Развитие сюжетно-ролевых игр дошкольников, их структура
Структура ролевой игры определяется ее символико-моделирующим характером, в котором преобладает мотивационно-потребностная сторона деятельности, а операционально-техническая — минимальна. Игровое моделирование, как указывает Д. Б. Эльконин, представляет собой воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, что позволяет сделать объект предметом специальной ориентировки. Ориентировка направлена на исследование взрослого как носителя определенных общественных функций, включенного в разнообразные отношения с другими людьми, в том числе профессиональные.
Структуру ролевой игры можно условно представить следующей схемой (рис. 5.1).
Роль является, по мнению Эльконина, центральным компонентом игры и одновременно ее структурной единицей, объединяющей в себе нормы, способы поведения людей в различных ситуациях и игровые отношения.
Ролевая игра в своей развитой форме строится на моделировании отношений между людьми. Эти отношения ребенок познает и осваивает через принятие роли взрослого.
Проигрывание роли происходит с помощью определенных игровых действий, внутренне направленных на взрослого. Игровые действия носят изобразительный характер и относительно свободны от операционально- технической стороны деятельности. Играя роль парикмахера, девочка расчесывает кукле волосы не для того, чтобы добиться оригинальной прически, а чтобы почувствовать себя взрослой, примерить на себя новые отношения с людьми, заданные сюжетом «парикмахер — клиент». Игровые действия с развитием ролевой игры все больше обобщаются и приобретают условный характер.
В игре роль ориентирует ребенка не только на познание взрослого, но и на сверстника, с которым складываются два типа отношений: игровые и реальные. Игровые отношения реализуются в рамках самой роли и связаны с действиями изображаемых персонажей. Игровые отношения моделируются детьми как форма освоения новых сторон социальной действительности, а реальные отношения регулируют ход игры, распределение ролей, разрешение конфликтов.
Ролевое поведение ребенка регулируется правилами, заложенными в самой роли, логически вытекающими из нее и определяющими характер действий. Соблюдение правил осуществляется в ходе саморегуляции, построения поведения в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми ролью к образцу (чтобы изображать маму, надо уметь заботиться о ребенке). Правила отражают общественно одобряемый образец поведения. С возрастом ребенок все больше варьирует свое поведение в рамках роли, и сами правила становятся объектом его исследования.
Сюжет детских игр, как правило, очень прихотлив и не всегда последователен. Сюжет строится ребенком исходя из имеющихся у него знаний и отражает создаваемую в игре воображаемую ситуацию. Лучше всего дети знакомы с семейными ролями и действиями, связанными с бытовыми ситуациями, поэтому игры в семью являются неизменно популярными среди старших и младших дошкольников. Часто темой сюжетов становятся понравившийся фильм или мультфильм, где эмоционально и одновременно понятно обозначены действия героев. Такие действия можно проигрывать, дополняя собственными идеями. В играх могут причудливо переплетаться реальные и сказочные сюжеты, но возрастная логика их развития подчиняется следующей закономерности: бытовые сюжеты дополняются профессиональными, а затем социальными.
Под содержанием игры подразумевается главный момент, воспроизведенный детьми в игре, — момент отношений между взрослыми. За внешней формой сюжета открывается содержание игры как показатель уровня развития игровой деятельности ребенка. Так, если сюжетом будет игра в семью, то содержанием могут быть как детско-родительские отношения, так и супружеские отношения или даже профессиональные отношения каждого из участников игры.
Мнимая ситуация, где ребенок принимает на себя роли других людей или персонажей и реализует типичные для них действия, создается по правилам, диктуемым самой ролью. Штерн, рассуждая об игре, подчеркивает, что роль предъявляет повышенные требования к сознанию иллюзии. Отношение ребенка к окружающему миру и действия в различных ситуациях преобразуются под влиянием воображаемой ситуации и переноса значений на предметы-заместители.
Остановимся подробнее на содержании игровых сюжетов. Конечно, сюжеты игр детей не сводятся только к профессиональным или социальным ролям окружающих их взрослых. Дошкольники не только «репетируют» свои будущие социальные роли мамы, папы, учителя или банкира, но и разыгрывают вымышленные ситуации, превращаясь в нереальных персонажей. Старшие дошкольники легко перевоплощаются в пиратов и суперменов, животных, предметы, паря над крышами домов на «супертур- бомегалетательных аппаратах» или рыча на всю саванну, как целый прайд львов. С одинаковой живостью они путешествуют в прошлом и будущем, воплощая приключения, которых никогда не было.
Если младшим детям сюжет подсказывает взрослый или попавшаяся на глаза игрушка, то старшие самостоятельно выбирают тему игры и планируют основные действия до ее начала. Можно выделить следующие направления возрастных изменений в игровых сюжетах дошкольников:
— от бытовых сюжетов к социальным;
— неустойчивых — к длительным и развернутым;
— однообразных и одиночных — к сложно переплетающимся и множественным;
— спонтанных — к планируемым.
