Развитие слухового восприятия (VIII — XII классы школы глухих)
Объяснительная записка
Задачу работы по развитию слухового восприятия глухих школьников составляет развитие их остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.
Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия в VIII — XII классах является тренировка учащихся в слухо-зрительном восприятии текстов при все увеличивающемся их объеме. Большое внимание уделяется умению свободно вести диалог на любую тему, обозначенную в программе или по поводу воспринятого текста. Материал, выделенный в словаре, опознается на слух.
Каждое занятие Должно быть построено и насыщено речевым материалом таким образом, чтобы оно вселяло в ученика уверенность в возможности восприятия им речи на слух.
Глухие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь учителя, воспитателя, учеников), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы, в словах, впервые предлагаемых на слух, узнавать отдельные элементы, по которым их воспроизводить приближенно ИЛИ ТОЧНО.
Материал программы считается усвоенным, если учащиеся правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.
На индивидуальных занятиях учащиеся этих классов работают только с индивидуальными слуховыми аппаратами. Как правило, они занимаются небольшими группами: по 2-5 человека. Время занятий с группой учащихся увеличивается.
VIII класс
Воспринимать cлухо-зрительно тексты объемом до 80 слов. Уметь вести диалог (с учителем, с товарищем) по поводу воспринятого текста. Различать и опознавать на слух речевой материал, связанный:
с изучением литературы
Из какого произведения этот отрывок?
Какие произведения ... тебе известны?
В каких произведениях ... есть тема ...?
Что легло в основу произведения ...?
Объясни (посмотри в словаре) значение слова (выражения) ... .
Как ты понимаешь ... ,
Объясни выражение ....
К кому из действующих лиц можно отнести ... .
Когда была написана повесть (рассказ, роман)...?
Как автор изображает ...?
Прочитай отрывок, в котором говорится о ....
Прочитай отрывок, где ... рисует портрет ... .
Прочитай отрывок из ..., который свидетельствует о том, что
Словарь: историческая повесть, роман, произведение, тема, главная тема, идея, отрывок, изображать, рисовать портрет, говорится, описывается, раскрывается.
с темой "Родина"
Покажи на карте крайнюю западную точку России (восточную точку, южную границу и т.п.).
С какими государствами граничит Россия (граничит на иге, западе и т.п.)?
С какими государствами граничит Россия?
В каких частях света расположена наша страна?
Какие океаны (моря) омывают нашу страну (берега нашей страны)?
Какие самые крупные реки в нашей стране?
Словарь: граница - граничит - пограничник, сухопутная (морская) граница, северная (южная, западная, восточная) граница, крайний север, крайняя точка, государство, части света, океан, море.
с темой "Живопись"
Какие картины .., ты знаешь (тебе известны)?
Что является основной темой творчества...?
Объясни выражение ... .
Где и когда родился художник ...?
Словарь: творчество, творчество художника, основная тема творчества .... написать - писать - выписать - переписать - списать.
с темой "Правила поведения"
Нужно встать в назначенное время.
Когда ты встаешь (ложишься сдать)?
Я встаю рано (в ... часов), а ты?
Разбуди меня пораньше.
Не трать время зря (напрасно).
Ничего не забудь.
Не забудь взять (принести) ... .
Не опаздывай. Приходи заранее.
Я не опоздал?
Простите меня за опоздание.
Я пришел вовремя.
Словарь: назначенное время, нужно - необходимо, порядок -распорядок, вставать, тратить, искать, спешить, опаздывать, приходить вовремя, обещать, выполнять, заранее, рано, пораньше, поздно, позднее.
IX класс
Воспринимать слухо-зрительно тексты объемом до 100 слов. Уметь вести диалог (с учителем, с товарищем) по поводу воспринятого текста. Различать и опознавать на слух речевой материал, связанный:
с изучением литературы
... родился в ... году. Когда было создано произведение ...?
Назови годы жизни ... .
Что отражено в этом произведении (отрывке)?
Найди отрывок, который свидетельствует о том, что …... .
Найди в тексте отрывок, в котором говорится о том, как ... .
Какие темы раскрываются в ... ?
Как ты думаешь, о чем свидетельствует отрывок ... ?
Как изображена природа в ...?
Что составляет основное содержание ... ?
Каков смысл данного высказывания (отрывка)?
Объясни выражение «Величайшее произведение русской литературы».
Автор ... выступает против ... (призывает к ...).
Идеи ... не потеряли своего значения и в наше время.
Словарь: древняя (русская, мировая) литература, гениальное (величайшее) произведение, эпическая (героическая, лирическая) тема, литературное творчество, литературная деятельность, описывать, влиять, изображать.
с темой "Родина"
Покажи на карте крупнейшие реки нашей страны, месторождение полезных ископаемых (железных руд, каменного угля, нефти,, газа и т.д.). Где имеются месторождения ...? Покажи равнины (низменности, горы, плоскогорья, реки, озера, моря) нашей Родины. Богатые запасы ... находятся ... . Огромная территория нашей охраны покрыта лесом. Лес - национальное богатство нашей Родины.
Словарь: полезные ископаемые, месторождения, район, область, нефть, каменный уголь, железная руда, золото, алмазы, горы, реки» озера, моря, океаны, равнины, возвышенности, низменности, хвойный (смешанный, лиственный) лес, опушка леса, лесная поляна, просека, перелесок.
с темой "Правила поведения".
Вытри ноги, чтобы не наследить (не испачкать пол).
Ты вытер ноги?
Отряхнись.
Разрешите мне пройти.
Пропустите меня, пожалуйста.
Ты со всеми поздоровался?
Поздоровайся о остальными.
Познакомьтесь. Вы знакомы?
Ты знаком с ... ? Разрешите познакомить Вас о моей подругой (мода другом, с моими друзьями).
Добрый день (вечер). Как твои дела?
Как дела? Что нового? Как твое здоровье? Прощайте.
