Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения ,как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой»
Совокупность скоординированных
действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании
со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Ум ребенка находитсяна кончиках его
пальцев.
В.А. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики.
Подготовка руки ребёнка к школе
путём графических упражнений .
1
М.И.Сеченов писал:
«Движение руки человека
наследственно не определено, а
возникает в процессе воспитания и
обучения ,как результат
ассоциативных связей между
зрительными, осязательными и
мышечными изменениями в процессе
активного взаимодействия с
окружающей средой»
2
Мелкая моторика это
Совокупность скоординированных
действий нервной, мышечной и
костной систем, часто в сочетании
со зрительной системой, в
выполнении мелких и точных
движений кистями и пальцами рук и ног.
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто
используется термин ловкость.
3
Зачем нужно развивать
мелкую моторику?
• Развитие мелкой моторики ребенка тонких
движений кистей и пальцев рук один из показателей
психического развития ребенка.
• Высокий уровень развития мелкой моторики
свидетельствует о функциональной зрелости коры
головного мозга и о психологической готовности ребенка
к школе.
• Мелкая моторика – основа развития психических
процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и
речи, пространственные представления.
4
При недостатках развития
мелкой моторики дети:
• Неспособны провести прямую линию
(вертикальную, горизонтальную).
• Испытывают трудность формирования
правильной траектории движений при
выполнении графического элемента (цифры,
геометрической фигуры).
• Отсутствует желание рисовать, лепить,
заниматься ручным трудом.
• В школе, очень медленный темп письма.
5
Влияние мелкой моторики на
развитие всего организма
ребёнка
• Работа головного мозга
• Состояние желудка
• Состояние кишечника
• Работа печени и почек
• Работа сердца
6
дошкольном возрасте путём графических
Работа по развитию мелкой моторики во всех возрастных
упражнений.
Этапы развития мелкой моторики в
группах начинается с обследования руки ребёнка и
рекомендаций для родителей
7
1 этап. Подготовительный.
(начинается со второй младшей группы)
1. Знакомство с карандашом;
2. Графические упражнения «Дорожки»;
3. Закрашивание – умение видеть контур(сначала
даём на примере геометрических фигур, затем
простейших контуров предметов)
8
2 этап. Автоматизация
процесса работы пальцев с
карандашом
(средняя группа)
1. Усложняются графические упражнения:
• Удлиняется длина дорожек , усложняются виды
дорожек.
• Копирование по контуру , по точкам.
• Работа с трафаретом (рамки и вкладыши)
2.Ориентирование на листе бумаги с использованием
шаблонов геометрических фигур.
9
3 этап. Творческий
(старшая группа)
1.Составление предметных, а затем сюжетных
рисунков из геометрических фигур по образцу , а
после по замыслу.
2. Знакомство со штриховкой.
3. Ориентировка на листе бумаге и знакомство с
тетрадью в крупную клетку .
11
4этап.Подготовка руки к
письму.
1. Графические диктанты.
2. Более сложные виды штриховки.
3. Игры с палочками.
4. Игры с пуговицами.
5. Знакомство с тетрадью в косую линейку.
6. Шнуровки, рисование верёвочкой.
7. Дорисовка( по принципу симметрии)
8. Повторное обследование руки ребёнка и
рекомендации для родителей.
12
Пальчиковые игры
Развивают
Ловкость Речь детей
Образное мышление
Гибкость Звуковую культуру
речи
Умение управлять своими движениями
Творческую активность Кругозор детей
14
краски
Бумага разного
формата и цвета
Цветные
карандаши
ножницы
Условия для закрепления
полученных навыков
в самостоятельной
Памятки и
стендовая
информация
деятельности
раскраски
Трафареты,
линейки
для
родителей
15
Работа с родителями
Это одно из важнейших направлений в
работе по созданию благоприятных
условий для развития мелкой моторики и
координации движений пальцев и
подготовки руки ребёнка к письму.
Основная задача
Формирование и стимуляция
мотивационного отношения родителей к
работе с их детьми.
16
Ознакомительная работа
• Родительское собрание
• Мастер – класс
• Семинары практикумы
• Индивидуальные консультации
• Папки – передвижки
• Выставки детских работ
17