Тематическое планирование "Чтение художественной литературы" за рамками занятий разновозрастная группа от 3 до 5 лет для детей с ЗПР

  • Особые потребности
  • docx
  • 17.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала худ лит-ра.docx

Тематическое планирование

«Чтение художественной литературы»

Разновозрастная группа

от 3 до 5 лет

для детей с ЗПР «Радуга»

Сентябрь 2024

Дата

Тема

Цель

Словарная работа

Источник

03.09.

2024

«Козлятки и волк» в обр.К.Ушинского  (чтение сказки)

 

учить детей согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги.

Развивать умение слушать знакомую короткую сказку.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

активизировать словарь – тоненький, толстый-претолстый.

 

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 31

10.09.

2024

«Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский (чтение  произведения)

познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы. Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.

активизировать словарь – поступок, плохой, хороший.

 

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.7

17.09.

2024

«Осень» К.Бальмонт (чтение стихотворения)

 

познакомить детей с новым стихотворением.

Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

обогащать словарь – грустнее, блистают, благовонья.

 

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 26

24.09.

2024

«Осень в лесу» И.Соколов-Микитов (чтение рассказа)

 

познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к родной природе.

 

активизировать словарь – золотая осень, погожие деньки

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.30

Октябрь

01.10.

2024

«Если добрый ты…»   (беседа)

 

познакомить детей с русским народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской.

Развивать внимание, мышление, умение детей отвечать на вопросы.

Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам

обогащать  словарь – аукнется, откликнется, недоброжелательный

Е.Н.Арсенина  «Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста» - стр.78

08.10.

2024

«Колосок»   (рассказывание украинской сказки)

 

познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.

обогащать и активизировать словарь – мельница, колосок, трудолюбивый, лодыри

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.17

15.10.

2024

«Смоляной бычок»   (рассказывание русской народной сказки)

 

познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание.  Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

 

активизировать и обогащать словарь – смоляной, деревянная, железная, бумажная

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.52

22.19.

2024

«Про себя и про ребят» Г.Ладонщикова, «Солнце в доме» Е.Серова (чтение стихотворений)

учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.

Развивать образность речи, умение слушать.

Воспитывать любовь к поэзии.

 

обогащать словарь – мотыльки, растопятся льды, чехарда.

В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.64

29.10.

2024

«Как собака друга искала» (рассказывание сказки)

 

познакомить детей с новой сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, воображение, умение использовать в  речи однородные члены предложения.

Воспитывать интерес к сказкам разных народов, дружеские взаимоотношения.

активизировать словарь – трусливый, неважный, дружные.

 

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.99

Ноябрь

05.11.

2024

«Утка с утятами». Е.Чарушин    (чтение рассказа)

 

учить детей слушать произведение.

Развивать монологическую речь.

Воспитывать любовь к окружающей природе.

 

обогащать словарь – тина, червяки, вёсла, загребайте.

 

В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.68

12.11.

2024

 «Три чудесных цвета» А.Северный, «Если бы…» О.Бедарев    (чтение стихотворений)

продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.

Развивать мышление, познавательные интересы у детей.

Воспитывать культуру поведения на дороге.

 

: активизировать словарь детей – транспорт, светофор, переход.

 

 

19.11.

2024

«Загадки о овощах и фруктах» (ознакомление с малыми фольклорными формами)

расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Развивать мышление, память.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

 

пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах и фруктах.

В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.82)

26.10.

2024

«Лесная газета» В.Бианки         (чтение рассказов)

 

продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.

Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.

активизировать словарь – теплое жилье, холодные ветры, запасы на зиму.

 

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.64

Декабрь

03.12.

2024

«Береза» С.Есенин        (чтение стихотворения)

учить детей слушать текст стихотворения. Учить чувствовать образный язык стихотворения. Развивать память, воображение.

Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства

обогащать словарь -  принакрылась снегом, снежною каймой, заря, серебро.

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.55

10.12.

2024

«Большое путешествие маленького мышонка» (рассказывание сказки)

познакомить детей с новой сказкой народов Севера, учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.

Воспитывать интерес к сказкам разных народов.

 

обогащать словарь – эскимосская сказка, север, тундра, океан.

 

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.75)

17.12.

2024

«Хрюша на елке» Б.Заходер    (чтение сказки)

 

продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения.

Развивать память, мышление, умение пользоваться приемами сравнения.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

 

активизировать словарь – ягнята, важный-преважный, пятачок.

В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.86

24.12.

2024

Елка» Е.Трутнева        (чтение стихотворения)

 

учить детей слушать, эмоционально воспринимать произведение.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.