Словарь: друг - друзья - подруга, товарищи, болезнь, здоровье, войти - выйти, пройти, остальные, каждый, с каждым в отдельности, знакомы - незнакомы - познакомься.
с темой "Почта"
Сходи на почту. Вы ходите на почту?
Как пройти на почту?
Где находится почта?
Отправь телеграмму (посылку, бандероль, денежный перевод).
Я хочу отправить письмо (посылку и т.д.).
Можно мне сходить на почту?
Где взять бланк для посылки {денежного перевода и т.д.)?
Возьмите бланк. Напишите адрес получателя (отправителя, обратный адрес).
Где находится ближайший почтовый ящик?
Где можно купить конверты (открытку)?
Оцените, пожалуйста, посылку (бандероль).
Сколько я должна заплатить?
Сколько стоит? Получите деньга.
Ты взяла квитанцию (сдачу)?
Я хочу отправить письмо авиапочтой.
Можно получить письмо?
Моя фамилия ... . Напиши мне до востребования.
Словарь: адрес, обратный адрес, индекс, почтовый ящик, письмо, открытки, конверт, марка, конверт (открытка) с маркой, (без марки), телеграмма (поздравительная, срочная), перевод, квитанция, посылка, бандероль, бланк, деньги, получать, отправлять, написать, подписать, заплатить, получить. с темой
с темой "Искусство"
Какие картины ... тебе известны?
Кто написал картину...?
Каких художников ты знаешь?
Тебе нравится художник ...?
Какие его картины ты знаешь?
Посмотри на иллюстрацию (репродукцию) и скажи, что тебе в ней нравится (не нравится)?
Какие чувства вызывает у тебя эта картина?
В картине ,.. художник изобразил ... .
Когда была написана картина ... ?
Когда была написана картина (произведение) ..,?
Что подчеркивается в образе ...?
Словарь: художник, картина, произведения, репродукция, реалистическое произведение, написать, нарисовать, изобразить, высказать, проиллюстрировать, выразить.
X класс
Воспринимать слухо-зрительно тексты объемом до 100 слов. Уметь вести диалог (с учителем, с товарищем) по поводу воспринятого текста. Опознавать на слух речевой материал, связанный:
с темой "Сегодня в мире"
Какие газеты (журналы) вы получаете?
Вы получаете газету "Юность", "Здоровье", "В едином строю"?
Ты читал сегодняшнюю (вчерашнюю) газету? Ты читал газету "Известия" за 7 апреля?
Ты получил (читал) первый (второй и т.д.) номер журнала "Юность" ("Здоровье" я т.д.)?
В сегодняшней (вчерашней) газете "..." есть интересная статья о ... .
Возьми (дай, принеси, передай, купи, возьми в библиотеке, у товарища) первый (второй, ...) номер журнала....
У тебя есть статья ... (журнал, газета)?
У вас есть газеты ... (журнал и т.д.)?
Сколько стоит журнал ...?
Газета стоит три копейки (пять копеек).
Журнал стоит рубль пятьдесят копеек (семьдесят копеек, тридцать пять копеек я т.д.).
Будьте добры, купите мне газету (журнал).
Будьте добры (пожалуйста), дайте мне почитать журнал "Юность" (статью ...).
Принеси мне журнал (газету), когда прочитаешь.
Я дам (принесу) тебе журнал, когда прочитаю.
Я не могут дать тебе ..., потому что этот журнал (газета) не моя (моего товарища).
Словарь: газета, журнал, названия газет и журналов, статья, заметка, рассказ, прогноз погода, Программа телевидения, сегодняшняя (вчерашняя) газета, получить, читать, покупать, читать -прочитать ~ перечитать, дать - передать, купить - покупать, тридцать пять копеек и т.д., рубль пятьдесят копеек и т.д.
с темой "Здоровье"
Запишите меня к терапевту (хирургу, невропатологу, окулисту, отоларингологу, зубному врачу).
Где можно записаться к ... .
Когда ( в каком кабинете) принимает ...?
Можно вызвать врача на дом?
Можно вызвать„Скорую помощь?
Вызовите, пожалуйста, Скорую помощь".
Наш адрес (год рождения, фамилия, имя и отчество).
Возьмите талон в регистратуре.
На что Вы жалуетесь?
Что у Вас болит?
У меня болит ... .
Я чувствую себя хорошо (плохо).
Я простудился. У меня (высокая, нормальная) температура.
Какая у вас температура? (38,3; 36,8 и т.д.).
Мне нужно пройти флюорографию (померить давление).
Где находится рентгеновский кабинет (процедурный кабинет)?
Возьмите направление на анализы (справку, рецепт).
Узнай, в каком кабинете принимает терапевт (хирург и т.д.).
У тебя есть талон к врачу?
Когда тебя выпишет врач?
К какому врачу ты пойдешь (ходил)?
Измерьте мне, пожалуйста, температуру (давление).
Словарь: врач, терапевт, хирург, окулист, отоларинголог, уролог, зубной врач, кабинет, скорая помощь, талон, регистратура, снимок, рентгеновский кабинет, флюорография, лаборатория, процедурный кабинет, анализы, направление на анализы, записать, вызвать, взять, чувствовать, измерять, принимать, выписывать, идти.
с темой "Парикмахерская"
Ты часто бываешь в парикмахерской?
Когда ты пойдешь в парикмахерскую?
Постригись покороче (не очень коротко, коротко).
Постригите (меня) покороче (не очень коротко).
Причешись. Ты хорошо (плохо) причесана.
Тебе идут (не идут) короткие (длинные) волосы.
Попроси, чтобы тебя постригли (сделали прическу).
Сколько стоит стрижка? Сколько я должна заплатить?
Словарь: парикмахерская, стрижке, прическа, длинные (короткие) волосы, покороче - коротко - не очень коротко, причесаться, постричься, сделать прическу (стрижку), прическа (стрижка) идет, не идет.
