Балакиревское движение в России
Оценка 4.7

Балакиревское движение в России

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
искусство +2
СCУЗ, ВУЗ
07.05.2024
Балакиревское движение в России
в статье рассматривается развитие идей музыкального просвещения и образования Милия Алексеевича Балакирева, определивших стратегию образовательной деятельности Национальной Ассоциации школ искусств им. М. А. Балакирева, их место и роль в современном социокультурном пространстве и образовательной среде
Статья Гончарова О.В. Балакиревское движение в России.docx

Гончарова Оксана Викторовна

Преподаватель высшей категории, концертмейстер

МБОДО «Детская школа искусств»

г. Алексеевки Алексеевского городского округа

Белгородская область

Балакиревское движение в России

Аннотация: в статье рассматривается развитие идей музыкального просвещения и образования Милия Алексеевича Балакирева, определивших стратегию образовательной деятельности Национальной Ассоциации школ искусств им. М. А. Балакирева, их место и роль в современном социокультурном пространстве и образовательной среде.

Ключевые слова: Милий Алексеевич Балакирев, композитор, преподаватель, музыкальная школа, школы искусств, русская музыка, Балакиревское общественное движение, балакиревцы, орден Балакирева, конкурсы.

«Быстро гондола по глади несется

Тихо струится луны серебро…

Где-то прекрасная музыка льется

Туда, где над душами властно добро

Песня Орфея однажды вернется…»

А. Гончарова [3 С. 19]

Каждому из нас хорошо знакомо имя Милия Алексеевича Балакирева. В становлении мировой культуры ему выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями.

Ярко и разносторонне одарённый художник, обладающий сильной волей и способностью вести за собой других, он как никто иной оказался способен объединить около себя молодые творческие силы русской музыки в пору высокого общественного подъёма. Его отличает многогранная творческая деятельность: талантливый музыкант и организатор, пианист, дирижёр, фольклорист. Сегодня хочется особо подчеркнуть его роль как преподавателя.

Во второй половине XIX века под влиянием общественного движения по всей России было открыто более трехсот воскресных школ – общеобразовательных и художественных. Доступные учебные заведения распахнули свои двери для представителей низших слоёв общества – рабочих, ремесленников, бедных городских жителей. Преподавали в них в своё свободное время представители трудовой интеллигенции – учителя и различные служащие, бескорыстно стремясь преодолеть невежество и безграмотность общества. В это же время, первым в целой России, М. А. Балакирев задумал преодолеть общую музыкальную безграмотность и создать бесплатную школу музыки. Это была первая и долгое время единственная общедоступная музыкальная школа, которую посещали студенты, служащие и даже уличные мальчишки. В течение года в ней могло обучаться до 400 человек.

Главной задачей Бесплатной музыкальной школы было распространение музыкального образования. Всем желающим предоставлялась возможность бесплатно обучаться светскому и духовному хоровому пению, элементарной теории музыки и сольфеджио, без отвлечения их от обычных занятий. Первоначально также планировалось ввести уроки игры на музыкальных инструментах, но из-за финансовых затруднений этот замысел так и не осуществился.

Особенностью обучения в школе была связь с практической деятельностью, именно концерты являлись финансовым источником для поддержания средств. Участие в концертах становилось для учеников важнейшим стимулом, а в сезон их давалось 2-3.

Концертные программы выстраивались из лучших достижений русской и малоизвестной в России современной европейской музыки. В публичных выступлениях зазвучали сочинения Берлиоза, Листа, Шумана, Шуберта, значительные произведения классики, например некоторые хоры Глюка, Генделя, Реквием Моцарта, Девятая симфония Бетховена. Исполнялись и оперные сцены, предпочтение отдавалось тем, что не полностью шли в театрах или не ставились там вовсе. Концерты Бесплатной школы стали трибуной для широкой музыкальной пропаганды сочинений Новой русской школы.

Чтобы слушателям легче было разобраться в новом или малоизвестном сочинении, к программам концертов готовились небольшие пояснения. Часто, по просьбе Балакирева, такие пояснения готовил Стасов.

Регулярное проведение концертов школы помогало создавать традиции, формирующие национальный исполнительский стиль. Благодаря настойчивому исполнению произведения русских и современных европейских композиторов постепенно завоевывали признание публики. У Новой русской музыкальной школы появлялось все больше сторонников.

Идеи и традиции, заложенные Балакиревым, получили широкую трансляцию и распространение в современном культурном пространстве и образовательной среде.

