Образовательная кинезиология на уроках изобразительного искусства как эффективная технология, способствующая росту, развитию и сохранению здоровья обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.7

Образовательная кинезиология на уроках изобразительного искусства как эффективная технология, способствующая росту, развитию и сохранению здоровья обучающихся с ОВЗ

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
искусство
21.05.2024
Образовательная кинезиология  на уроках изобразительного искусства  как эффективная технология, способствующая росту, развитию и сохранению здоровья обучающихся с ОВЗ
Статья Перминова М.Р..docx

Перминова Марина Рафкатовна

Учитель изобразительного искусства

МАОУ №Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ»

Г. Березники Пермский край

 

Образовательная кинезиология  на уроках изобразительного искусства

как эффективная технология, способствующая росту, развитию и сохранению здоровья обучающихся с ОВЗ

 

        В нашем образовательном учреждении обучаются дети с умственной отсталостью. В своей профессиональной деятельности  одной из главнейших задач считаю сохранение здоровья обучающихся.  Для реализации эффективного здоровьесберегающего образовательного пространства  необходимы современные  технологии.  Обучение, развитие и коррекция данной категории детей  может быть эффективными, если использовать  кинезиологию  как  инновационную технологию, раскрывающую резервы организма, способствующую росту, развитию и сохранению здоровья обучающихся с ОВЗ.

      Образовательная кинезиология это часть общей кинезиологии, которая использует простые движения для интеграции функций мозга.  Ее  главная задача – гармоничная работа мозга, повышение его активности и  раскрытие творческого потенциала.  Образовательная кинезиология помогает оживить, оптимизировать процесс обучения.

Наиболее корригируемым является возраст  до 12 лет, так как данный период характеризуется интенсивным процессом физиологического созревания основных мозговых структур. Предмет «изобразительное искусство» в соответствии с  учебным планом МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» реализуется с 1 по 5 классы (7-12 лет).  Все это дает основание считать, что применение кинезиологических упражнений позволяет создать здоровьесберегающую среду и оптимизировать процесс обучения на уроках изобразительного искусства.

Таким образом, в системе овладения изобразительными навыками кинезиологические упражнения как структурный элемент урока позволяют более успешно использовать потенциал развития обучающихся с различной степенью умственной отсталости.

          Обоснованно подобранные кинезиологические методы и приемы направлены на решение задач:

- развитие мелкой моторики;

- развитие межполушарных связей;

- синхронизация работы полушарий;

- развитие памяти и внимания;

- развитие мышления и речи.

Из всего многообразия кинезиологических методов и приемов можно выделить следующие методы и приемы, которые опробованы и используются мною на уроках изобразительного искусства:

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- рисование вальдорфских форм и зеркальное рисование;

- кинезиологические упражнения общей моторики;

- релаксация;

- упражнения - энергизаторы.

     

     Рисование вальдорфских  форм – термин, который используется для  названия упражнений с динамической линией, практикуемых в вальдорфских школах.

       Я хочу познакомить вас с опытом работы по использованию одного из направлений Штайнеровской педагогики при обучении детей с особенностями в развитии.

    Наши дети захлёстнуты чрезмерным потоком впечатлений, они не могут связать себя с ними. В результате этого усложняется врастание ребёнка в окружающий мир, ему трудно найти надёжную опору и приобрести необходимый запас переживаний. Под действием этого потока внимание ребёнка рассеивается, и ему нужны большие усилия, чтобы сконцентрироваться. Зачастую ребёнку не хватает выдержки и самоотдачи, так как отсутствует связь с окружающим миром. Поэтому возникает скука, пустота и постоянная потребность быть развлекаемым, жажда наслаждений и потребления. Такая пассивность и слабоволие детей создают немало проблем в простейших учебных процессах.

Разрешение этих задач может быть достигнуто педагогикой, в которой речь идёт не о передаче знаний, а о приёмах обучения, которые могут помочь в формировании психической структуры ребёнка, его личностных качеств, ценностных ориентировок. В педагогике Рудольфа Штайнера (вальдорфской педагогике) посредством формы, цвета, слова, сказки, пения пробуждают ребёнка. В штайнеровских школах преподаётся необычный для традиционной педагогики предмет - рисование форм. При первом знакомстве его учебно - воспитательные задачи не производят большого впечатления. И лишь пристальное их изучение раскрывает его огромное значение для создания основ мыслительных способностей человека.