с изучением литературы
Прочитай текст о ....
Почему роман ... является одним из выдающихся произведений ... ?
Что Вы узнали о ..., прочитав роман ... (повесть, отрывок, стихотворение, главу).
Какие чувства вызывает ...?
За что мы осуждаем ... ?
Почему мы сочувствуем ...?
Против чего направлено произведение ... (роман, повесть и т.д.)?
Назови главных (второстепенных) действующих лиц в ... .
Какая главная черта характера в ...?
Посмотри в словаре значение слова ... .
В романе ... показано, как ... .
Словарь: выдающееся произведение, одно из выдающихся произведений, раскрывать мысли и чувства, - беспощадно - беспощадный, критиковать - критика - самокритика, беспощадно критиковать, критически оценивать поступал (действительность), эгоизм - эгоист - эгоистичный, идеал, положительный идеал, общество, жертва -жертвовать.
XI - XII классы
Воспринимать слухо-зрительно тексты объемом до 120-150 слов. Воспринимать слухо-зрительно фразы разговорно-обиходного характера и уметь вести диалог по поводу воспринятого:
тема "Биография, автобиография"
Я родился в ... . Моя родина ... . Я родился в ... году.
Мои родители - рабочие (пенсионеры, служащие).
Я учусь в ... класса школы ... .
Я поступил в школу в ... году.
После окончания школы я собираюсь учиться (работать) в ....
Как Ваше имя и отчество?
Где Вы родились?
Кто Ваши родители?
Сколько Вам лет?
Какой ваш домашний адрес?
Расскажите (напишите) свою биографию.
По национальности я .... Комсомолец с ... года.
Словарь: белорус, год, город, грузин, детство, еврей, жить, завод, институт, имя, класс, казах, мать, национальность, отец, окончить, паспорт, поступать, потом, после, последний, работа, родители, рабочий, рождение, родина, работать, родиться, русский, семья, техникум, таджик, учиться, украинец, фамилия, я.
тема "Семья, дом"
Моя семья состоит из ... человек.
Мой брат слесарь (летчик и т.д.).
У меня есть (нет) брат (сестра).
Сколько человек в Вашей семье?
У Вас семья большая?
Есть ли у Вас братья (сестры, родители, бабушка, дедушка)?
Да, у меня есть ... . Сколько лет Вашей сестре (брату и т.д.)?
Как зовут наших родителей?
Чем занимаются родители?
Расскажите о своей семье.
Где работают ваши родители (брат, сестра)?
У меня большая (маленькая)семья.
Она состоит из ... человек.
Мои родители - рабочие (служащие).
Я живу в новом доме.
Скажи мне свой адрес.
Назови профессию своих родителей.
Словарь: возраст, год рождения, домашний, жить, квартира, родственники, родители, человек.
Я хочу пойти на стадион. Я люблю шахматы (шашки, хоккей и др.).
Каков счет вчерашнего матча? Где ...?
Я хорошо плаваю (катаюсь на коньках и др.).
Каждое утро я делаю зарядку.
Словарь: быть, большой, вот, в гостях, говорить, гости, гостить, делать, должен, должна, идти, интересно, каток, клуб, интерес; кинотеатр, коньки, матч, много, нужно, навестить, общий, обязательно, отдыхать, остаться, пойти, приходить, позвонить, передача, поехать, работать, рассказать, спектакль, спорт, стадион, соревнования, такой, тренировка, телефон, удовольствие, фильм, хотеть, хорошо, хороший, человек, шашки, шахматы.
тема "Просьбы, пожелания"
Здравствуйте. Добрый день (утро, вечер).
Как ваше здоровье? Как ты себя чувствуешь?
Передай, пожалуйста, привет (книгу и др.).
Поздравляю с Рождеством (с Новым годом и др.).
Идите сюда. Как твои дела?
Я приглашаю Вас на день рождения (в гости и др.).
Приходите к нам. Спасибо.
До скорой встречи. Будьте добры (пожалуйста), дайте мне ... .
Разрешите пройти (войти, взять и др.).
Благодарю Вас, Извините. Простите, что опоздал (за опоздание и др.).
Вы правы,(неправы). Я согласен (не согласен).
Нет. Спасибо. Я не могу ... .
К сожалению, я не могу выполнить вашу просьбу. Он передал мне Вашу просьбу. Я знаю об этом. Я это знаю. Этого я не знал.
Словарь: благодарить, выполнить, выяснить, встретить, дать, объяснить, опоздать, опоздание, помочь, помогать, передать, подождать, повторить, пройти, пригласить, согласен, разрешить, согласиться, это, этого, об этом.
тема "Транспорт"
Я сейчас буду выходить. Когда (где) мне выходить? Вы выходите на следующей остановке? Вы выходите? Куда идет этот автобус (трамвай и др.)? На каком .... можно доехать до ... ? Какая следующая остановка? Дайте мне билет до ... . Передайте, пожалуйста, на билет. Где остановка ... ? Скажите, где мне сделать пересадку на ... ? Скажите, как доехать до ... . Это стоянка такси? Сколько стоит билет до ... ? Мне нужны места в купейном (общем) вагоне.
Словарь: автобус, билет, вагон, вход, выход, вызвать, встретить, где, доехать, ехать, едет, железная дорога, когда, метро, мешать, объезжать, проходить, проход, пересадка, получать, сидеть, стоять, смотреть, троллейбус, трамвай, такси, тесно, уметь, успевать.
тема "Магазин, покупки"
Я хочу купить ... .
Дайте мне, пожалуйста, чек.
Сколько стоит эта ... ?
Мне нравится ... .
Выпишите мне чек.
Где касса? Кто последний?
Когда закрывается (открывается) магазин?
Когда перерыв в книжном магазине ?
Мы хотим пойти за покупками.
Покажите мне, пожалуйста, эту книгу (авторучку и др.).
Я получил письмо (посылку и др.).
Можно сходить в магазин за ... ?
Сходи в магазин за ... . Купи ... .
Словарь: булочная, весы, взвесить, длинный, деньги, дешевле, дороже, дорого, закрыто, завернуть, купить, килограмм, книжный, касса, копейки, мелочь, метр, молочная, мягкий, находить, небольшой, открыть, открыто, плохой, почему, получить, последний, рубль, случайно, свежий, успеть, хороший, хозяйственный, ценз, черствый.
Примерный речевой материал для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия
VIII класс
Александр Сергеевич Пушкин.
Слухо-зрктельное восприятие отрывка (буран в степи) повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
3адания.
Из какого произведения этот отрывок?
Какие произведения Пушкина тебе известят?
Что легло в основу исторической повести "Капитанская дочка"?
В каких произведениях Пушкина есть тема крестьянского восстания?
Прочитай, как Пушкин дает описание бурана.
Объясни (посмотри в словаре(значения слова (выражения( изъяснил (предвещало, обоз, заблаговременно и т.д.(
Повесть Пушкина "Капитанская дочка" является исторической.
Она написана о тяжелых условиях Николаевской России: в эпоху казней, ссылок, доносов, расправ с передовыми людьми.
Основу повести "Капитанская дочка" составляют картины крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева.
Пушкин показал неизбежность и огромную силу крестьянских восстаний.
В армию Пугачева влились народы, которые царское правительство притесняло особенно жестоко: башкиры, татары, калмыки, казахи, чуваш и др.
Всех простых людей Пушкин изобразил с большой симпатией и сочувствием.
Крестьянская война под руководством Пугачева была самаяа мощная из всех, которые происходили в России раньше.
Пламя Пугачевского восстания охватило все Поволжье и Урал.
Это восстание было жестоко подавлено, а сам Пугачев был казнен.
По крестьянские войны млели очень большое значение, так как расшатывали крепостной строй и приближали срок его падения.
Задания.
Что легло в основу исторической повести "Капитанская дочка"?
Когда была написана повесть "Капитанская дочка"?
Что является причиной восстания под руководством Пугачева?
Какие народи влились в армию Пугачева?
Почему башкиры, татары, калмыки и другие народы влились в армию Пугачева?
Покали на карте Башкирскую АССР? и т.д.
Как Пушкин в "Капитанской дочке" изобразил простых людей?
Крестьянская война под руководством Пугачева была самая мощная из всех, которые происходили в России раньше.
Какие районы были охвачены Пугачевским восстанием?
Покажи на карте районы, которые были охвачены Пугачевским восстанием.
Как закончилось восстание Пугачева? Почему восстание Пугачева было подавлено?
Певец русской природы.
Бескрайнее русское раздолье, родная природа во всей красоте смотрят на нас с полотен Ивана Ивановича Шишкина. Деревья, трава, цветы привлекали внимание Шишкина.
На картинах Шишкина мы видим то раннее утро в лесу, то бескрайние просторы полей, то таинственный полумрак лесной чащи. Шишкина называли "лесным богатырем".
Картина "Утро в сосновом лесу" была написана в 1889 году. Перед нами зеленое царство леса. Поены расположены то вблизи, то вдали. Картина рассказывает о красоте раннего утра в лесу, когда встает золотой день. Художник с большим мастерством показал в живописи красоту русского леса.
Задания.
Подбери нужные открытки.
Покажи картину Шишкина "Утро в сосновом лесу" ("Рожь').
Подбери к слову" бескрайний" (таинственный) слова, близкие по значению.
Как называли Шишкина? Почему?
Продолжи: С полотен Шишкина смотрят на нас ... .
Внимание Шишкина привлекали ... .
На картинах Шишкина мы видим... .
Прочитай описание картины "Утро в сосновом лесу".
Родина
На востоке Россия начинается в Беринговом проливе, а крайняя западная точка нашей страны находится на юге Балтики в Калининградской области. Крайняя точка (южная) страны находится в Средней Азии около города Кушка, а северная - мыс Челюскина на полуострове Таймыр.
Наша страна огромна. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают ее своими водами. Когда в столице восемь часов вечера, на восточной границе уже шесть часов утра следующего дня.
Россия граничит с двенадцатью государствами. Границы нашей Родины охраняют наши воины-пограничники.
Задания.
Покажи на карте крайнюю западную (восточную и т.д.( точку России. Покажи западную (восточную и т.д.( границу СССР. Когда в столице только восемь часов вечера, на восточной границе уже шесть часов утра следующего дня. 'С какими государствами граничит СССР? В каких частях света расположена наша страна? Какие океаны омывают кашу страну своими водами?
В нашей стране больше ста тысяч рек. Они текут в четырнадцать морей и три океана, которые омывают берега России.
Реки - великий дар природа. Они дают людям волу для питья и орошения земель. Издавна они били путями сообщения. Реки служили границе государства верной защитой от нападения врагов. По рекам наши предки продвигались вглубь страда, открывая новые земли. На Днепре и Волхове были построены первые великие города древней Руси: Киев и Новгород.
Задания. Покажи на карте реку ... (море,океан, Киев, Новгород. Подбери синонимы к слову дар (орошение, предки, древний. Подбери синонимы к выражению "пути сообщения"» Что дают реки людям? Чем служат реки? Какие реки сейчас являются границей нашего государства? Где были построены первые города древней Руси?
Иного радости приносит людям лес. В любое время года в лесу хорошо: и зимой, и весной, и осенью, и летом. Но, пожалуй, лучше всего летом.
Приятно прогуляться в лес за грибами или за земляникой. В лесу тихо. Ты не пропустишь старых берез на поляне и елок на опушке леса. Здесь всегда прячутся белые грибы. Издалека заметишь кирпичные шляпки подосиновиков. Словно пышный цветок украшает лес мухомор. Но он ядовит. Вот в густой траве под березками - коричневые подберезовики на высоких ножках, а дальше - целая цепочка оранжевых лисичек.
