Рабочая программа по курсу: «Шахматы» для 1-5 классов
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу: «Шахматы» для 1-5 классов

Оценка 4.9
Документация +8
docx
Междисциплинарный 7
Все классы
22.12.2022
Рабочая программа по курсу: «Шахматы» для 1-5 классов
Рабочая программа по курсу: «Шахматы» для 1-5 классов
рабочая программа шахматы АВЩ.docx

Автономная некоммерческая организация

Калининградский общеобразовательный экономический лицей

«Ганзейская ладья»

 

СОГЛАСОВАНО                                                                УТВЕРЖДАЮ 

Зам. директора                                                                    Директор АНО Лицей

по научно-методической работе                                       «Ганзейская ладья»

______________

Зав. филологической кафедрой                                         _____________

_____________                                                                        «____» ________ 2022 г.

«___» ____________ 2022 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу: «Шахматы»

для 1-5 классов

Срок реализации программы – 1 год

                              

                                                   Учитель: Щербина Александр Владимирович  

 

 

 

 

 

 

 

Калининград 2022

 

Пояснительная записка.

 

  Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" и  раскрывает методические основы обучения учащихся младшего и среднего школьного возраста шахматной игре.

 

 Целью Программы является создание условий для гармоничного развития учащихся младшего и среднего школьного возраста посредством их приобщения к культуре шахматной игры.

 

 Задачи Программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

– приобщение учащихся младшего и среднего школьного возраста к шахматной культуре как неотъемлемой части культуры человечества;

– обретение новых знаний, формирование у учащихся умений и навыков игры в шахматы;

– выявление  и поддержка одарённых детей, привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в шахматные клубы (секции), к участию в соревнованиях разного уровня;

Образовательные задачи способствуют:

– приобретению учащимися знаний из истории происхождения и развития шахматной культуры, осознанию взаимосвязи алгоритмов, стандартов и правил шахматной игры с естественнонаучными и общественными  процессами, стандартами и правилами;

– постижению основ и алгоритмов шахматной игры, получению знаний о возможностях и особенностях взаимодействия шахматных фигур;

– овладению тактическими приёмами в типовых ситуациях и положениях, приёмами матования короля различными фигурами, способами записи шахматной партии;

– освоению основных принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

– знакомству с методами кратко- и среднесрочного планирования своих действий во время шахматной партии;

– изучению основных методов и приёмов  шахматной игры с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

   Оздоровительные задачи направлены на формирование:

– представлений об интеллектуальной культуре человечества вообще и о культуре шахмат в частности;

– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений  учащихся.

 

 

 Воспитательные задачи способствуют:

– приобщению учащихся к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их во внеучебное  время;

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной, внешкольной и соревновательной деятельности;

– формированию у учащихся устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

 

             Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что занятия шахматным спортом развивают пространственное воображение, зрительную и тактильную память, коммуникативные способности, абстрактное, логическое, тактическое, оперативное и стратегическое  мышление, что способствует в т.ч. и продуктивному усвоению школьной программы.

            Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

-     принцип включенности каждого учащегося в действие, а не созерцание со стороны;

-    принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

           Основой организации работы с учащимися в данной Программе является система дидактических принципов:

 -  принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-  принцип вариативности - у учащихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебного процесса

-  принцип минимакса - возможность продвижения каждого учащегося своим темпом;

-  принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

        Изложенные принципы интегрируют взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у учащихся устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

 

Объем программы: программа рассчитана на первый год обучения. На реализацию курса отводится:

 1 класс – 33 ч в год (1 час в неделю);

 2 класс – 34 ч в год (1 час в неделю);

 3 класс – 34 ч в год (1 час в неделю);

 4 класс - 34 ч в год (1 час в неделю);

 5 класс - 34 ч в год (1 час в неделю).

 

Режим занятий обусловлен общеобразовательной нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся  по 40-45 минут.

 

Основные формы работы на занятии:

 индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

 

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических заданий и игровых ситуаций.

 Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

 

              Содержание Программы  «Шахматы» , 1-ый  год обучения.

Программой предусматривается проведение 33 (34) занятий (одно занятие в неделю). Ha  каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой и, при необходимости, повторения отдельных ранее изученных тем. Программа разработана для учащихся первых классов, но  может быть использована на начальном этапе обучения во вторых (третьих – пятых) классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей шахматной фигуры шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем учащимся восьми - десяти лет, при этом общая последовательность изложения материала остается прежней.

