КГУ “Женская гимназия г. Темиртау”
Методическая разработка учителя музыки Рудницкой М.В.
“Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки”.
«Музыкальное творчество детей
– самый действенный способ их развития».
Б.В. Асафьев.
Каждый год в первый класс гимназии приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как вдохновить ребёнка, зажечь в нём желание самому творить свой внутренний мир? Это трудно. Прежде всего, надо научить его самому простому – находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, видеть вокруг себя прекрасное: пение птиц, шелест опавшей листвы под ногами… Известно, что переживание чувства наслаждения прекрасным – это первое побуждение к творчеству.
Я, как учитель музыки, постоянно ищу пути развития творческих способностей Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. По своей удивительной способности вызвать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитании человека.
Конечно, на уроках музыки детское творчество не искусство, в большей степени оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в огромном мире музыки. Детям на уроке музыки необходимо творить, переживать и учиться понимать музыку.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются различные задания творческого характера.
1. Приемы артпедагогики
Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость, для этого в своей практике применяю отдельные приемы артпедагогики (вовлечение учащихся в различные виды деятельности: пение, слушание музыки, танец, движение и речь). Ребенок на уроке творит, создает что-то свое, уникальное, учится выражать себя. Ученики, испытавшие радость такого творчества, становятся другими.
2. Рисуем музыку
Такие задания с помощью изобразительного искусства стимулируют музыкальное воображение, эмоциональное, тембровое и ладово-слуховое восприятие.
Учащимся во время прослушивания музыкального произведения предлагается сосредоточиться и попробовать увидеть музыку. Чтобы детей ничего не отвлекало, чтобы степень их самовыражения была максимальной, я не сообщаю им названия пьесы. Дети в процессе восприятия видят различные картины. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их «дремлющие» способности.
3. Свободное дирижирование.
С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя. Предлагая детям почувствовать себя в роли дирижера, сначала дирижировать собственное пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес и песен, составляя при этом свой «исполнительский план».
На уроке учитель не может выполнять одновременно функции концертмейстера и дирижера, его может заменить наиболее удачный «дирижер» из класса. При этом не следует добиваться точного подражания дирижерской схеме, дирижирование должно быть действительно свободным и передавать в жестах эмоциональное содержание музыки.
На уроке музыки ученик может проявить себя так же в роли «композитора и музыканта», «актера и хореографа», «художника и исследователя»! Заметив на уроке новую «звездочку», чтобы поддержать успех ребенка, я стараюсь отметить его перед классом. Застенчивый, неуверенный в себе ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни, а творческий проявит свое воображение и фантазию в деле. Только в настоящем творческом коллективе дети учатся терпению, выдержке, взаимопониманию и уважению друг к другу, у них развивается умение и желание сделать что-то индивидуально, даже оригинально.
В старших классах подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
4. «Перевод образа из одного художественного ряда в другой»
Данный прием на уроках музыки применяется в разных классах, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся. После прослушивания и анализа музыкального произведения предлагаю учащимся «перевести» его на язык красок или движения.
Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, сложной формой их построения. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить образный строй каждой из частей так же с помощью рисунка в цвете (абстрактно), а можно изобразить содержание данного музыкального произведения в виде пантомимы.
5. «Логическая цепочка»
Этот опыт был предложен украинскими учеными Э. Головановым и В. Старицей, которым удалось показать, что между любыми двумя понятиями (слов) можно установить ассоциативный переход в 4-5 этапов.
Например: 8 класс. I четверть, вводный урок по теме «Что значит современность».
Задание: Составьте несколько «логических цепочек» через три – четыре промежуточные ассоциации, чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка».
Примеры учащихся:
Современность – жизнь, жизнь – красота, красота-музыка.
Современность – эпоха, эпоха – человек, человек – душа, душа - музыка.
Современность – молодежь, молодежь – развитие, развитие – культура, культура – искусство, искусство-музыка.
6. «Ассоциативная сеть»
Наиболее эффективным приемом развития памяти будет прием «ассоциативная сеть». При большом количестве ассоциативных связей, обеспечивающих быстрый доступ к нужной информации, возможно мгновенное решение задачи.
Например: требуется выяснить, о музыке какого композитора пойдет речь, при условии, что школьник обладает набором следующих характеристик:
старинный – зарубежный – композитор - философ – органист – полифонист
( ответ: И. С. Бах).
Начиная уже с пятого класса, когда основные понятия, в том числе о выразительных средствах музыки, уже сформированы, предлагаю разбирать прослушанное произведение, исходя из следующего плана:
· казахское произведение или зарубежное;
· классическое, романтическое или современное произведение;
· характер произведения;
· изобразительные средства;
· выразительные средства музыки.
Данный разбор предполагает не только тщательное знакомство с прослушанным материалом, но, что более существенно, формирование многоуровневой информации о наборе отличительных признаков музыкального стиля того или иного композитора. Это, в свою очередь, помогает решать ассоциативные задачи,
Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Дети учатся рассуждать, спорить, выстраивать логические цепочки, делать выводы.
Проявить себя в творческой работе можно не только на уроке, но и дома. Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б. Окуджавы:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
Уроки музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные на уроке, дали ростки, нужно подумать о внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, она в большей степени, чем учебная, дает опыт творчества, позволяет учащимся пробовать свои силы в разных областях.
Взаимодействие в музыкально-творческом процессе реальных и художественных представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики, формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.
В заключение хочется вспомнить слова Б. Асафьева что, «ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.