Задания. Подбери синоним к слову ... .
Объясни значение слова ... .
Скажи вариант выражения (фразы) ... .
Почему лес приносит нам много радости?
Что можно делать в лесу леток (зимой, весной, осенью?
Умеешь ли ты собирать грибы?
Какие ты знаешь грибы?
Какие грибы ядовитые (неядовитые, съедобные, несъедобные)?
Домоводство.
Приготовь овощи (помидор, свежий огурец, редис, зеленый лук и т.д.)
Вымой овощи (помидор и т.д.)
Возьми (приготовь, свари, попроси, принеси, очисть) сваренное вкрутую яйцо.
Порежь ... . Порежь мелко (кружочками ломтиками, кубиками, ...).
Посоли. Заправь (залей) сметаной (майонезом, растительным маслом. Попробуй. Перемешай. Соли достаточно? добавить?
Скажи, как приготовить салат из свежих огурцов и зеленого лука? (из свежих огурцов и помидоров, из редиса со сметаной, винегрет ). Скажи, что нужно для винегрета (для салата из ... ).
Чем заправить винегрет (салат из ,..)?
Правила поведения.
У каждой вещи должно быть определенное место.
Когда ты встаешь? (ложишься спать)?
Я встаю рано (в ... часов (, а ты? Разбуди меня пораньше (попозже, вовремя). Не трать время зря (напрасно). Ничего не забудь. Не опаздывай. Приходи пораньше (заранее). Я не опоздал? Простите, меня за опоздание. Я пришел (приду) вовремя.
Задания. Подбери синоним к слову ... (понадобится, одолжи и т.д.). Продолжи: Приучайся вставать ... . Всегда выходе из дома ... . Приготовь о вечера ... . Не опаздывай ... . Держи своп вещи и книги ... . Никогда не обещай того, ... . Что нужно для того , чтобы стать точным?
Первые путешественники
В 1519 году испанцы впервые отправились в кругосветное путешествие. Во главе экспедиции стоял храбрый и опытный моряк - Магеллан. Путешественники отправились из Испании к Южной Америке. Обогнув ее, корабли вышли в океан, который Магеллан назвал Тихим Магеллан добрался до Филиппинских островов, где погиб в схватке с местными жителями. Это путешествие доказало, что Земля имеет форму шара.
Задания. Покажи на карте дуть Магеллана (Испанию, Америку, Южную Америку, Северную Америку, Филиппинские острова, Тихий океан). Подбери синонимы к слову ... (кругосветный, стычка, экспедиция, опытный и др.). Скажи (объясни) значение слова... .Какое значение имело путешествие Магеллана?
IX КЛАСС
"Слово о полку Игореве"
Гениальное произведение древней литературы "Слово о полку Игореве" - величайшее произведение не только древней русской, но и мировой литературы. Это произведение свидетельствует, что Русь до татаро-монгольского завоевания была развитой страной в политическом и культурном отношении.
"Слово о полку Игореве" рассказывает о походе князя Игоря Святославовича на половцев 1185 году. У берега Донца войско застало солнечное затмение, что считалось плохим предзнаменованием. Но Игорь не поворотил войско назад. Первое столкновение с половцами закончилось удачно, но на следующий день русские потерпели поражение, а сам князь Игорь попал в плен.
В "Слове" во всем чувствуется глубокая любовь к родине: и в волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в описании русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря из плена.
Автор страстно призывает русских князей объединиться против общих врагов. Призыв к единению и составляет основное содержание "Слова".
По выражению Карпа Маркса "Смысл поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов."
Задания. Когда было создано "Слово о полку Игореве"? Что отразило "Слово о полку Игореве"? Найди отрывок, который свидетельствует о том, как во время похода войско застало солнечное затмение. Найди отрывок, свидетельствующий, что князь Игорь не повернул назад.
Как ты думаешь, о чем свидетельствуют эти отрывки: а( Степь поникла, жалости полна,
18
И деревья ветви приклонили. б( Дятлы, Игоря встречая,
Стуком кажут путь к реке,
И, рассвет веселый возвещая,
Соловьи ликуют вдалеке, в( Но восходит солнце в небеси Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
Как изображена природа в этих отрывках? В каком отрывке чувствуется радость по поводу возвращения Игоря из плена? Что составляет основное содержание "Слова"? Как смысл поэмы определил Маркс? Объясни значение слова (выражения) ... . Подбери к слову ... слова, близкие (противоположные) по значению.
Денис Иванович Фонвизин.
Денис Иванович Фонвизин - крупнейший русский писатель. Лучшая комедия его - "Недоросль" - до сих пор ставится во многих театрах Советского Союза. Имя одного из героев комедии - Митрофанушка -стало нарицательным и обозначает ленивого, невежественного, грубого человека.
Свою комедию "Недоросль" Фонвизин написал в 1789 году. Изображая Простакова и Скотинина, Фонвизин критиковал крепостное право, невежество и бескультурье помещиков-крепостников. В лице грубого неуча Митрофанушки автор показал, каким испорченным вырастало молодое поколение в такой среде.
Великий русский писатель Фонвизин дорог нам как один из замечательных людей прошлого.
Задания. Какие произведения Фонвизина тебе известны? Ты читал "Недоросль" (комедию Фонвизина "Недоросль"?, смотрел спектакль "Недоросль"?) Когда была создана комедия "Недоросль"? Назови действующих лиц (персонажей) комедии "Недоросль". Кто в комедии "Недоросль" является положительным (отрицательным) героем? Подбери синонимы к слову ... . (невежественный, критикует, бескультурье, невежество, неуч, варвар, эксплуататор, крепостник, крепостной, до сит пор). Посмотри в словаре значение слова ... . Что показал Фонвизин в комедии "Недоросль", изображая Дростакову (Скотинина, Митрофанушку)? В какую эпоху жил Фонвизин?
