Автономная некоммерческая организация
Калининградский общеобразовательный экономический лицей
«Ганзейская ладья»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора Директор АНО Лицей
по научно-методической работе «Ганзейская ладья»
______________
Зав. филологической кафедрой _____________
_____________ «____» ________ 2022 г.
«___» ____________ 2022 г.
Рабочая программа
по курсу: «Шахматы»
для 1-5 классов
Срок реализации программы – 1 год
Учитель: Щербина Александр Владимирович
Калининград 2022
Пояснительная записка.
Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" и раскрывает методические основы обучения учащихся младшего и среднего школьного возраста шахматной игре.
Целью Программы является создание условий для гармоничного развития учащихся младшего и среднего школьного возраста посредством их приобщения к культуре шахматной игры.
Задачи Программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– приобщение учащихся младшего и среднего школьного возраста к шахматной культуре как неотъемлемой части культуры человечества;
– обретение новых знаний, формирование у учащихся умений и навыков игры в шахматы;
– выявление и поддержка одарённых детей, привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в шахматные клубы (секции), к участию в соревнованиях разного уровня;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению учащимися знаний из истории происхождения и развития шахматной культуры, осознанию взаимосвязи алгоритмов, стандартов и правил шахматной игры с естественнонаучными и общественными процессами, стандартами и правилами;
– постижению основ и алгоритмов шахматной игры, получению знаний о возможностях и особенностях взаимодействия шахматных фигур;
– овладению тактическими приёмами в типовых ситуациях и положениях, приёмами матования короля различными фигурами, способами записи шахматной партии;
– освоению основных принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами кратко- и среднесрочного планирования своих действий во время шахматной партии;
– изучению основных методов и приёмов шахматной игры с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре человечества вообще и о культуре шахмат в частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений учащихся.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению учащихся к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их во внеучебное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной, внешкольной и соревновательной деятельности;
– формированию у учащихся устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что занятия шахматным спортом развивают пространственное воображение, зрительную и тактильную память, коммуникативные способности, абстрактное, логическое, тактическое, оперативное и стратегическое мышление, что способствует в т.ч. и продуктивному усвоению школьной программы.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- принцип включенности каждого учащегося в действие, а не созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с учащимися в данной Программе является система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у учащихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип минимакса - возможность продвижения каждого учащегося своим темпом;
- принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные принципы интегрируют взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у учащихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Объем программы: программа рассчитана на первый год обучения. На реализацию курса отводится:
1 класс – 33 ч в год (1 час в неделю);
2 класс – 34 ч в год (1 час в неделю);
3 класс – 34 ч в год (1 час в неделю);
4 класс - 34 ч в год (1 час в неделю);
5 класс - 34 ч в год (1 час в неделю).
Режим занятий обусловлен общеобразовательной нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся по 40-45 минут.
Основные формы работы на занятии:
индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических заданий и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Содержание Программы «Шахматы» , 1-ый год обучения.
Программой предусматривается проведение 33 (34) занятий (одно занятие в неделю). Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой и, при необходимости, повторения отдельных ранее изученных тем. Программа разработана для учащихся первых классов, но может быть использована на начальном этапе обучения во вторых (третьих – пятых) классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей шахматной фигуры шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем учащимся восьми - десяти лет, при этом общая последовательность изложения материала остается прежней.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
- шахматные термины:
белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
ориентироваться на шахматной доске;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы занятия |
Содержание занятия |
Формы контроля |
Кол-во часов |
1. |
Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Шахматный этикет. |
Знакомство с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения шахматной игры. Правила поведения шахматиста. |
Наблюдение |
1/1 |
2. |
Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. |
Знакомство с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии. |
Наблюдение |
1/2 |
3. |
Шахматные фигуры и начальная позиция. Шахматная нотация. |
Расстановка шахматных фигур в начальной позиции. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур |
Наблюдение |
1/3 |
4. |
Ладья.
Слон |
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способ передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, способ передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон |
Наблюдение |
1/4 |
5. |
Ферзь |
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способ передвижения ферзя по доске: ход и взятие |
Наблюдение |
1/5 |
6. |
Конь |
Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способ передвижения коня по доске: ход и взятие |
Наблюдение |
1/6 |
7. |
Пешка
Превращение пешки |
Правила хода и взятия пешкой Правила превращения пешки |
Наблюдение |
1/7 |
8. |
Взятие. Взятие на проходе |
Особое взятие пешкой: взятие на проходе |
Наблюдение |
1/8 |
9. |
Король |
Правила хода и взятия королём |
Наблюдение |
1/9 |
10. |
Ценность фигур |
Сравнительная сила фигур |
Наблюдение |
1/10 |
11. |
Нападение |
Атакующие возможности фигур |
Наблюдение |
1/11 |
12. |
Шах и защита от шаха |
Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха |
Наблюдение |
1/12 |
13. |
Мат |
Постановка мата всеми фигурами |
Наблюдение |
1/13 |
14. |
Пат – ничья |
Варианты ничьей |
Наблюдение |
1/14 |
15. |
Рокировка |
Правила рокировки, длинная и короткая рокировки |
Наблюдение |
1/15 |
16. |
Основные принципы игры в начале партии |
Общие принципы игры в начале шахматной партии |
Наблюдение |
1/16 |
17. |
Мат двумя ладьями одинокому королю |
Техника матования одинокого короля двумя ладьями |
Наблюдение |
1/17 |
18. |
Мат ферзём и ладьёй одинокому королю |
Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй |
Наблюдение |
1/18 |
19. |
Мат ферзём и королём одинокому королю |
Техника матования одинокого короля ферзём и королём |
Наблюдение |
1/19 |
20. |
Материальное преимущество |
Определение материального преимущества, реализация материального преимущества |
Наблюдение |
1/20 |
21. |
Нарушение основных принципов игры в начале партии |
Ошибочные ходы в начале партии и их последствия |
Наблюдение |
1/21 |
22. |
Партии-миниатюры |
Анализ коротких партий |
Наблюдение |
1/22 |
23. |
Запись шахматной партии |
Способ ведения записи партии во время соревнований |
Наблюдение (судейство) |
1/23 |
24. |
Шахматный этикет |
Правила поведения шахматиста во время партии |
Наблюдение |
1/24 |
25. |
Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры |
Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры |
Наблюдение |
1/25 |
26. |
Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение |
Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением |
Наблюдение |
1/26 |
27 -28 |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на предыдущих уроках |
Наблюдение (судейство) |
2/28 |
29 -33 (34) |
Шахматный турнир |
Участие в шахматном турнире |
Наблюдение (судейство) |
5(6)/33 (34) |
Список рекомендуемой литературы и образовательных ресурсов
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №599
3.Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597
4.Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р
5.Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год».
Интернет источники
1. http://www.64.ru
2. http://www.chesszone.net.ru
3. http://chessplaneta.ru
Список литературы для учащихся и их родителей (законных представителей):
1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий /
С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.
3. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной
игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
4. Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская
литература, 1980.
5. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе /
А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
6. Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская
литература, 1985.
7. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8. Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал
для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
9. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей / И. Г. Сухин. –
М.: Новая школа, 1994.
10. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр
Маркота. Международная шахматная академия, 1992.
11. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика,
1991.
12. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Поматур, 2000.
13. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ,
2000.
14. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн
полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. –
Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
15. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя /
И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
16. Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.