 

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

- шахматные термины:

белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

ориентироваться на шахматной доске;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Название темы

занятия

Содержание

 занятия

Формы контроля

Кол-во часов

 

 

 

 

 

1.

Шахматы – мои друзья.

История возникновения шахмат. История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

Шахматный этикет.

Знакомство с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам.

Введение и раскрытие понятия «шахматная игра»,  рассказ об истории возникновения шахматной игры.

Правила поведения шахматиста.

 

 

 

 

Наблюдение

 

 

 

1/1

 

 

2.

Шахматная доска.

Горизонталь.

Вертикаль.

Диагональ.

Знакомство   с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии.

 

 

 

Наблюдение

 

 

1/2

 

 

3.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

Шахматная нотация.

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции.

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур

 

 

Наблюдение

 

 

1/3

 

 

 

 

 

4.

Ладья.

 

 

 

 

 

 

Слон

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способ передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход»

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции,  способ передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

 

 

 

 

1/4

 

5.

 

Ферзь

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способ передвижения ферзя по доске: ход и взятие

 

Наблюдение

 

1/5

 

6.

 

Конь

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способ передвижения коня по доске: ход и взятие

 

Наблюдение

 

1/6

 

7.

Пешка

 

Превращение пешки

Правила хода и взятия пешкой

Правила превращения пешки

 

Наблюдение

1/7

8.

Взятие. Взятие на проходе

Особое взятие пешкой: взятие на проходе

Наблюдение

1/8

9.

Король

Правила хода и взятия королём

Наблюдение

1/9

10.

Ценность фигур

Сравнительная сила фигур

Наблюдение

1/10

11.

Нападение

Атакующие возможности фигур

Наблюдение

1/11

12.

Шах и защита от шаха

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха

Наблюдение

1/12

13.

Мат

Постановка мата всеми фигурами

Наблюдение

1/13

14.

Пат – ничья

Варианты ничьей

Наблюдение

1/14

15.

Рокировка

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки

Наблюдение

1/15

16.

Основные принципы игры в начале партии

Общие принципы игры в начале шахматной партии

Наблюдение

1/16

17.

Мат двумя ладьями одинокому королю

Техника матования одинокого короля двумя ладьями

Наблюдение

1/17

18.

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй

Наблюдение

1/18

19.

Мат ферзём и королём одинокому королю

Техника матования одинокого короля ферзём и королём

Наблюдение

1/19

20.

Материальное преимущество

Определение материального преимущества, реализация материального преимущества

Наблюдение

1/20

21.

Нарушение основных принципов игры в начале партии

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия

Наблюдение

1/21

22.

Партии-миниатюры

Анализ коротких партий

Наблюдение

1/22

23.

Запись шахматной партии

Способ ведения записи партии во время соревнований

Наблюдение

(судейство)

1/23

24.

Шахматный этикет

Правила поведения шахматиста во время партии

Наблюдение

1/24

 

25.

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

 

 

 

Наблюдение

 

 

1/25

26.

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением

Наблюдение

1/26

27 -28

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на предыдущих уроках

Наблюдение

(судейство)

2/28

29 -33 (34)

 

Шахматный турнир

 

Участие в шахматном турнире

Наблюдение

(судейство)

5(6)/33 (34)

 

 

Список рекомендуемой литературы и образовательных ресурсов

 

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2.Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №599

3.Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597

4.Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р

5.Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год».

 

Интернет источники

1.         http://www.64.ru

2.         http://www.chesszone.net.ru

3.         http://chessplaneta.ru

 

Список  литературы для учащихся и их родителей (законных представителей):

1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий /

С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.

2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.

3. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной

игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

4. Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская

литература, 1980.

5. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе /

А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

6. Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская

литература, 1985.

7. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

8. Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал

для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

9.  Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей / И. Г. Сухин. –

М.: Новая школа, 1994.

10. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр

Маркота. Международная шахматная академия, 1992.

11. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика,

1991.

12. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:

Поматур, 2000.

13. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ,

2000.

14. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн

полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. –

Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

15. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя /

И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

16. Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.


 

Автономная некоммерческая организация

Автономная некоммерческая организация

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Воспитательные задачи способствуют: – приобщению учащихся к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их во внеучебное время; – воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия…

Воспитательные задачи способствуют: – приобщению учащихся к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их во внеучебное время; – воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия…

Режим занятий обусловлен общеобразовательной нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста

Режим занятий обусловлен общеобразовательной нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Наблюдение 1/6 7

Наблюдение 1/6 7

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе /

Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2022