Александр Сергеевич Грибоедов.
Александр Сергеевич Грибоедов был одним из образованных и передовых людей своего времени. Родился Грибоедов в 1795 году в Москве в старинной дворянской семье.
Уже в ранние юношеские года он обратился к литературному творчеству. Свои стихи он часто читал товарищам.
В Т823 году Грибоедов заканчивает работу над пьесой "Горе от ума." Появление комедии "Горе от ума" стало одним из главных событий литературной жизни того времени. Декабристы восторженно восприняли комедию Грибоедова и способствовали ее распространению. Пушкин, прочитав "Горе от ума" писал: "О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы."
Грибоедов остался в истории литературы автором одного прославленного произведения. Но Пушкин сказал: "Грибоедов сделал свое: он уже написал "Горе от ума"! Комедия Грибоедова бессмертна. До сих пор звучит на сценах театров голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, невежеством, темнотой.
Задания. Где и когда родился Грибоедов? Какие произведения Грибоедова ты знаешь? Посмотри в словаре значение слова... . Где и когда Грибоедов познакомился с Пушкиным? Когда Грибоедов закончил работу над комедией "Горе от ума"? Продолжи: "Появление комедии "Горе от ума".. . Как декабристы восприняли комедию "Горе от ума"? Что сказал Пушкин, прочитав комедию "Горе от ума"? Ты нашел пословицы в комедии Грибоедова? Прочитай отрывок из комедии "Горе от ума". Найди пословицу в данном отрывке. Какая фраза стала пословицей? Как ты понимаешь смысл пословицы ,..? Кому принадлежат слова: "Грибоедов сделал все: он уже написал "Горе от ума"?
Послушай отрывки из комедии "Горе от ума".Какие выражения стали пословицами?
Героями комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" являются Чацкий и Молчали". Они как бы противопоставлены друг другу.
Молчалин служит у Фамусова секретарем. Он беден и безроден, но поставил перед собой цель достичь "степеней известных". Чацкий нигде не служит, так как "служить бы рад, прислуживаться тошно".
Молчалин определяет свое поведение так: "... угождать всем людям без изъятья". Его тактика принесла свои пользы: он получил три награждения но службе.
А Чацкий свободно высказывает свои мнения, он считает, что главное в людях - это их деловые и нравственные качества, а не их положение в свете.
Чацкий умен, остроумен, весел, насмешлив, решителен. 0н ненавидит покорность, бичует помещиков-крепостников, ратует за просвещение. Его орудием является меткое, свободное, пламенное слово. Декабристы восприняли Чацкого как близкого им человека.
Задания. Назови действующих лиц комедии Грибоедова "Горе от ума". Что ты можешь сказать о характере Молчаиина? Объясни (посмотри в словаре( значение слова (выражения)... , Что ты можешь сказать о Чацком? Можно ли Чацкого назвать передовым человеком, близким декабристам? Прочитай монолог Чацкого " Л. судьи кто?" Что ты можешь сказать, прочитав монолог Чацкого? Комедия Грибоедова "Горе от ума" бессмертно.
Родина.
Наша Родина огромна и могуча. Родина - это вся наша страна, ее огромные просторы. Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами.
Наша страна богата полезными ископаемыми. На Урале, в Кривом Роге, в Курской области залегают железные руды. Обширны районы месторождения нефти - на Печоре, на Севере, в Волго-Уральском, в Ставропольском районе, в Баку, в Западной Сибири.
В Донбассе, в Кузбассе, в Печерском угольном бассейне нахо-дят богатые запасы каменного угля высокого качества.
В Якутии - алмазы, золото. По запасам ценных полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире.
Задания. Покажи на карте месторождение важнейших полезных ископаемых (железных руд, каменного угля, нефти, золота, алмазов). Где имеются месторождения каменного угля? (нефти и т.д ( Покажи равнины (низменности , горы, нагорья, плоскогорья, реки, озера, моря( нашей Родины. Повтори; но запасам ценных полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире. По- Урал (Кривой Рог, Курск, Курскую область и т.д.(
Правила поведения".
Вытри ноги, чтобы не наследить (не испачкать пол). Ты вытер ноги? Отряхнись. Разрешите мне пройти. Пропустите меня, пожалуйста. Ты со всеми поздоровался? Ты знаком с...? Вы знакомы? Разрешите познакомить Вас с моей подругой (с моим другом, с моими друзьями). Добрый день (вечер). Как дела? Как твои дела? Что ново-ю? Как твое здоровье? Прощайте.
Если пришел не один, не проходи в дом первым, а предложи раньше пройти своему спутнику.
Войдя в комнату, где много народу, не стремись обязательно поздороваться с каждым в отдельности. Лучше подай руку хозяину и хозяйке, после чего поклонись остальными в скажи: "Здравствуйте." Не садись, пока не сядут старшие.
Задания. Что нужно сделать, чтобы не наследить? Продолжи: Если пришел не один ... . Повтори: Не садись, пока не сядет старший. Войдя в комнату, где много народу, подай руку хозяевам (поздоровайся с остальными), а затем поклонись остальным (поздоровайся с остальными). А как ты ведешь себя дома { в гостях , на улице)?
Домоводство.
Перебери крупу (гречневую крупу, рисовую крупу). Возьми (шлей, влей) 1 (2,полтора) стакана воды, )...молока). Возьми (всыпь, засыпь) 1 стакан крупы (полчайной ложки соли, щепотку соли, I столовую ложку сахара). Засыпь крупу в кипящую подсоленную воду. Валей рис кипятком (горячим молоком) (влей воду). Добавь соль (сахар). Соль (сахар) добавь по вкусу. Вари ... до готовности (10-15 минут, 20 минут), Вари на медленном огне. Заправь сливочным маслом. Возьми 4-5 ложки мешки (пол-литра молока). Вскипяти молоко. Всыпай манку (манную крупу) в кипящее молоко постепенно. Подай кашу с маслом (с вареньем, с молоком). Скажи как сварить кашу?
