В статье говорится о духовно-нравственном развитии личности студента ВУЗа, как о педагогической составляющей образовательного процесса. Одним из ключевых нововведений в последних нормативно-правовых документах, касающихся образовательной деятельности стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся.
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Кузнецова Е. В.
В статье говорится о духовнонравственном развитии личности студента ВУЗа, как
о педагогической составляющей образовательного процесса.
Одним из ключевых
нововведений в последних нормативноправовых документах, касающихся образовательной
деятельности стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных
общеобразовательных программ признается обеспечение духовнонравственного развития,
воспитания и качества подготовки обучающихся.
Для становления и развития инновационной экономики необходима подготовка не
только квалифицированных профессиональных кадров, но и ответственных специалистов,
способных к активности, самостоятельности, инициативе, социализации, обладающих
высокой нравственностью, духовной культурой, проявляющих терпимость, уважительное
отношение к языкам, традициям и культуре других народов, умеющих творчески решать
различные вопросы и адаптироваться в быстро меняющихся условиях.
Проблема духовнонравственного развития личности, имеет непроходящее значение
и приобретает особую актуальность на современном этапе. Сегодня в Российской
Федерации данная педагогическая проблема начинает не только обсуждаться и
исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики.
Об этом свидетельствуют и принятый новый закон «Об образовании», и недавние
встречи президента Владимира Владимировича Путина в Краснодарском крае, где на
совещании с представителями общественности президент РФ отметил: «На самом деле, это
разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и
должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге —
укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли
Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной
эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не
утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Духовнонравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач
современной России. В Концепции модернизации образования на период до 2010 года
говорилось, что «воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочногопедагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической
деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи
воспитания — формирование гражданской ответственности и правового самосознания,
российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности». Духовное воспитание остается приоритетным направлением в образовании
и после 2010 года. В связи с этим в последние годы в высшей школе активно внедряется
переход педагогической направленности на духовнонравственное развитие студентов.
С принятием в Российской Федерации Закона «Об образовании» в его новой
редакции начался новый этап государственной образовательной политики. Одним из
ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей
основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовнонравственного
развития, воспитания и качества подготовки обучающихся.
Студенты, обучающиеся в медицинской академии, представляют собой особую
группу студентов в силу специфики медицинского ВУЗа. Воспитание будущих
клинических психологов является социально значимой задачей, поскольку только глубоко
нравственный, духовный, специалист сможет в полной мере оказывать психологическую
помощь людям, заботиться об их психологическом и психическом здоровье, создавать
благоприятную психологическую обстановку для клиентов, способствовать их скорейшему
восстановлению.
При определении задач по духовнонравственному воспитанию студентов важно
понимать среду, в которой эти задачи будут решаться. Средовые факторы влияют на
успешность воспитания, дают возможность для реализации потенциала студентов. Таким
образом, создание благоприятной среды в академии позволяет максимально эффективно
взаимодействовать со студенческой молодежью.
Процесс содействия духовнонравственному становлению будущих клинических
психологов заключается в формировании у них нравственных чувств (совести, долга,
ответственности), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственного поведения
(готовности служения людям, проявления духовной рассудительности, доброй воли).
Основная цель духовного развития студентов – будущих клинических психологов
заключается в определении смысла профессии психолога, ее целей и задач. Только
глубокое понимание важности и ценности человеческой жизни, необходимость заботы о
ней, потребность в сохранении здоровья позволит молодому специалисту реализоваться в
полной мере.Специфической особенностью нравственного воспитания студентов является то, что
его нельзя обособить от процесса обучения и психологической практики. Формирование
морального облика будущего клинического психолога возможно только в
непосредственном контакте с преподавателями и в процессе практической деятельности,
общении с клиентами. При этом не стоит забывать, что направлять и показывать пример
должен именно педагог, а процесс духовного воспитания должен гармонично сочетаться с
основными целями и задачами образовательных программ и осуществляться под его
контролем.