Развитие творческих способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
музыка
1 кл—11 кл
11.03.2024
Развитие творческих способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения
Статья.docx

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАТЬЯ

«Развитие творческих способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Муханова Ольга Сергеевна

учитель высшей категории

 

 

 

 

 

Москва

2020

Наличие дефекта умственно-отсталых школьников проявляется в нарушении высших психических функций.  У детей с ограниченными возможностями здоровья страдают познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь).  

Следовательно,  весь образовательный процесс  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  подчинен  целенаправленной педагогической работе по коррекции и развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческие способности являются самой существенной частью интеллекта человека, и задача их развития становится одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

В продолжение нескольких лет основная  цель педагогической работы – формирование творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения.  

В связи с этим  решаются  следующие задачи:

- развитие у детей чувства прекрасного, формирование   эстетических чувств через музыку;

- развитие творческих способностей  на уроках музыки;

- коррекция психофизических недостатков средствами уроков музыки.

Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения.

Уроки музыки не возможны без опоры на психолого-педагогические  и дидактические  аспекты. Эти аспекты   представленные в работах   Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,   B.П. Зинченко,  И.Я. Лернер, C.Л. Рубинштейн,   Д.Б. Эльконин, и др., в них  ведущее место занимает проблема становления человеческой личности.

Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.).

 

Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:

·         подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;

·         с   целью   формирования   мышления   привлекать   материал   из других видов искусств;

·         умело импровизировать в неожиданных ситуациях;

·         использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).

Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без проигрывателя и магнитофона. 

В последнее время уделяется немаловажное значение игре на народных музыкальных инструментах.

Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе.  Очень важно, научить умственно отсталого ребенка слушать и слышать музыку, понимать ее смысл.  И здесь учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах.  

Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки.  Это создание проблемной ситуации на этапе целеполагания, организация коллективной музыкальной игры, конкурс солистов, использование активных методов обучения и т.д.

Умственно отсталый ребенок не может определять чужие эмоции, не способен высказаться о своих ощущениях и переживаниях.  Для решения этой проблемы создаем «Словарь эмоций и чувств», игру-сочинение  «Сказка о чувстве…»,  что способствует обогащению словаря, учит ребенка чувствовать и понимать эмоции свои и окружающих.  

Еще одна немаловажная задача уроков музыки  - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте.   Дать понятие о том, что  музыка затрагивает вечные темы жизни: добро и зло; справедливость и беззаконие; война и мир; любовь и ненависть; борьба и страдания; долг и совесть.


 

Департамент образования и науки города

Департамент образования и науки города

Наличие дефекта умственно-отсталых школьников проявляется в нарушении высших психических функций

Наличие дефекта умственно-отсталых школьников проявляется в нарушении высших психических функций

Дети очень любят слушать музыку

Дети очень любят слушать музыку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024