которой лежит дидактический принцип “от простого - к сложному”. Одни упражнения направлены на развитие мышц ног, на их растягивание и расслабление. Другие - скоростно-силового характера, для развития быстроты реакции и быстроты движений. При этом часто применяю игровой метод.
В I четверти на уроках лёгкой атлетики нацелено работаю над развитием скоростно-силовых качеств и быстроты. Специальные упражнения даю в начале основной части урока. Над развитием этих качеств работаю во II и III четвертях, когда изучаются учебные темы разделов “Спортивные игры” и “Гимнастики”. На уроках лёгкой атлетики IV четверти идёт подготовка к сдаче нормативов в беге. Главная задача при этом: развитие скоростно-силовых качеств и быстроты. Дозирование нагрузки, число повторений каждого применяемого упражнения определяется с учётом уровня физической подготовленности учащихся. Используются подвижные игры и игровые упражнения, включающие в себя быстрый бег. Основой для развития скоростных качеств составляют разработанные комплексы упражнений для определённого возраста.
V – VII классы
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
В каждом классе применяются игровые упражнения и подвижные игры с бегом. Подвижные игры проводятся вначале и в середине основной части урока. Ниже перечисленные игры и упражнения расположены в порядке усложнения.
“Салки в парах”
Играет весь класс. По сигналу, водящий пытается осалить убегающих. Осалив первого игрока, он образует с ним ловящую пару, и игра продолжается. В ходе игры осаленные игроки образуют новые пары. Игра завершается, когда все игроки будут осалены и выбирается новый водящий.
“Падающая палка”
Класс делится на 4 группы, каждая рассчитывается по порядку и становится в свой круг (диаметром 8 м) лицом к центру
где располагаются водящие с гимнастическими палками в руках. Держа палку вертикально к земле, водящий громко называет номер и отпускает палку. Вызванные игроки должны успеть подбежать и схватить палку, пока она не упала. Игрок, поймавший палку, становится водящим. По мере овладения игрой диаметр круга увеличивают. Вариант: учащиеся перемещаются по кругу.
“Третий лишний”
Класс делится на 2 команды, каждая становится по кругу парами в затылок друг другу. У одного ученика нет партнёра. Его старается догнать и осалить водящий, когда он убегает от него по кругу. Если водящему это удаётся, игроки меняются ролями. Убегающий может пристраиваться впереди любой пары, тогда третий игрок, стоящий сзади, становится убегающим.
“Эстафета с обручами”
Четыре команды выстраиваются в колоны по одному на линии старта. Впереди в 10 м от каждой команды по 4 гимнастических обруча. По сигналу первые игроки бегут к своим обручам, пролезают в них по очереди и, возвратившись назад, касанием вытянутой руки передают эстафету вторым игрокам, а сами становятся в конец своих команд. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.
“Вызов номеров”
Играют две команды. Каждая, рассчитавшись по порядку, становится по кругу. Учитель называет один из номеров. Учащиеся под этими номерами стартуют и, обежав круг один раз, становятся на свои места. Игрок, финишировавший первым, приносит команде одно очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
“Встречная эстафета”
Играют две команды. Каждая делится на две группы, которые в колоннах по одному располагаются друг перед другом на расстоянии 20 м. Перед колоннами линия старта. Первые номера одной из групп имеют по флажку. По сигналу игроки с флажком в руке бегут к противоположным первым номерам, передают им флажки, а сами становятся сзади колонны. Получившие флажки выполняют то же. Побеждает команда первой закончившая эстафету.
VIII – IX классы
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
“Эстафета прыжками”
Играют 3-4 команды, располагающиеся в колоннах по одному на линии старта. По сигналу первые номера каждой команды прыжками на левой ноге устремляются вперёд к линии поворота, которая находится в 10 м от линии старта. Выполнив поворот, возвращаются назад прыжками на правой ноге, касаются вытянутой руки вторых номеров и становятся сзади своих колонн. Вторые и т. д. выполняют те же действия. Побеждает команда первой закончившая эстафету.
“Быстро смени место”
Класс делится на 2 команды, располагаются попарно на расстоянии 3-4 м друг от друга на параллельных линиях. В руках играющих гимнастическая палка, которую они ставят вертикально на землю и придерживают её рукой. По сигналу каждая пара игроков меняется местами, стараясь при этом удержать палку партнёра от падения. Из игры выбывает пара, у которой упала палка. После этого для остальных играющих расстояние увеличивают, по сигналу они вновь меняются местами. Побеждает пара, выполнившая упражнение на наибольшем расстоянии игроков друг от друга.
“Бег челноком”
Играют 2 команды, каждая в составе двух групп (парные и непарные номера). Обе группы одной команды стоят в колоннах по одному на стартовых линиях, расположенные на расстоянии 20 м одна от другой. По сигналу бегут первые номера. Подбегая к игрокам своей команды, стоящим на противоположной стартовой линии, касаются плеча этого игрока и становятся сзади колонны. Касание плеча является сигналом для бега вторых игроков. Они, закончив бег, передают эстафету третьим игрокам. И т.д. Команда, последний бегун которой первым пересечет линию, становится победителем.
“Встречный бег”
Играют 4 команды, стоящие в колоннах по одному на стартовых линиях лицом друг к другу: две – с одной стороны площадки, две с другой. По сигналу первые номера каждой команды бегут по 20 м к линии финиша, которая находится посередине площадки. Участник, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым – 3, третьим – 2 , четвёртым – 1. Затем стартуют вторые игроки и т.д. Руководитель стоит на линии финиша, фиксируя финиш всех участников. В конце игры очки суммируют и определяют место, занятое каждой командой.
“Эстафета “паровозик””
Участвуют 2-3 команды по 3-4 человека в каждой. По сигналу бег начинают первые номера. Обежав стойки впереди и сзади своих команд, они вновь пересекают стартовую линию, а за ними начинают бег вторые номера команд. И т.д. Когда стойки обегут все игроки, первые номера прекращают бег и остаются на стартовой линии. После следующего круга на старте остаются вторые номера, затем третьи. Побеждает команда, последний участник которой, финишируя, пересечёт стартовую линию.
Вариант: состав команд увеличивают до 6 человек; в качестве первых номеров выступают девочки; физически слабых учащихся можно использовать на подмене уставшего игрока.
21.01.2018г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.