Василий Иванович Суриков.
Талантливый русский художник Василий Иванович Суриков является историческим живописцем. На исторические сюжеты Суриков написал много замечательных полотен: "Утро стрелецкой казни","Боярыня Морозова", "Переход Суворова через Альпы и много других.
В картине "Переход Суворова через Альпы" Суриков изобразил один из самых выдающихся военных переходов через Альпы. '
Картина выполнена не в ширину, а в высоту. Это дает возможность ощутить отвесную пропасть в горах, куда скользят русские солдаты. Возле них - Суворов. Он командует переходом. Шесте с солдатами переносит все тяжести похода семидесятилетний полководец.
Задания. Выбери нужные картины. Какие картины Сурикова тебе известны? Почему Супинов выполнил картину не в ширину, а в высоту? Подбери синоним к слову ... (отвесный, ощутить, пропасть, завершен, ошеломлен). Посмотри в словаре значение слова ... . Прочитай отрывок, где говорится о Суворове и солдатах. В каком возрасте Суворов совершил переход через Альпы? Покажи на карте Альпы.
В.И.Суриков является историческим живописцем. Своими произведениями Суриков помогав*1 понять и изучить историю нашей Родины.
Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Роман Пушкина "Евгений Онегин" был первым реалистическим романом. Герои романа живут в привычной для них преде - в петербургском или московском обществе, в деревне. У каждого из них своя биография, свои привычки, свое понимание жизни.
Через мысли, чувства и поступки героев мы узнаем о жизни русского общества того времени. Пушкин правдиво изобразил среду, в которой живут главные герои его романа. В этой среде царят праздность, скука, день, что порождает пустоту мыслей, холодность сердец. Онегин умен, способен глубоко чувствовать.
Благодаря своему уму Онегин рано понял никчемность светского общества и почувствовал себя чужим и лишним человеком в этой среде. Скука, разочарование, лень - были характерны для многих молодых дворян в начале XIX века. И в этом виновна среда, воспитавшая таких, как Онегин. Яти люди не способны на самоотверженную любовь, на дружбу. По выражению Белинского, Онегин "страдающий эгоист, эгоист поневоле". Он писал об Онегине: "Силы этой богатой натуры остались без применения, жизнь без смысла."
В романе Пушкин рисует и высоко положительный образ – это Татьяна. Пушкин постоянно подчеркивает нравственную чистоту, глубокий ум и удивительную простоту Татьяны.
Во имя своего долга она жертвует личным счастьем.
В своем романе Пушкин стремится к реалистическому изображению жизни. Белинский высоко оценил роман Пушкина, назвав его "энциклопедией русской жизни."
Задания. Объясни значение выражения "был первым реалистическим романом". Какое основное требование реализма (романтизма, классицизма)? Когда был написан роман "Евгений Онегин"? Назови героев романа. Расскажи историю жизни Онегин*(Ленского, а (Татьяны, Ольги). Что показал Пушкин, изображая Онегина? (Ленского? Татьяну)? Какова жизнь, каковы интересы московского (петербургского, поместного, дворянского общества)? Как Пушкин в романе изображает столичное и поместное дворянство? Какие черты были характерны для многих дворян в начале XIX века? Объясни значение слова (выражения) ... . Как ты думаешь, кто является высокоположительным героем в романе? Почему? Как Белинский назвал роман "Евгений Онегин"? Почему Белинский назвал роман "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни"?
X КЛАСС
"Парикмахерская"
Когда ты пойдешь (был) в парикмахерской? (в парикмахерской)?
Попроси, чтобы тебя постригли покороче (не Слишком коротко, не очень коротко).
Я попрошу, чтобы меня подстригли покороче (не слишком коротко и т.д). Подстригись. Подстригись не Слишком (не очень) коротко (покороче). У тебя (У меня) уже Отросли (еще не отросли) волосы. Тебе (мне) нужно постричься (можно не стричься, не надо стричься). Причешись. Давай, я тебя причешу» Скажи ... , чтобы Она тебя причесала. Мне (тебе) хорошо (плохо) длинные волосы (короткие волосы). Мне (тебе) идут (не идут) короткие (длинные) волосы. Вам (тебе) помыть голову? Помойте) голову. Вымой(те) голову. У меня (тебя) волосы чистые (грязные)? У меня (тебя) голова чистая (грязная)? Попроси, чтобы тебе уложили волосы (сделали причёску). Сколько надо заплатить? Ты (я) лохматая (очень лохматая, не лохматая), У тебя есть (возьми, дай, купи) расческа (у)-.
I
Роман М. Ю. Лермонтова "Герои нашего времени".
Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века явился роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", В этом романе Лермонтов создай портрет молодого человека, того времени. Роман состоит из пяти повестей. Каждая повесть представляет собой самостоятельное произведение и в то же время является частью романа. Повести объединены образом Печорина, Повесть "Княжна Мери" является главной в романе, и этой повести Печорин раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно критикуя свои слабости и пороки.
Печорин образован, умен, храбр, ему не чужды глубокие человеческие чувства. Печорин чувствует в себе силы необъятные, но тратит эти силы по пустякам: назло Грушницкому ухаживает за княжной Мери, пытается вызвать v нее любовь к cede, а сам ее не любит.
У него нет цели в жизни. Он считается толы» со своими желаниями и стремлениями. Он эгоист. У него нет положительного идеала, к которому надо стремиться. Первое его удовольствие - подчинить воле все, что его окружает. Печорин считает, что каждый человек должен определить свое место в жизни , а сам так и не смог найти своего назначения в жизни. Всем около него плохо. Он никому не принес счастья.
