Развитие критического мышления на уроках химии

  • Работа в классе
  • docx
  • 02.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья посвящена педагогической технологии построения урока на основе критического отношения к тексту, приводится структура занятия в концепции критического мышления, раскрываются методические приёмы данной технологии. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Иконка файла материала Развитие критического мышления на уроках химии.docx
Султангулова Лениана Павловна,                                                                       учитель химии МАОУ­СОШ № 93                                              город Екатеринбург Развитие критического мышления на уроках химии "Критическое мышление" ­ обозначение некоторого педагогического подхода. Это   педагогическая   технология   построения   урока   на   базе   критического отношения к тексту. "Критическое мышление" ­ новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа ­ это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии   "критического   мышления",   побуждают   детей   самих   задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Технология   "критического   мышления"   позволяет   активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка. Одна   из   основных   целей   технологии   развития   критического   мышления   — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Технологию развития критического мышления предложили в середине 90­х годов XX в.   американские   педагоги   Дж.Стил,   К.Мередит,   Ч.Темпл   как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Критическое  мышление, по  мнению  американских  педагогов,  означает, что человек   использует   исследовательские   методы   в   обучении,   ставит   перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. А.П.Чернявская  отмечает, что   технология   развития   критического   мышления, или   РКМЧП,   это разновидность личностно­ориентированного обучения. “Разница лишь в том, что   в   данном   варианте   личностно­ориентированное   обучение   не останавливается   на   общих   лозунгах,   а   достигает   уровня   технологической проработки метода”. Раскрывая   особенности   технологии   развития   критического   мышления   как интегративного   способа   обучения,   Е.О.Галицких   выделяет   четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:  оно   содержит   ситуацию   выбора,   который   делают   учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;  предполагает смену ролевых позиций учащихся; настраивает на доверие участников группы друг к другу;  выполняется   приемами,   которыми   человек   пользуется   постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.). Выполняя   групповое   задание,   общаясь   между   собой,   ученики   участвуют   в активном   построении   знаний,   в   добывании   необходимой   информации   для решения   проблемы.   Школьники   приобретают   новое   качество, характеризующее   развитие   интеллекта   на   новом   этапе,   способность критически   мыслить.   Ученые­педагоги   выделяют   следующие   признаки критического мышления:  мышление   продуктивное,   в   ходе   которого   формируется   позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;  самостоятельное, ответственное;  аргументированное,   поскольку   убедительные   доводы   позволяют принимать продуманные решения;  многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;  индивидуальное,   ибо   оно   формирует   личностную   культуру   работы   с информацией; социальное,   поскольку   работа   осуществляется   в   парах,   группах;   основной прием взаимодействия ­ дискуссия. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы   преподавателя.   Человек   нуждается   в   критическом   мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Структура занятия в концепции "критического мышления": 1 этап ­"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме. Можно   предложить   ребенку   работу   с   вопросами   по   проблеме.   Работа   с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии   ­   это   "мозговая   атака".   На   стадии   вызова   у   ребенка   должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?". 2 этап ­ "Осмысление" (реализация осмысления). На данной стадии ребенок  под руководством  учителя  и с помощью своих товарищей   ответит   на   те   вопросы,   которые   сам   поставил   перед   собой   на первой стадии (что хочу знать).Здесь   может   быть   предложена   работа   с   текстом:   прочитать,   пересказать, растолковать   соседу   (группе),   заполнение   матричной   таблицы,   чтение   с пометками текста (“V” ­ уже знаю ; “+” ­ новое; “­” ­ противоречит взглядам; “?” ­ “хочу узнать подробнее”), выписка из текста. 3 этап ­ "Рефлексия" (размышление). Размышление   и   обобщение   того,   “что   узнал” ребенок   на   уроке   по   данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б)   возврат   к   ключевым   словам;   в)   возврат   к   перевернутым   логическим цепочкам; г) возврат к кластерам. Методические приемы критического мышления  Вызов 1. Парная мозговая атака. 2. Групповая   мозговая   атака.   (В   случае   отказа:   напиши,   почему отказываешься? Посиди в группе и послушай). 3. Работа с ключевыми терминами. 4. Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). 5. Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения ­ нет; пишите всё,   что   приходит   в   голову:   это   может   быть   связанный   текст,   или опорные словосочетания). 6. Разбивка на кластеры (построение логографа­выделение блоков идей). 7. Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).  Стадия осмысления 1. Маркировочная таблица ( 5 ­ я так и думал, + ­ новая информация, + ! ­ очень ценная информация , ­ ­ у меня по­другому, ? ­ не очень понятно, я удивлён). 2. Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). 3. Двойной   дневник   (страница   делиться   на   две   части:   слева   ­   что понравилось, запомнилось, справа ­ почему, какие ассоциации).  Рефлексия 1. Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало). 2. Возврат к ключевым словам. 3. Возврат к перевернутым логическим цепочкам.4. Возврат к кластерам (их заполнение). 5. Возврат к ЗХУ. Дополнительные приемы А)   Трёхчастный   дневник   (В   третьей   колонке   ­   письмо   учителю,   описание впечатлений, предложения ). Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица). В) Кубик. Грани  Дай описание.  Сравни с чем­нибудь.  Проассоциируй (на что похоже).  Проанализируй (из чего состоит).  Примени это.  Приведи примеры. Г) Синквейн­способ творческой рефлексии ­ “стихотворение”, написанное по определенным правилам: 1 строка ­ одно существительное, 2 ­ два прилагательных, 3 ­ три глагола, 4 ­ крылатая фраза, 5­ одно существительное, которое выражает суть. "Критическое   мышление"   можно   смело   отнести   к   инновационным технологиям,   так   как   она   соответствует   основным   параметрам инновационного обучения.