Развитие творческих способностей одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.9

Развитие творческих способностей одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.9
DOCX
01.12.2020
Развитие творческих способностей одаренных детей  с ограниченными возможностями здоровья
Развитие творческих способностей одаренных детей.DOCX

 

«Развитие творческих способностей одаренных детей

 

с ограниченными возможностями здоровья.»

 

 

На сегодняшний день, в России, огромное внимание уделяется воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993г.) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание

и   образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Последние исследования, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой увеличения количества детей, которые испытывают трудности в развитии с самого раннего детства.

Способность – это индивидуальная особенность личности человека, которая обеспечивает легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью. Творческая деятельность каждого человека индивидуальна и уникальна по своей сути. А её формирование и развитие в детском возрасте является актуальной проблемой в теории и практике современного воспитания и обучения.

Творческие способности – это не просто способности к различным видам художественной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и т. п.). А это ещё и индивидуальные особенности и характер человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость; - смелость - это способность принимать решение в незнакомой и непонятной ситуации, уметь сформировать собственные выводы, аргументировать их;

-беглость мысли – скорость формирования идей и их количество;

-гибкость мысли – умение переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом; -точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту;

 

-любознательность - способность удивляться, с удовольствием изучать новое, быть открытым к ещё неизвестной информации; -оригинальность - способность к нетрадиционному подходу к решению различных идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных.

Способность к творчеству дана каждому человеку, несмотря на его психо-физические возможности. Дети с ОВЗ так же, как и дети, без особенностей развития, обладают талантами, способностями, одаренностью. Но для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка со стороны родителей, родных, педагогов.

Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Многие из них нуждаются в постоянной помощи взрослого. Дети с ОВЗ, как правило, ограничены в контактах со сверстниками, не имеют возможности получать опыт вне жизни дома. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. По этой причине уровень активности, самооценка, мотивационно-эмоциональная сфера - снижены. Учитывая вышеописанное, можно отметить, что основной


задачей воспитания и обучения детей с ОВЗ является социальное развитие и развитие творческих способностей. Для этого необходимо воспитывать в детях способность жить максимально полноценной жизнью, обрести уверенности в себе, интересоваться происходящим в мире, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений в различных жизненных ситуациях.

Развитием творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются педагоги, владеющие не только каким либо профессиональным навыком в образовании детей, но и владеющим основами дефектологии, специальной психологии, огромным терпением и желанием работать с данным контингентом детей. Только педагог, умеющий выработать требования к детям, мотивационные ресурсы и стимулирование, добивается высоких и эффективных результатов.

Основной задачей учебно-воспитательного процесса является формирование личности ребёнка, создание коррекционно-развивающего пространства как оптимального условия для формирования и развития личности ребёнка с ОВЗ.

Подбор видов деятельности, содержание занятий должны выстраиваться так, чтобы формировать и максимально эффективно развивать творческий потенциал детей. Дети, вовлеченные в активный творческий процесс, становится уверенней в себе. Он начинает радоваться собственным и заслуженным успехам. У таких детей резко увеличивается мотивация, поэтому дети становятся более контактными, социализированными.

 

С   целью развития творческих способностей детей с ОВЗ педагогам, в процессе работы, необходим индивидуальный подход. Так разрабатывать уроки, коррекционно-развивающие занятия, и продумывать наиболее приемлемые формы и методы работы для детей с ОВЗ, чтобы ребёнок максимально «раскрыл» свой творческий потенциал.

Определим условия для успешного развития творческих способностей детей с ОВЗ во время проведения различных форм занятий:

1.  Создание такой обстановки, чтобы она опережала развитие ребёнка на «1 шаг».

2.        Необходимо окружать обучающегося такой системой отношений, которая бы заинтересовала ребёнка к участию в разнообразной творческой деятельности.

3.    Предоставление свободы выбора деятельности, чередования дел, для вызывания таких чувств, как - желание, интерес, эмоциональный подъём.

4.  Направляющая, доброжелательная  и ненавязчивая помощь взрослых.

5.   Дружелюбная и теплая атмосфера в процессе выполнения различных видов деятельности. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения обучающегося из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни.

6.    Подбор соответствующих методов обучения, что будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей воспитанников.

На  современном  этапе  особую  актуальность  приобретает  внедрение  новых

информационных технологий в образовательный процесс с учетом их психо-физических особенностей и в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество. Активно развиваются информационные и компьютерные технологии, которые существенно изменили нашу современную жизнь. Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся он выполняет различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажера, игровой среды. Работа с использованием ИКТ позволяет более разносторонне развивать творческие способности детей с ОВЗ и является существенным преимуществом его применения в коррекционно-образовательной сфере.

Таким образом можно сделать вывод, что развитие творческих способностей у детей с ОВЗ с помощью разнообразных форм, методов и подходов формирует инициативность,


самостоятельность, а также способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, современного общества.

 

Используемая литература:

 

-  Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.. – М., 2001

 

-       Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

-  Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

 

-  Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002

 

-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009


 

Развитие творческих способностей одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

ОВЗ является социальное развитие и развитие творческих способностей

ОВЗ является социальное развитие и развитие творческих способностей

Используемая литература: -

Используемая литература: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2020