Кто же виноват, что прекрасные качества в Печорине погибли? Виновато общество, социальные условия, в которых воспитывался и жил герой, Печорин - жертва своего времени. В нем нашли отражение все пороки его поколения.
Роман Герой нашего времени" направлен против общественного строя, против порядков царской России, против всего того, что уродует, калечит и омрачает жизнь людей.
Задания. Почему роман "Герой нашего времени" «вился одним из выдающихся произведений первой половины XIX века? Из каких повестей состоит роман Лермонтова "Герой нашего времени"? Почему каждая повесть является главной? Что мы узнали
о Печорине, прочитав роман "Герой нашего времени"? Какие чувства вызывает Печорин? За что мы осуждаем Печорина? Почему мы сочувствуем Печорину? Печорин чувствует в себе силы необъятные, но тратит их по пустякам. Докажи это. Печорин эгоист, докажи это. Ка
26
кое первое удовольствие Печорина? Определил ли Печорин свое место в жизни? Кто виноват, что все прекрасные качества в Печорине погибли?
Поэма И.В.Гоголя "Мертвые души"
Вершиной творческого пути Гоголя явилась его поэма "Мертвые души", в которой показан страшный мир крепостнической России.
Гоголь создал образы помещиков-крепостников такой силы, что поэма "Мертвые души" звучит как приговор крепостническому обществу.
Галерея "мертвых душ" начинается с Манилова и доходит до Плюшкина, который, потеряв человеческие черты, превратился "в прореху на человечестве".
У Манилова "видная" наружность, приятное лицо. Но при длительном общении с ним человек испытывал "скуку смертельную". Манилов опасен тем, что он прикрывает свой паразитический образ жизни квасивыми и лживыми фразами, пускает "пыль В глава" своими нелепыми рассуждениями о подземном ходе, о постройке моста через пруд. Главное в нем - праздная болтовня. В отличие от других помещиков Манилов несколько образован. Он когда-то чему-то учился, служил в полку и считался "скромнейшим и образованнейшим офицером." Но книга у него всегда заложена на 14 странице.
Положение крепостных у него безрадостно. Ими распоряжается вороватый приказчик. Сам Манилов хозяйством никогда не занимается, хозяйством идет само собою. Поэтому в его усадьбе и в доме видны следы бесхозяйственности и запустения. А сам хозяин не понимает, что его хозяйство приходит в упадок. Он мечтает и Фантазирует. Манилов убежден, что у него много интересов и идей, но он равнодушен ко всему и не знает, что происходит у него в хозяйстве.
В образах помещиков» созданных Гоголем, отразились все общечеловеческие пороки. Поэтому образы помещиков "Мертвых душ" стали нарицательными. Праздного мечтателя и фантазера, не умеющего и не желающего заниматься полезным Делом, мы называем Ма-ниловым.
В образе Манилова выражено лицемерие дворянского общества, которое прикрывает свою эксплуататорскую сущность красивыми фразами. Маниловщина стала означать беспочвенную мечтательность, вырастающую из неумения и нежелания работать.
Задания. Гоголь создал свою поэму "Мертвые души" в 1842 году. Назови главных действующих лиц поэмы. Гоголь создал образы помещиков-крепостников такой силы, что поэма "Мертвые души" звучит как приговор крепостническому обществу. На примере характеров помещиков Гоголь показал, как "хозяева страны" превращаются в "мертвых душ". Какие черты характера присущи Манилову? Какая черта характера в Манилове главная? Чем опасен Манилов? Что отразил Гоголь в образах помещиков? Что означает маниловщина? Посмотри в словаре (объясни) значение слова (выражения) ... .
"Сегодня в мире"
Слухо-зрительное восприятие текстов (статьи газет, журналов) объемом до 100-200 слов.
Какие газеты (журналы) вы получали? Вы получаете газету "Правда" ("Комсомольскую правду", журнал "Юность", "Здоровье", "В едином строю") ? Ты читал сегодняшнюю (вчерашнюю) газету? Ты читая (прочитал) "Комсомольскую правду") за 7 мая? Ты получил первый (второй и т.д.) номер журнала ... ? В сегодняшней газете ... есть (прочитай) интересная статья о .... Принеси (дай, куш и т.д.) первый )...) номер журнала ... (сегодняшнюю газету, "Комсомольскую правду" за 10 января и т.д.) Газета стоит ... . Журнал стоит ... . Будьте добры, дайте мне (Пожалуйста, (купите мне, принесите, когда прочитаете и т.п.) журнал (газету). Я дам (принесу) журнал (газету), когда прочитаю. Я не могу тебе дать ... , потому что этот журнал (газета) не мой . Я еще не прочитал ... . Я уже прочитал ... .
Здоровье.
Запишите меня к терапевту (хирургу, невропатологу, окулисту, отоларингологу, зубному врачу). Где можно записаться к терапевту и т.д. Когда ( в каком кабинете , узнай, когда ...) принимает терапевт (хирург и т.д.) Можно вызвать врача на дом (скорую помощь)? Вызовите, пожалуйста, врача (скорую помощь). Где находится рентгеновский кабинет (процедурный кабинет, лаборатория и
т.д.)? Мне нужно сделать рентген (снимок) грудной клетки (позвоночника и т.д.). Мне нужна пройти флюорографию (померить давление, сдать анализ, сделать анализ крови). Возьмите (дайте, пожалуйста,) направление на анализы ( снимок ... .справку, рецепт). У Вас есть талон к терапевту (хирургу и т.д.)? Возьмите талон в регистратуре. Ваш адрес? (год рождения, фамилия, имя и отчество)? На что жалуетесь? Что болит? Я простудился. 7 меня болит ... . У меня температура (высокая температура, нормальная температура. Какая у вас температура? 38,5 , 36 и 6 . Измерьте мне, пожалуйста, давление. Когда тебя выпишет врач? Меня ... .
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.