РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПУТЕМ АКТИВИЗАЦИИ ВСЕХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ
Телятникова Кристина Вячеславовна
научный руководитель, педагог дополнительного образования г. Новосибирск
В системе школьного образования, начальные классы играют важную роль в формировании знаний, умений и навыков, которые позволяют в дальнейшем обучаться на протяжении всей жизни.
Но несмотря на это, современное образование носит негативный характер, так как методика преподавания изменилась, и современные дети, не могут воспринимать информацию так, как им необходимо.
Все это, связано с тем, что XXI век, это время развития компьютерных технологий, в которых дети постоянно находятся. На основании того, что современные дети постоянно находят всю информацию в сети интернет, различных компьютерных и телефонных программах, они не хотят и не могут развиваться самостоятельно, а главное правильно и полноценно, что негативно сказывается на их интеллектуальном развитии [1, с. 54].
Рассматривая современную педагогику, сложно сказать, что это полноценная база для гармоничного развития ребенка, так как еще в советские времена, основоположники развития методики преподавания, а именно А.С. Макаренко и А.Н. Выготский, создали прочную систему образования, которая на сегодняшний день очень сильно изменилась. Все изменения, которые были введены в образовании, с каждым годом все хуже сказываются на познавательных процессах детей младшего школьного возраста [4, с. 27].
Таким образом, если говорить об интеллектуальном уровне развития младших школьников, а именно 1 класс, то в возрасте 6-8 лет они должны знать и уметь:
- свою фамилию, имя и отчество;
- рассказать о своей семье (имена, кем работают);
- свой домашний адрес;
- различать времена года и их явления;
- цифры от 0 до 10 в правильном и обратном порядке;
- геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник);
- решать простейшие логические задачи;
- выделять группа предметов со схожими признаками, и описывать их;
- читать до 40 слов в минуту, с полным пониманием текста;
- различать гласные и согласные буквы;
- отличать звук от буквы;
- подобрать слова на любую букву;
- разделять слова на слоги;
- правильно удерживать ручку или карандаш; - писать печатные буквы, и обводить по контуру; - рисовать различные линии.
- придумать рассказ по картинке;
- запоминать до 25 слов за 1 минуту на слух;
- уметь правильно говорить скороговорки [2, с.47].
Если основываться на данные характеристики развития интеллектуальных особенностей ребенка, то каждый ребенок обязан это знать, но по статистике, лишь 40% детей могут продемонстрировать данные знания.
Для подтверждения данных о развитии детей в возрасте 6-8 лет, было проведено исследование, где была взята группа учащихся обучающиеся в первом классе.
Целью исследования является, выявление уровня развития интеллектуальных особенностей ребенка в первом классе.
Предмет исследования: интеллектуальные особенности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования, дети с разным уровнем интеллектуальных способностей в первом классе.
За основу данного исследования, была взята разработанная мною методика по развитию интеллекта, позволяющая определить уровень интеллектуальных способностей ребенка.
В основе данной методике лежит выявление развития:
- наглядно-образной памяти;
- внимания;
- логического мышления;
- математических навыков;
- навыков чтения;
- зрительной памяти и восприятия; - речи.
В исследовании учувствовало 4 человека (2 мальчика и 2 девочки).
Для определения навыков интеллектуального развития использовались такие задания как:
- запоминание фигуры, ее цвет и форма (8 фигур);
- найти в строчке и обвести заданную фигуру (4 строчки, 40 элементов);
- продолжить логическую цепочку;
- решить графический пример;
- повторить скороговорки и прочитать карточки со слогами, после чего прочитать слово из трех букв и соотнести ее с картинкой;
- работа с таблицей Шульте, где ищем числа от 1 до 16 и от 16 до 1;
- рассматриваем внимательно карточки с картинками (1 минута), после чего, картинки переворачиваются, и ребенок по памяти сначала называет картинку потом открывает (16 картинок);
- педагог читает сказку, после чего ребенок по картинке рассказывает придумывает рассказ на основе услышанного текста и картинки.
Данная методика, позволяет выявить недочеты в развитии ребенка, а также определить, где именно у ребенка возникает трудность в обучении.
Посредством активного использования различных заданий, разработанных в данной методике, результаты в развитии интеллекта у детей повышаются.
Для подтверждения наглядности использования данной методики, в таблице 1, представлены результаты проведенного исследования, где указана группа до обучения по данной методике и после проведения 4 занятий.
Таблица 1. – Результаты исследования
Наименования задания |
Эксперимент |
|||||||
Формирующий |
Констатирующий |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Наглядно-образная память |
4 |
3 |
5 |
4 |
7 |
8 |
8 |
6 |
Внимание |
26 |
33 |
31 |
29 |
36 |
40 |
38 |
36 |
Логическое мышление |
2 |
4 |
1 |
4 |
5 |
6 |
5 |
6 |
Математические навыки |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Зрительная память и восприятие |
45с. |
1 мин |
36 с. |
57 с. |
32 с. |
35 с. |
24 с. |
35 с. |
Речь |
5 слов |
12 слов |
8 слов |
10 слов |
18 слов |
19 слов |
14 слов |
19 слов |
Таким образом, по результатам проведенного исследования, видно, что учащиеся повысили свой уровень развития, благодаря тому, что все познавательные процессы были задействованы. Главное, что в процессе использования данной методики, необходимо гармонично развивать интеллект ребенка, с помощью чередования нагдяно-образной памяти, логического мышления и расслабления обоих сторон развития, посредством различных отвлекающих заданий.
Если рассматривать данную методику как основу дополнительного образования, то оно позволит детям развиваться правильно, а также сможет показать все возможности ребенка не зависимо от того, на каком этапе развития он находится и какой у него возраст.
В результате чего, можно точно сказать, что в современной методике преподавания, не предусмотрен данный контекст развития интеллекта учащихся, что в свою очередь говорит о том, что учащиеся не смогут полноценно воспринимать информацию, а также развиваться гармонично. В свою очередь это ведет к тому, что необходимо давать возможность детям развиваться путем дополнительного образования.
Список литературы:
1. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. // Народное
образование. - 2010. - № 9. -53-87
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: 2006. – 247 с.
3. Торопов Д.А. Инновации в профессиональном образовании //
Педагогика. – 2012. – № 37. – С. 113-120.
4. Ульянова И.В. Современная педагогика. - М.: 2015. - 416 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.