Импульс игровой активности придают события окружающего мира. Например, в криминализированные 1990-е гг. нередко можно было наблюдать игру детей в киллеров, рождающуюся под влиянием СМИ и социального окружения, а в наши дни девочки в Православном приюте разыгрывают действия священника, и не важно, что они никогда не станут священнослужителями. Однако различные сферы действительности обладают неодинаковым стимулирующим воздействием. Так, эмоциональные впечатления и предметная сторона жизни инициируют игровые действия лишь в малой степени. Представления о материальной организации той или иной стороны жизни не становятся импульсом к возникновению ролевой игры, а аффективные впечатления чаще проявляются в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, конструировании).
Базовыми источниками сюжетно-ролевой игры становятся развитие предметных действий, зарождение мотива «быть как взрослый» и развитие общения со взрослым (рис. 5.2).
Эльконин выделяет следующие предпосылки к возникновению ролевой игры:
— отделение действий от предмета и их обобщение;
— использование ребенком неоформленных (не имеющих ясно выраженной функции) предметов в качестве заместителей других;
Рис. 5.2. Источники становления сюжетно-ролевой игры
— отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий самого ребенка;
— сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их;
— воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослых, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни.
Обобщая результаты исследований многих авторов, можно выделить четыре закономерности онтогенеза игровой деятельности.
1. Развитие предметных действий: замена реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства.
2. Развитие сюжета: от бессюжетных игр — к сюжетным, от процессуальное™ — к сюжетности. Развитие идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла и сглаживанию с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации.
3. Развитие игровых отношений: от маленьких групп — ко все более многолюдным; от неустойчивых группировок — ко все более устойчивым; от игры, где каждый ребенок играет по-своему, — к игре, где действия согласованы ролями.
4. Изменения характера роли: от обобщенности — к индивидуальности. Первоначально игра возникает под влиянием игрушек, а в старшем возрасте — под влиянием замысла независимо от игрушек, в соответствии с выбранной ролью. Мотивом принятия роли в младшем возрасте являются привлекательные предметные действия, в среднем — сама роль, а в старшем дошкольном возрасте — стремление правдиво и убедительно сыграть роль.
Анализируя развитие сюжетно-ролевой игры, Элькоиин выделил четыре уровня. Уровни различаются по следующим параметрам: характер игровых действий, особенности игровой роли, логика развития игры, отношение к правилам. Систематизированное описание уровней развития игры представлено в табл. 5.2.
Исследования показывают, что уровни развития игры соответствуют поступательным этапам психического развития ребенка. Однако их нельзя однозначно привязать к возрастным этапам, так как трех-четырехлетка может демонстрировать и первый, и второй, и даже третий уровень развития игры. Уровни развития игры являются показателями психической, а не возрастной зрелости.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д. Б. Эльконину)
Таблица 52
Уровень игры |
Игровые действия |
Игровая роль |
Логика игры |
Игровые правила |
|
1-я фаза. Соотнесение предметных действий с логикой реальных действий |
1-й уровень |
Однообразные действия с предметами, направленные на партнера |
Присутствует номинально. Зависит от действий, а не влияет на них. Роли не отражают отношения |
Игровые операции сменяют друг друга без логического взаимодействия |
Правила фактически отсутствуют, логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей |
2-й уровень |
Разнообразные действия с предметами, копирующие функциональные действия, соответствующие реальной действительности |
Роли называются детьми и связаны с выполнением ролевых действий. Намечается разделение ролевых функций |
Игровые операции сменяют друг друга в соответствии с реальной последовательностью, наблюдаемой ребенком в жизни |
Правило еще не выступает явно, но импульсивность снижается. Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но и не опротестовывается |
|
2-я фаза. Соотнесение социальных отношений в игре с реальными отношениями между людьми |
3-й уровень |
Появление специальных действий, передающих характер отношения к партнерам |
Роль ясно очерчена и выделена, определяет все содержание игры, направляет поведение. Появляется специфическая ролевая речь |
Логика игры определяется принятой ролью, последовательна и развернута |
Правила поведения вычленяются, становятся обязательными. Нарушение логики опротестовывается, но без аргументации |
4-й уровень |
Преобладают действия,связанные с отношением к другим людям |
Роль очевидна, стержнем проходит через всю игру и взаимосвязана с ролями партнеров. Речь носит выраженный ролевой характер |
Разворачивается картина взаимоотношений между игровыми персонажами. Действия совершаются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику |
Правила рациональны. Нарушение логики действий и правил отвергается, отказ мотивируется |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.