С 2003 года при активном участии «ДШИ имени М. А. Балакирева» г. Москва активно развивается Балакиревское общественное движение, которое объединяет музыкальные школы и школы искусств, разделяющие педагогические идеи композитора по всей России. На сегодняшний день движение объединяет 17 школ-побратимов: Москва, Ахтубинск, Волгоград, Гусь-Хрустальный, Екатеринбург, Казань, Липецк, Луганск, Нижний Новгород, Орловская область, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Саров, Смоленск, Тольятти, Ульяновск, Ярославль.

Основной целью деятельности балакиревского движения является формирование культурологического базиса для духовно-нравственного становления и развития подрастающего поколения. Ценностными основаниями являются духовно-нравственные традиции российской культуры: гражданственность, национальная самобытность, патриотизм, творческое подвижничество. Задачи сохранения и приумножения этих традиций определяют стратегию образовательной деятельности балакиревских школ, место и роль в социокультурном пространстве.

Общей миссией школ, носящих имя Российского музыканта, является обеспечение содействия гармоничному личностному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию через музыкально-художественное образование. Культурологическое мировоззрение и грамотность – это обязательная, неотъемлемая часть образовательного процесса и формирования будущих специалистов в любой области искусства, делающих в школе свои первые шаги в профессию.

Коллективы школ ведут огромную благотворительную культурно-просветительскую работу. Большая творческая и образовательная деятельность, активная разработка информационных технологий в образовательном процессе имеет большое общественное значение. Преподаватели активно занимаются исследовательской работой, краеведением, участвуют в  этнографических поездках. Лидирующее место в методической работе заслуженно принадлежит «ДШИ им. М. А. Балакирева» г. Екатеринбурга.

Ежегодно проводятся конференций, конкурсы. Темы, предложенные к рассмотрению, имеют широкий диапазон: «Детская школа искусств – топ формат», «Семья – Родина ребенка?», «М.И. Глинка – М.А. Балакирев: от истоков в будущее», «Культура. Традиции. Дети».

Особый статус имеет Всероссийский конкурс «Балакиревский проект» – конкурс идей, технологий, позволяющих сделать инновационный прорыв в области детского художественного образования в России. Это возможность проявить индивидуальное мастерство в современных и востребованных областях педагогики, в научно-практической инновационной сфере.

 Он является уникальной новаторской инициативой группы преподавателей «Московской школы искусств им. М. А. Балакирева», решившихся отстаивать право на творчество всех педагогов дополнительного образования России. География участников в настоящее время охватывает практически всю страну – от г. Лучегорска Приморского края на востоке и до пос. Росляково на севере Мурманской области.

Балакиревцы немало времени проводят в гастрольных поездках, участвуют в различных выездных мероприятиях, передвижных выставках, творческих командировках. Для учащихся ежегодно проходят конкурсы: «Юная культура России», где эстафету проведения поочередно принимает одна из школ, носящих имя М.А. Балакирева. «Наследники Балакирева» (г. Ахтубинск, Астраханской области), «Времен связующая нить» (г. Казань), «Золотые ключики» (г. Петрозаводск), «Ижора, мы дети твои» (г. Санкт-Петербург), «Русская палитра» (г. Москва) и многие другие.

Воспитанники школ участвуют в Сводном молодежном духовом оркестре, сводном хоре. Ими неоднократно были исполнены сочинения композитора, преподавателя Московской школы Балакирева Геннадия Лукина – героическая кантата «Краснодон», кантата «Девицкие орлята» на концертных площадках городов Москвы, Казани, Смоленска, Луганска, Волгограда, Ахтубинска и других. Коллективы достойно выступили на Десятом Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня».

Специально для Балакиревских школ России Геннадием Лукиным был создан «Гимн юных балакиревцев России» (слова Ю.Лукиной). Впервые прозвучавший в 2018 году на Всероссийском патриотическом форуме в Москве, он стал гимном всего Балакиревского движения.

С 1996 года на базе Детской школе искусств им. М.А. Балакирева (г. Москва) успешно развивается Российская детская общественная организация (РДОО) «Балакиревцы», творческий союз молодых преподавателей и учащихся школы. На сегодняшний день организация является постоянным официальным партнёром Международного детского центра «Артек» в республике Крым. В сотрудничестве с «Балакиревцами» проходят тематические смены в детских центрах и лагерях Орловской и Тверской области.

