«Мнемотехника, как средство развития связной речи, памяти и логического мышления дошкольников с ТНР.»
Подготовила: учитель-логопед
Высшей квалификационной категории
Полякова Анна Юрьевна
МБДОУ «Детский сад №86 «Сударушка»
МНЕМОТЕХНИКА
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (схема, в которую занесена определенная информация), последовательно переходим к мнемодорожкам (несколько мнемоквадратов, соединенных по смыслу и линейно) и позже к мнемотаблицам.
Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все, т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
ЗАДАЧИ:
Развитие связной речи:
Алгоритм работы с моделью:
1 этап. Это введение элементов схем, символов. Например, обозначения: цвета, формы, величины, действия.
2 этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
3 этап. Введение отрицаний. Например, небольшой, несъедобный
4 этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
5 этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
6 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
7 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
8 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Требования к мнемотехнике
1.Знаки и символы должны быть хорошо знакомы ребёнку
2. Отражать обобщённый образ предмета
3. Предварительно оговорены с детьми и принимаются как ведущие
4. Замысел графической схемы хорошо знаком и понятен ребёнку
Последовательно создание дорожки выглядит примерно, так:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.