 

 

активизировать словарь – ледышки, снежное пальтишко, стайка.

 

В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.87)

Январь

14.01.

2025

«Пузырь, соломинка и лапоть» (чтение сказки)

 

познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.

Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.

Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.

активизировать словарь детей прилагательными – тонкий,  толстый, смелая, лопнул, низкий

О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» - занятие №1

21.01.

2025

Федул, что губы надул?... и др.»      (знакомство с диалогами-небылицами)

познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы.

Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам, традициям.

активизировать словарь – кафтан, ворот, дыра.

 

28.01.

2024

«Дядя Степа» С.Михалков  (чтение произведения)

 

познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.

Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

 

активизировать словарь – называть слова с противоположным значением, обозначающим величину.

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.79

Февраль

04.02.

2025

«Работа» Д.Габе (чтение рассказа)

 

продолжать учить детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.

Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.

активизировать словарь - бездельник, инструменты, доброжелательно.

 

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.92

11.02.

2025

«Буратино»  (ознакомление с предметами)

познакомить детей с предметами ближайшего окружения.

Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, познавательные интересы.

Воспитывать бережное отношение к предметам.

 

активизировать словарь – полено, гладкий, прочный.

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.131

18.02.

2025

«В гости к книжке» (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов)

познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Развивать произвольное внимание.

Воспитывать эстетический вкус.

обогащать словарь – иллюстрации, художники-иллюстраторы.

 

В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.92

25.02.

2025

«Пограничники» С.Я.Маршак (чтение стихотворения)

 

познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать память, внимание.

Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

 

обогащать словарь – пограничники, родной рубеж, граница.

 

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.82)

Март

04.03.

2025

«Мамин день» Г.Виеру (чтение стихотворения)

 

познакомить детей с новым стихотворением. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь и уважение к маме.

 

активизировать словарь – подснежник, расцвел, поляна.

 

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.99)

11.03.

2025

Заяц и еж» Братья Гримм (рассказывание сказки)

 

познакомить детей с новой сказкой, учить правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя простые и сложные предложения, образовывать форму единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к сказкам разных народов.

активизировать словарь – насмешливый, грубый, важный, вежливый.

 

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.133)

 

18.03.

2025

«В театре» А.Барто (чтение стихотворения)

 

 учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности.

Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.

Воспитывать любовь к художественной литературе.

обогащать словарь – оркестр, сцена, театр, балет.

 

25.03.

2025

«Поезд» Я.Тайц  ( пересказ  рассказа)

 

 учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Учить самостоятельно подбирать слово со звуком «с».

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к занятию.

обогащать словарь – машинист, кондуктор.

В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.87

Апрель

01.04.

2025

«Летит корабль» В.Орлов  (чтение стихотворения)

 

дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло. Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях.

Воспитывать интерес к растениям и желание за ними ухаживать.

 

активизировать словарь – космическая даль, морской прибой, стальной корабль.

 

08.04.

2025

«Краденое солнце»  (чтение произведения)

 

продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений. Развивать слуховое внимание.

Воспитывать любознательность.

 

 

обогащать словарь – темнота, ворота, зубаст, пучеглазые.

 

В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.83

15.04.

2025

«Одуванчик» З. Александрова (чтение стихотворения)

 

продолжать учить детей слушать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность.

Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.

 

активизировать словарь – прошуршал, хрупкая ножка, развеял.

 

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.129

22.04.

2025

«Хотела галка пить…» Л.Н.Толстой    (чтение  произведения)

 

продолжать учить детей слушать литературный текст, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память.

Воспитывать познавательные интересы у детей.

 

активизировать словарь -  гладкие, галчата, воронята, скворчата, воробьята.

 

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.135)

29.04.

2025

«О мальчике Тишке и отряде немцев» (чтение произведения)

 

знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.

Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине.

 

активизировать словарь – страна, фашисты, защитники, партизаны.

 

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.126

Май

06.05.

2025

«День Победы» А.Усачев (чтение стихотворения)  

 

познакомить детей с новым стихотворением. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

 

 

активизация словаря -  фейерверк, день Победы, парад

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.110)

13.05.

2025

 

«Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» (чтение произведения Д.Мамина-Сибиряка)

продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость.

 

 

 

обогащать  словарь – полдень, болото, комаришка.

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.109)

 

20.05.

2025

рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой (чтение произведения)

формировать представления детей о трудолюбивом человеке

 

 

 

27.05.

2025

рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица (чтение произведения)

Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости