РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье говорится о духовно-нравственном развитии личности студента ВУЗа, как о педагогической составляющей образовательного процесса. Одним из ключевых нововведений в последних нормативно-правовых документах, касающихся образовательной деятельности стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся.
Иконка файла материала РАЗВИТИЕ ДУХОВНО.docx
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Кузнецова Е. В.  В статье говорится о духовно­нравственном развитии личности студента ВУЗа, как о   педагогической   составляющей   образовательного   процесса.  Одним   из   ключевых нововведений в последних нормативно­правовых документах, касающихся образовательной деятельности стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно­нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся. Для становления и развития инновационной экономики необходима подготовка не только квалифицированных профессиональных кадров, но и ответственных специалистов, способных   к   активности,   самостоятельности,   инициативе,   социализации,   обладающих высокой нравственностью, духовной культурой, проявляющих терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, умеющих творчески решать различные вопросы и адаптироваться в быстро меняющихся условиях. Проблема духовно­нравственного развития личности, имеет непроходящее значение и   приобретает   особую   актуальность   на   современном   этапе.   Сегодня   в   Российской Федерации   данная   педагогическая   проблема   начинает   не   только   обсуждаться   и исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики.  Об этом свидетельствуют и принятый новый закон «Об образовании», и недавние встречи   президента   Владимира   Владимировича   Путина   в   Краснодарском   крае,   где   на совещании с представителями общественности президент РФ отметил: «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять   нашу   страну.   От   того,   как   мы   воспитываем   молодежь,   зависит,   сможет   ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке». Духовно­нравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач современной   России.   В   Концепции   модернизации   образования   на   период   до   2010   года говорилось,   что   «воспитание   должно   стать   не   отдельным   элементом   внеурочногопедагогического   действия,   а   необходимой   органичной   составляющей   педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания   —   формирование   гражданской   ответственности   и   правового   самосознания, российской  идентичности,  духовности  и  культуры,  инициативности,  самостоятельности, толерантности». Духовное воспитание остается приоритетным направлением в образовании и после 2010 года. В связи с этим в последние годы в высшей школе активно внедряется переход педагогической направленности на духовно­нравственное развитие студентов.  С   принятием   в   Российской   Федерации   Закона   «Об   образовании»   в   его   новой редакции   начался   новый   этап   государственной   образовательной   политики.   Одним   из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно­нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся. Студенты,   обучающиеся   в   медицинской   академии,   представляют   собой   особую группу   студентов   в   силу   специфики   медицинского   ВУЗа.   Воспитание   будущих клинических психологов является социально значимой задачей, поскольку только глубоко нравственный, духовный, специалист сможет в полной мере оказывать психологическую помощь   людям,   заботиться   об   их   психологическом   и   психическом   здоровье,   создавать благоприятную психологическую обстановку для клиентов, способствовать их скорейшему восстановлению. При   определении   задач   по   духовно­нравственному   воспитанию   студентов   важно понимать   среду,   в   которой   эти   задачи   будут   решаться.   Средовые   факторы   влияют   на успешность воспитания, дают возможность для реализации потенциала студентов. Таким образом, создание благоприятной среды в академии позволяет максимально эффективно взаимодействовать со студенческой молодежью. Процесс   содействия   духовно­нравственному   становлению   будущих   клинических психологов   заключается   в   формировании   у   них   нравственных   чувств   (совести,   долга, ответственности), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственного поведения (готовности служения людям, проявления духовной рассудительности, доброй воли).  Основная цель духовного развития студентов – будущих клинических психологов заключается   в   определении   смысла   профессии   психолога,   ее   целей   и   задач.   Только глубокое понимание важности и ценности человеческой жизни, необходимость заботы о ней, потребность в сохранении здоровья позволит молодому специалисту реализоваться в полной мере.Специфической особенностью нравственного воспитания студентов является то, что его нельзя обособить от процесса обучения и психологической практики. Формирование морального   облика   будущего   клинического   психолога   возможно   только   в непосредственном контакте с преподавателями и в процессе практической деятельности, общении с клиентами. При этом не стоит забывать, что направлять и показывать пример должен именно педагог, а процесс духовного воспитания должен гармонично сочетаться с основными   целями   и   задачами   образовательных   программ   и   осуществляться   под   его контролем.