«Роль воспитания в укреплении здоровья и подготовке к профессиональной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта»
(Выступление на МО воспитателей)
Автор: Братерская Надежда Александровна, г.Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновсеая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель:
- воспитание желания у воспитанников быть здоровыми, трудиться.
Задачи:
- вырабатывать трудовые навыки;
- включить детей в посильную трудовую деятельность;
- воспитывать необходимые установки поведения личностных и нравственных качеств.
Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания и профориентационной работы, которые являются факторами успешной социализации и адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В коррекционной школе подготовка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшим направлением работы, решение которого обеспечивается всей системой учебно-воспитательной работы педагогического коллектива.
Осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому воспитаннику выбрать себе направление профессиональной деятельности с учётом своих способностей, возможностей и потребностей общества. Школа нацелена не только на формирование необходимых базовых учебных действий у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых детей обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими, психологическими и индивидуально-психологическими факторами.
Выпускники нашей школы-интерната испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обусловлены рядом факторов:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищённости;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определённых профессиональных трудностей и др.
Выпускники не достигают такого уровня профессионального самосознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Они понимают необходимость труда, выражают желание учиться и стать полезными членами общества.
Для преодоления трудностей профориентационная работа в школе-интернате осуществляется с учётом воспитательной программы по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
В воспитательном процессе возникает необходимость профессиональной ориентации, ознакомления с рядом доступных для учащихся профессий.
Проводится первичная профдиагностика. Происходит нацеливание на необходимость получения профессионального образования. Под руководством школы они выбирают профессии повара, швеи, штукатура – маляра.
Вместе с тем им не доступны профессии, предъявляемые повышенные требования к интеллекту. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности.
Исключаются такие профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности.
При подготовке к профессиональной деятельности использую триединство физического, психического и нравственного здоровья.
Физическое здоровье обеспечивает естественное состояние организма, нормальное функционирование всех его органов и систем.
Психическое здоровье- сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающее полноценное человеческое функционирование тех качеств личности, которые, направлены на формирование трудовых умений.
Считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых - формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
Нравственное здоровье – наличие у воспитанников нравственных принципов, которые обеспечивают активную созидательную жизненную позицию.
Закончить сегодняшнее выступление хочу словами К.Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
Уважаемые коллеги, вы выбрали себе труд и вкладываете в него душу, научите этому своих воспитанников, чтобы и они стали счастливыми!
Творческих вам успехов! Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.