На уроках рисования форм дети упражняются в развитии способностей, которые понадобятся им в последующей взрослой жизни.  Постепенно  зарождаются силы для осознанного мышления. Это и способность концентрироваться, и умение осмыслять предмет в его целостности, и умение наблюдать. Вырабатывает выносливость в работе и развивается образное мышление. Вначале уроки строятся таким образом, чтобы привить ребёнку ощущения круглых или  угловых форм.

       Рисование форм обращено исключительно к волевой деятельности ребёнка, т.е. непосредственно к движению, из которого и выводится форма. Работа начинается с движения по форме ногами по полу. Научить детей владеть ногами – значит воздействовать на его сознание. Например, ученики ходят по кругу и произносят при этом стихотворение или определённые слоги,  выбивая ритм ногами так, чтобы форма круга закрепилась в движении детей. Затем дети водят в воздухе рукой по той же самой форме круга. Затем дети по одному выходят к доске, чтобы нарисовать такие же линии. После этого наступает момент рисования восковыми мелками. Вначале дети водят рукой в воздухе, затем берут восковой мелок, и некоторое время с мелком в руке продолжают водить по кругу в воздухе и только потом переносят это движение руки на лист бумаги. Линия должна быть сильной, непрерывной и уверенной.

Очень важным гармонизирующим процессом для ребёнка является начертание спирали. Вот как можно получить красивую спираль: детям эту форму представляют как домик улитки. Дети холерического темперамента рисуют обычно очень быстро, у них получается взрывная спираль. Поэтому такого ребёнка  надо сдерживать: «Разве может улитка так быстро передвигаться?» Меланхолические, замкнутые дети, как правило, часто не могут закончить рисунок, не могут выйти из спирали. Тогда учителю необходимо их подбадривать».  - Бедная улитка! Ей так трудно выйти.  Спираль, раскручиваемая из центра наружу, содержит в себе освобождающий и радостный элемент. Спираль, которую рисуют как закручивающуюся к центру, как бы вступает в таинственное и безопасное укрытие.

  Рисуют дети цветными мелками, при этом они не должны бояться что-то исправлять и повторять. Уже первые нарисованные учениками формы можно разрешить обводить второй плавной линией, используя при этом другой цвет.

               Для синхронизации обоих полушарий мозга применяю также зеркальное рисование.

     Симметрические формы требуют от ребёнка умения концентрироваться и постоянного владения целостным пространством. Рекомендуется начать с простых упражнений.    Упражнение выполняется одновременно обеими руками зеркально симметричных рисунков или букв. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.

    Затем задания можно постепенно усложнять. После того, как с детьми позанимались какое - то время право- и левосторонней симметрией, переходят к упражнениям на отражение. Они вводят детей в другое переживание  пространства. Отражение «вверх» и «вниз» даётся детям сложнее, так как люди симметричны «вправо-влево» относительно вертикальной линии (позвоночника), однако после непродолжительных тренировок ученики успешно справляются с такими заданиями. Упражнения в рисовании простейших форм способствует устранению у некоторых детей лекстении - явления, когда ребёнок не различает «вверх-вниз», «вправо-влево». Зеркальное рисование помогает ребёнку ориентироваться в пространстве.

     Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает  изобразительные навыки, успевает выполнять больше задач. Представленные упражнения универсальны, просты в исполнении и не требуют специальной подготовки.

     Как показывает опыт, разумное использование средств образовательной кинезиологии  на уроках изобразительного искусства  имеет хорошие перспективы и может внести  существенный вклад в дело гармонизации развития ребенка с умственной отсталостью  и преодоления имеющихся у него нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литература:

1.       Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

2.        Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

3.        Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

4.        Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

5.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005.

6.       Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

7.        Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

8.       Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

9.       Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.

10.    Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.

 


 

Перминова Марина Рафкатовна Учитель изобразительного искусства

Перминова Марина Рафкатовна Учитель изобразительного искусства

Рисование вальдорфских форм – термин, который используется для названия упражнений с динамической линией, практикуемых в вальдорфских школах

Рисование вальдорфских форм – термин, который используется для названия упражнений с динамической линией, практикуемых в вальдорфских школах

Разве может улитка так быстро передвигаться?»

Разве может улитка так быстро передвигаться?»

Литература: 1. Аметова

Литература: 1. Аметова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2024