Теоретическая олимпиада
I и III Всероссийского очно-заочного конкурса детского творчества «Наследники Балакирева»
О.В. Гончарова
«Благословенны трудности,
ибо мы ими растем»
Н. Рерих
Подведены итоги второй Теоретической олимпиады по видам искусств, заявленной и проводимой как часть Всероссийского очно-заочного конкурса детского творчества «Наследники Балакирева», организованного «Районной детской школой искусств им. М. А. Балакирева» МО «Ахтубинский район». После апробации на I Всероссийском конкурсе «Наследники Балакирева» в 2018 году, олимпиада была рекомендована к включению в конкурсные мероприятия, проводимые «РДШИ им. М.А. Балакирева» на регулярной основе.
Как известно, теоретическая олимпиада – это достаточно емкая и гибкая форма проверки знаний, умений и навыков. Это соревнование, предполагающее расширение границ конструктивного мышления, когда каждый вид деятельности в искусстве осознается в полном единстве понимания, освоения и созидания. Участие в конкурсах и олимпиадах рекомендуется не только сильным ученикам, но каждому, желающему проявить творческую инициативу.
Педагоги школы подошли к разработке предметной олимпиады как к исследовательской творческой работе, помогающей в изучении неразрывной связи искусства с человеческой жизнью. Широта охвата затрагиваемых областей искусства предполагала поддержание восприимчивости детей к духовным и эстетическим ценностям, заключенным в музыке и танцах, в театре и живописи. Определенная сложность вопросов была рассчитана на расширение кругозора, подготовку к решению проблемных ситуаций.
К участию в олимпиаде приглашались ученики от 8 до 17 лет всех образовательных программ ДМШ, ДШИ, ДХШ. В 2020 году заявки подали ученики нашей школы и ее филиалов, Знаменска, Волгограда, Астрахани, Сасыколей, поселка Городище Волгоградской области. По сравнению с 2018 годом (участвовали 48 человек) – в 2020 году количество участников возросло до 118.
Олимпиада проводилась заочно, на поиски решений давалось две недели. Помимо правильности и полноты ответов, оценивались ясность, логичность, грамотность изложения, содержательность и оригинальность мышления. В компьютерных поисках разрешалось участвовать преподавателям и родителям. Рекомендовалось рассмотрение вопросов олимпиады в классе, в кругу семьи. В неизменно возникающей при этом атмосфере уважения к родной истории и достижениям прославленных соотечественников происходит знакомство с целой галереей «портретов носителей лучших черт ума, характера, душевного склада».
II Материалы олимпиады. Викторина по видам искусства.
Все вопросы Викторины как составной части Теоретической олимпиады Всероссийского очно - заочного конкурса детского творчества «Наследники Балакирева», подчинены единой тематике, посвященной жизни и творчеству композиторов - членов содружества, называемого «Могучей кучкой», их современникам и последователям. Вопросы принадлежат к музыкальной, театральной, изобразительной, хореографической областям искусства. Это текстовые задания и визуальный ряд, состоящий из иллюстраций, изображающих сцены из опер и портреты деятелей искусства.
В заданиях первого конкурса фигурировали, помимо имен композиторов «Могучей кучки», имена других музыкантов, художников, исторических личностей, а именно: имя венгерского композитора Ф. Листа, страстного пропагандиста творчества композиторов «Могучей кучки» в Западной Европе, русского композитора, пианиста, дирижера, музыкального педагога А. Г. Рубинштейна, основного противника «кучкистов» в их стремлении создать национальный стиль в искусстве. Несколько вопросов были связаны с именем музыкального критика В. В. Стасова, назвавшего П. И. Чайковского шестым членом Могучей кучки, находясь под впечатлением его симфонической увертюры «Ромео и Джульетта».
Задания олимпиады подразделялись на несколько категорий. В ряде заданий речь шла о музыкальном театре - об опере и балете, об авторах либретто, о художниках постановщиках и декораторах: В. М. Васнецове, А. Н. Бенуа, Л. С. Баксте, о русском и американском хореографе М. М. Фокине, о великом Ф.И. Шаляпине и Ф.И. Стравинском, отце композитора И.Ф. Стравинского.
