Развитие восприятия цвета у дошкольников с нарушениями зрения
«Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще».
К.Д. Ушинский
Цвет — это единственный сенсорный эталон, который воспринимается только зрением. Если говорить научным языком, цвет — это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения.
Цвет - мощное средство эмоционального воздействия на человека. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Цвет — продукт умственной переработки информации, которая поступает через глаза в виде световой волны.
Основными цветами являются красный, синий и желтый. С их помощью можно получить все остальные цвета и оттенки.
Характеристики (свойства) цвета:
Тон — это основная характеристика, например,
желтый или красный. Существует большое множество цветов, основой которых
являются три основных цвета — красный, синий и желтый, смешивая их можно
получить остальные четыре цвета, и все вместе они входят в радужный спектр.
Тона (или оттенки) получают путем смешивания основных цветов в разных
пропорциях. Полутон — незначительное, но уловимое глазом изменение в цвете.
Яркость цвета определяется скоростью выделения одного цвета на фоне других. У каждого тона максимальная яркость наблюдается при разной светлоте, если рассматривать оттенки одного цвета. При выделении самого яркого оттенка среди других цветов, самыми яркими будут цвета сильно разнящиеся по светлоте с остальными.
Насыщенность цвета — это степень выраженности определенного тона. Это понятие связано с яркостью, т. к. самый насыщенный тон будет и самым ярким среди оттенков одного цвета.
Светлота цвета — это степень отличия от белого и черного цветов. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, то значит он светлый. Темный — если наоборот. А если эта разница одинаковая, то цвет средний по светлоте.
Цвета разделяют на теплые, присущие лету, и холодные, присущие зиме. Зеленый является пограничным цветом: оттенки зеленого могут быть и холодными, и теплыми. Зеленый спектр самый комфортный для глаза. В этом цвете человек различает наибольшее количество оттенков. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические
(цветные) цвета спектра (красный, оранжевый ,желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета- белый, серый, черный.
Формирование цветовосприятия является одним из компонентов сенсорного развития дошкольников, которое в свою очередь необходимо для их умственного развития. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большее количество информативных признаков.
У детей с нарушением зрения восприятие цвета осложнено, т.к. цвет может восприниматься лишь благодаря зрительному анализатору. В следствии этого нарушение цветовосприятия приводит к схематизму зрительных образов, снижению эмоционального воздействия цвета, ослаблению интересов к окружающей среде. У детей с нарушением зрения снижается способность узнавать цвет объектов в зависимости от изменения условий освещенности, расстояния от его глаз, что приводит к сужению зоны константного восприятия. Дети испытывают затруднения в узнавании, выделении в окружающей среде (с увеличением расстояния до предмета) объекта заданного цвета; локализации заданного цвета, оттенка на обратном контрасте. Невозможность вычленить в объекте и его изображении важных информативных признаков цвета и контрастности, фиксация внимания на случайных элементах, которые ребенок может различить, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия.
Таким образом необходимо проведение коррекционной работы направленной на формирование представлении детей с нарушениями зрения о цвете. Систематическая коррекционная педагогическая работа направленная на развитие цветового восприятия является одной из основ восстановления зрительных функций.
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками со зрительными нарушениями по сенсорному воспитанию в области цвета предполагает:
- формирование точных, расчлененных цветовых эталонов;
- усвоение их связей и отношений;
- овладение системами цветовых свойств;
- формирование способов обследования цветовых свойств предметов и предметных изображений, а также сложных цветосочетаний между группами цветовых тонов и оттенков;
- обучение способам слияния чувственной информации с их словесной интерпретацией;
- формирование и совершенствование всех компонентов других психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера и т. д.
Наиболее действенные методы и приемы, обеспечивающие эффективное развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста:
- наблюдения окружающего мира;
- рассматривание иллюстрированого материала;
- обследование предметов;
- обращение к опыту детей;
- поисковые вопросы;
- экспериментальная деятельность;
- дидактические игры; - художественная литература.
Формирование системы эталонов цвета у дошкольников с нарушениями зрения
Год обучения |
Содержание работы |
Игры и упражнения |
|
I год обучения |
Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный); учить соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов; учить находить предметы определенного цвета в окружающем мире; учить группировать предметы однородные по признаку цвета. |
«Подбери по цвету» «Соедини разноцветные воздушные шары с соответствующими по цвету ниточками» «Составь цветной коврик из квадратов» «Сравни и назови цвет» «Собери цветы» «Найди такой же цвет в игрушках» «Найди игрушку такого же цвета» «Выбери зеленые, желтые, красные» «Найди кубики» «Соберем большие зеленые листья» «Найди красные маленькие листочки» «Найди все синее» «Дай красные квадраты» «Дай желтые большие круги» |
|
II год обучения |
Развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра: красный оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый, черный); учить группировать предметы однородные по признаку цвета. продолжать учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире; продолжать учить группировать предметы по признаку цвета в играх. |
«Подбери по цвету» «Составь узор» «Коврик надо украсить» «Найди свой домик» «Что у нас красное, синее, зеленое?» «Раскрась предмет, нарисуй радугу» «Окрась воду» «Цветной волчок» «Морские волны» «Волшебные цветы» «Телевизор» «Подбери все зеленые предметы» «Закончи узор» «Разноцветные сарафаны» «Разноцветные странички» «Оденем куклу» «Подбери все зеленые предметы». |
|
III год обучения |
Уметь отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту; учить узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире; учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками цвета; |
«Подбери по цвету и оттенкам» «Составь узор» «Найди свой цвет или оттенок цвета» «Раскрась картинку» «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?» «Что изменилось?» «Что в рисунке неправильно (цвет предметов)?» «Кто скорее соберет цветной узор?» «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое, голубое и т. д.» |
|
|
|
учить создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием ф/г и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений; учить замечать цвет движущихся объектов. |
«Составь по контурному образцу цветное изображение» «Выложи радугу» «Цветик –семицветик» «Найди в комнате (на своей одежде, на картинке) все предметы оранжевого, зеленого, черного, голубого, белого и т. д. цвета» «Разноцветное домино» «Найди цветовые отличия двух одинаковых картинках» «Реши цветовой пример, складывая два цвета и получая новый» «Выложи цветовой ряд одного тона по насыщенности от самого светлого до самого темного и наоборот» «Назови только те предметы, которые имеют красный, желтый, зеленый, синий и т. д. цвет» «Составь букеты их холодные и теплых цветов» «Подбери такой же оттенок из множества» «Какой цветной фигуры не хватает в ряду? Нарисуй ее» «Получи новый цвет путем наложения разных цветных фильтров» «Расскажи, какие краски использовал художник в данной картине» и др. |
IV обучения |
год |
Продолжать учить называть основные цвета и оттенки(по насыщенности, светлоте); учить ориентироваться на цвет, как постоянный признак предметов и явлений окружающегося мира; закреплять умение находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире; учить правильно использовать эталоны цвета при описании классификации группы предметов; учить создавать узоры, цветные композиции на ф/г, магнитной доске, из мозаики; учить различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов. |
Литература:
1. Дивненко Г. А. Цветовое восприятие у дошкольников с нарушением зрения: формирование и развитие. Пособие для дефектологов, воспитателей детского сада. - М., Издательство ООО НИПКЦ «Восход-А» 2008.
2. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.
3. Кутрань, О. Н. Цвет и его характеристики. Значение цвета в жизни человека. Нарушение цветового зрения. Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения //
Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73025/
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.