Важным шагом на пути увековечивания памяти известного композитора и педагога стало присвоение названия территории перед Школой искусств в г. Москва – «Площадь композитора Балакирева». В 2017 году, когда отмечалось 180-летие со дня рождения композитора, площадь появилась на карте Москвы.

В 2018г. в авиакомпанию Аэрофлот был передан новый Boeing 737-8LJ(WL), названный в честь Милия Алексеевича Балакирева. 12 февраля 2018 года самолёт совершил свой первый полёт. В настоящее время авиалайнер совершает полеты в компании «Победа»

В 2016 году в Колонном зале Дома Союзов во время торжественной церемонии, посвящённой 50-летнему юбилею Московской школы, был вручен Сертификат о присвоении имени Милия Алексеевича Балакирева звезде шестой величины в Созвездии Стрельца с координатами альфа 114.073347 бетта 28.683059.

30 июля 2019 года преподаватель из Ахтубинской школы-побратима водрузил флаг с портретом Милия Балакирева при восхождении на  гору Эльбрус.

Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств (НАИ) в декабре 2011 года учредила новую почетную общественно-профессиональную награду – Орден Милия Балакирева. Он учрежден в честь 175-летия со дня рождения выдающегося русского композитора, музыканта-просветителя, педагога и общественного деятеля.

«Целью награждения орденом Милия Балакирева являются: выявление и общественная поддержка талантливых руководителей, педагогов, деятелей искусств, исследователей художественной культуры и образования, а так же привлечение общественного внимания к плодам их деятельности и заслугам, поднятие их общественного и профессионального престижа.

Орденом Милия Балакирева награждаются педагогические и руководящие представители сферы художественного образования, а также видные общественные деятели за особый вклад в дело процветания и распространения русской культуры, за исключительные заслуги, способствующие развитию искусства, за выдающиеся достижения в области творческого обучения и духовно-нравственного воспитания детей и юношеств»  (из Положения об Ордене Балакирева).

Каждая школа помнит и чтит имя Милия Балакирева. Создаются и пополняются школьные и виртуальные музеи. Символично в скверах школ весной зацветают яблони, ведь Милий в переводе с греческого означает – Яблочный.

Присвоение учреждению имени М. А. Балакирева способствует повышению статуса школы и позволяет ей стать частью балакиревского движения России.

Школа, основообразующий элемент развития национальной культуры и сохранения многовековой традиции самовыражения в этом мире. «Неоценим вклад Балакирева в музыкальную педагогику. Великий педагог словно обогнал нас и ждет – впереди, за каким-то поворотом сегодняшнего  или завтрашнего дня» [4. С.382]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                     Балакиревские чтения: Тематический сборник материалов. Сборник №1/П. М. Гущенков, М.В. Вишняков; ред. Колл.: Л. Н. Комарова, В.С. Корина, И. В. Смирнова; отв. Ред. П. М. Гущенков. – Москва: ИИУ МГОУ, 2016 – 96 с.

2.                     Балакиревские чтения: Тематический сборник материалов. Сборник №2/П. М. Гущенков, М.В. Вишняков; ред. Колл.: Л. Н. Комарова, В.С. Корина, И. В. Смирнова, О. А. Смирнова; отв. ред. П. М. Гущенков. – Москва: ИИУ МГОУ, 2017 – 118 с.

3.                     Гончарова А.В. Музыка души/Анастасия Гончарова. – Белгород, 2014. – 35с.

4.                      Зайцева Т.А. Творческие уроки М.А. Балакирева. Пианизм, дирижировкание, педагогика. С-Пб., 2012.

5.                     http://milybalakirev.ru/proect/orden.html


 

6.                     Скачано с www.znanio.ru

Гончарова Оксана Викторовна Преподаватель высшей категории, концертмейстер

Гончарова Оксана Викторовна Преподаватель высшей категории, концертмейстер

Сегодня хочется особо подчеркнуть его роль как преподавателя

Сегодня хочется особо подчеркнуть его роль как преподавателя

Генделя, Реквием Моцарта, Девятая симфония

Генделя, Реквием Моцарта, Девятая симфония

Общей миссией школ, носящих имя

Общей миссией школ, носящих имя

Лучегорска Приморского края на востоке и до пос

Лучегорска Приморского края на востоке и до пос

Москва – «Площадь композитора

Москва – «Площадь композитора

Положения об Ордене Балакирева)

Положения об Ордене Балакирева)

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2024