Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ
Оценка 4.9

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
дефектология +1
Детсад—4 кл
15.07.2018
Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ
В данной статье представлена теоретическая и практическая часть по развитию и обогащению словарного запаса у детей с ОВЗ. В практической части представлены различные задания и упражнения по развитию и обогащению словаря, которые родители смогут выполнить со своими детьми дома самостоятельно.
Как расширять словарь ребенка.docx
Семинар­практикум  для родителей, имеющих детей­инвалидов Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка" Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в  домашних условиях. План: 1. Сообщение темы. 2. Информационная часть. 3. Практическая часть. o Обучение практическим умениям родителей: Игра «Шаги» o Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек» o Педагогический диктант: «Ассоциации» o Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ» 4. Заключение. o Обратная связь «Вопрос­ответ Ход занятия Теоретическая часть семинара Одной   из   основных   особенностей   детей   с   интеллектуальным   недоразвитием   –   бедность активного   и   пассивного   словаря.   Речь   у   наших   детей   настолько   слабо   развита,   что   значительно затрудняет общение с окружающими людьми.  Дети   имеют   ограниченный   словарный   запас   даже   на   бытовом   уровне   и   способны   называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2­3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1­2 предложения вместо пересказа). Например,   при   составлении   рассказа   по  плану   по   теме  «Одежда»   (название,   цвет,   из   каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так: «рубашка синяя, ее можно носить»,  вместо: «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду». Часто при выполнении домашних   заданий  совместно  с  ребенком  встречаются  такие  же   однословные   ответы   по  пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа. Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной   речи   –   это   задача,   которую   родители   и   педагоги   могут   и   должны   решать   совместными усилиями. Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой   предмет,   явление   природы,   ваши   привычные   домашние   дела,   поступки,   настроение. Неисчерпаемый   материал   могут   предоставить   детские   книжки   и   картинки   в   них,   игрушки   и мультфильмы. Не   упускайте   малейшего   повода   что­то   обсудить   с   вашим   ребёнком.   Именно   обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога ­ малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать,   слышать,   понимать   речь;   своевременно   и   правильно   выполнять   речевую   инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное). Итак,   например,   вы   посмотрели   перед   собой   и   увидели,   …   яблоко.  Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? ­ сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.). Игра   пройдёт   интереснее,   если   вы   пригласите   других   членов   своей   семьи.   Тот,   кто   придумал следующее   слово   –   откусывает   кусочек   яблока.   А   пока   оно   ещё   цело,   его   можно   срисовать   и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для развития моторики пальчиков.  А когда в руках несколько  яблок,  самое  время  их рассмотреть  повнимательней  и сравнить  между  собой  ­ игра  с союзом «А» ­ «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое ­ красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго ­ белые и т.д.) Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы»   и   другие.   Полезно   проводить   разнообразные   наблюдения   за   погодой,   сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум   шагов,   гудение   машин,   голоса   птиц,   звуки   ветра,   дождя,   снега,   града   и   т.д.   Это   развивает слуховое   внимания.   Ребёнку   будут   интересны   игры:   «О   чём   рассказала   улица?»,   «Помолчи   и расскажи, позвал?». Рассматривание   сезонной   одежды   людей   поможет   обогатить   и   активизировать   словарь   по   темам «Одежда»   и   «Обувь».   Большой   интерес   вызывают   у   детей   сюжетно­ролевые   игры:   «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, действия. «Внимательные подсказать услышал»,   «Кто   ушки», показать   что     сюжет,           игровые   На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по   следующим   темам   «Семья»,   «Овощи»,   «Фрукты»,   «Посуда»,   Продукты   питания»,   «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие   действия   при   этом   совершаете.   Не   ограничивайтесь   примитивным   бытовым   словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте   все   свои   действия   («нарезаю»,   «перемешиваю»,   «солю»,   «обжариваю»,   «чищу»,   «тру», «пробую»   и   т.д.),   показывайте   ребёнку,   что   и   как   вы   делаете.   Подводите   его   к   тому,   чтобы   он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка. Практически  на любом  наглядном материале  окружающем нас могут быть проведены такие речевые   игры   как   «Четвёртый   лишний»,   «Чего   не   стало?»,   «Что   поменялось   местами?»,   «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д. Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Обучение практическим умениям родителей: Игра "Шаги» Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей. С   помощью   этой   нехитрой   игры   с   элементами   соревнования   можно   заниматься   с   ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом. Ход Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8­10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой­ нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и "Старт!" Другие темы:       "все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай), "все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава), «все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит), "Ласковые   слова"   (киска,   рыбка,   куколка,   машинка,   ягодка,   ручка,   зимушка,   деревце, цветочек…). "Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д. «Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д. Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек». Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря. Ход Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон­ это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т.д.   Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации» Цель: Познакомить родителей со способами активизация словаря. Ход: Родителям предлагаются карточки с изображением какого­либо предмета. Игроки должны  придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их.  Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.  Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения,  дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют,  протирают, ремонтируют, ставят…).  Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая,  красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…).  Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на  грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).  Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие,  чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)  Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют,  готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…). Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ» Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью  вопросов, составление рассказа. Ход Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками». С помощью вопросов  педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.   За столом сидит (КТО?) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ?) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО?) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ?) – красками.  Девочка рисует (ЧТО?) – облака, природу, лето… «Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ?) время года на дворе – зима. (КТО?) гуляет на  улице? – мальчик. (КАК?) мальчик одет? – тепло, по зимнему. (ЧТО?) мальчик делает? –  катает снежный ком. (ЗАЧЕМ?) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить  снеговика. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в  домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать  экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора  детей. Обратная связь ­ родителям предлагаются короткие опросники о пройденном семинаре­практикуме. Опросник для родителей о пройденном семинаре­практикуме на тему "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка" 1.Как Вы считаете, необходимо ли проводить такие семинары практикумы для  родителей. Почему? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 2. Что нового Вы узнали из семинара?__________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 3. Пригодятся ли Вам полученные на семинаре знания и умения для развития словаря Вашего ребенка?____________________________________________________________

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ

Развитие и обогащение словаря ребёнка с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2018