Часть заданий была направлена на знание фактов из истории сообщества «Могучая кучка», другие вопросы касаются в целом искусства России XIX, начала XX века, такие как вопрос об истории создания скульптуры М. М. Антокольского «Иван Грозный».Есть вопросы, связанные с историей русского искусства начала 20 века и современности. Например, вопрос о «Русских сезонах» С.П. Дягилева в Париже - из области хореографии XIX века, а вопрос о восстановлении «Русских сезонов» в Московском государственном детском музыкальном театре им. Н.И.Сац – о настоящем времени. Участникам викторины предстояло найти информацию о восстановлении балетных спектаклей «Русских сезонов», в котором принимали участие хореограф А.М. Лиепа, Виталий, сын М. М. Фокина и внучка великого балетмейстера И. Фокина. Вопрос о музыке А. П. Бородина, использованной в трех выпусках известного американского мультипликационного сериала «Симпсоны» - также из серии вопросов о современном искусстве.
Вопросы олимпиады 2020 года касались истории Придворной певческой капеллы Двора Его Величества, а так же новых имен: великого русского композитора М.И. Глинки; гениального польского композитора Ф. Шопена; русских меценатов: художника-эмальера М. К. Тенишевой, имя которой носит детская школа искусств в г. Смоленске, и предпринимателя и государственного деятеля Н.А. Новосельского; прославленного лейб-медика двух русских царей доктора С. П. Боткина, любителя игры на виолончели; художника-авангардиста М. Ларионова;русской певицы, теснейшим образом связанной с композиторами «Могучей кучки» А.А. Поляковой-Хвостовой; сестры и друга М.И. Глинки Л.И. Шестаковой.
Судя по отзывам, олимпиада получилась информативной и занимательной.
Самыми интересными и познавательными признаны вопросы:о звезде шестой величины в созвездии Стрельца, которой присвоено имя М. А. Балакирева; о путешествии М.А. Балакирева и поэта Н.Ф. Щербины на пароходе «Николай Новосельский»; о сценографии спектаклей Русских сезонов в Париже, связанных с изобретением лучизма в живописи и офранцузском модельере Коко Шанель (Габриэ́льБонёр (Коко́)), принимавшей участие в разработке костюмов к балетам Русских сезонов в Париже.
Задания викторины охватывали и народную тематику:были вопросы о хороводной песне «Во лузях», записанной М. А. Балакиревым в Астрахани и о народных танцах, выступивших как действенное, образное начало в операх Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» ив опере Ц.А. Кюи «Кавказский пленник».
Визуальный ряд викторины представлен иллюстрациями художников: И. Е.Репина, К.Е. Маковского, фотографиями сцен из опер Н. А. Римского – Корсакова, Ц.А. Кюи.
Несколько особняком стоит вопрос о памятнике Герою Советского Союза летчику-испытателю Валерию Павловичу Чкалову, именем которого назван государственный летно-испытательный центр Министерства обороны РФ. Этот вопрос относится к традиционным вопросам об исторических уголках города Ахтубинска.
Моментом, определяющим характер олимпиады, служит музыка. В викторину 2020 года включены цитаты из музыки композиторов-кучкистов в современной интерпретации.
III Заключение.
Вопросы о звезде с именем М. А. Балакирева и об исторических достопримечательностях г. Ахтубинска неизменно будут присутствовать в конкурсных викторинах со сходной тематикой.
Материалы Теоретической олимпиады внесены в школьные фонды оценочных средств предметной области Теория и история искусств.
Возвращаясь к итогам I и III Всероссийского очно-заочного конкурса детского творчества «Наследники Балакирева» можно сделать вывод об успешном выполнении задач, поставленных обществом и государством перед МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева».
С глубочайшей признательностью преклоняясь перед величием гения М.А. Балакирева, школа участвует в преумножении его музыкального и духовного наследия, дарованного всем ныне живущим поколениям. Школа помогает ученикам в раскрытии качеств, приводящих к реальным победам: образованности,уверенности в своем призвании,воли к осуществлению самой заветной мечты.
Участиев региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, умение находить силы и возможности для их организации свидетельствуют о способности действовать эффективно, стойко преодолевая трудности, создавая условия для успешности в различных социальных сферах.
Электронный ресурс
1. http://www.belcanto.ru/mayskaya.html
2. https://www.culture.ru/persons/9003/milii-balakirev
3. http://files.school-collection.edu.ru И. Астахова «М. Балакирев «Русь», вторая симфоническая увертюра 1862-64 (1 ред.), 1887 (2 ред.) по статье А.Кандинского «Симфонические произведения Балакирева». ГМИ, Москва, 1960.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.