Данная статья посвящена педагогической технологии построения урока на основе критического отношения к тексту, приводится структура занятия в концепции критического мышления, раскрываются методические приёмы данной технологии. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Развитие критического мышления на уроках химии.docx
Султангулова Лениана Павловна,
учитель химии МАОУСОШ № 93
город Екатеринбург
Развитие критического мышления на уроках химии
"Критическое мышление" обозначение некоторого педагогического подхода.
Это педагогическая технология построения урока на базе критического
отношения к тексту. "Критическое мышление" новый взгляд на урок, эта
технология дает освоение нового способа познания. Школа это то место, где
ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по
технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать
вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технология "критического мышления" позволяет активизировать
интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс
обучения личностное начало ребенка.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления —
научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и
передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для
себя.
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90х
годов XX в. американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл как
особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить.
Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что
человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед
собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. А.П.Чернявская отмечает,
что технология развития критического мышления, или РКМЧП, это
разновидность личностноориентированного обучения. “Разница лишь в том,
что в данном варианте личностноориентированное обучение не
останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической
проработки метода”.
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как
интегративного способа обучения,
Е.О.Галицких выделяет четыре
существенных компонента группового задания для самостоятельной работы
учащихся:
оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся,
ориентируясь на собственные ценности;
предполагает смену ролевых позиций учащихся; настраивает на доверие участников группы друг к другу;
выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно
(сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в
активном построении знаний, в добывании необходимой информации для
решения проблемы.
Школьники приобретают новое качество,
характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность
критически мыслить. Ученыепедагоги выделяют следующие признаки
критического мышления:
мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный
опыт из всего, что происходит с человеком;
самостоятельное, ответственное;
аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют
принимать продуманные решения;
многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление
с разных сторон;
индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с
информацией;
социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной
прием взаимодействия дискуссия.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на
вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении,
которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Структура занятия в концепции "критического мышления":
1 этап "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой
вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с
вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или
групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной
стадии это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно
сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".
2 этап "Осмысление" (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих
товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на
первой стадии (что хочу знать). Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать,
растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с
пометками текста (“V” уже знаю ; “+” новое; “” противоречит взглядам;
“?” “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.
3 этап "Рефлексия" (размышление).
Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной
проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради
учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова;
б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим
цепочкам; г) возврат к кластерам.
Методические приемы критического мышления
Вызов
1. Парная мозговая атака.
2. Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему
отказываешься? Посиди в группе и послушай).
3. Работа с ключевыми терминами.
4. Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов
информации в нужной последовательности).
5. Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения нет; пишите
всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или
опорные словосочетания).
6. Разбивка на кластеры (построение логографавыделение блоков идей).
7. Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Стадия осмысления
1. Маркировочная таблица ( 5 я так и думал, + новая информация, + !
очень ценная информация , у меня подругому, ? не очень понятно,
я удивлён).
2. Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
3. Двойной дневник (страница делиться на две части: слева что
понравилось, запомнилось, справа почему, какие ассоциации).
Рефлексия
1. Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
2. Возврат к ключевым словам.
3. Возврат к перевернутым логическим цепочкам. 4. Возврат к кластерам (их заполнение).
5. Возврат к ЗХУ.
Дополнительные приемы
А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке письмо учителю, описание
впечатлений, предложения ).
Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).
В) Кубик. Грани
Дай описание.
Сравни с чемнибудь.
Проассоциируй (на что похоже).
Проанализируй (из чего состоит).
Примени это.
Приведи примеры.
Г) Синквейнспособ творческой рефлексии “стихотворение”, написанное по
определенным правилам:
1 строка одно существительное,
2 два прилагательных,
3 три глагола,
4 крылатая фраза,
5 одно существительное, которое выражает суть.
"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным
технологиям,
так как она соответствует основным параметрам
инновационного обучения.
Развитие критического мышления на уроках химии
Развитие критического мышления на уроках химии
Развитие критического мышления на уроках химии
Развитие критического мышления на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.