Логопедическая работа с учащимися занимает важное место в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В своей практике с детьми с ограниченными возможностями здоровья, работу по развитию мелкой моторики рук провожу систематически. С этой целью использую разнообразные игры и упражнения.
Развитие мелкой моторики рук.doc
Развитие мелкой моторики рук: новые возможности.
Логопедическая работа с учащимися занимает важное место в процессе развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья. Данная категория детей характеризуется стойкими
нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере
познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы
восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
У школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного
мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. В связи с медленно
развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового
анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые
окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих.
Развитие моторики, в том числе и речевой, у детей с нарушением интеллекта, протекает
замедленно. В логопедической практике для привлечения внимания ребенка, повышения его
заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются всевозможные
материалы: красочно оформленные пособия, мультимидийная аппаратура, а также крупы,
скрепки, бусины, прищепки.
В своей практике с детьми с ограниченными возможностями здоровья, работу по развитию
мелкой моторики рук провожу систематически. С этой целью использую разнообразные игры и
упражнения.
Хочу остановиться на бельевых пластиковых разноцветных прищепках. С помощью картонных
силуэтов – заготовок насекомых, птиц, животных, деревьев провожу работу по активизации
лексического строя речи, одновременно развивая память, внимание, воображение, мелкую
моторику рук и автоматизирую поставленные звуки. Детям очень нравиться, что они готовы
играть на каждом занятии. Также можно усложнять задание: брать и прикреплять прищепки к
заготовкам пальцами (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным,
большим и мизинцем) сначало одной руки, потом другой.
Использование прищепок на логопедических занятиях дает возможность быстрее развивать речь у
детей, способствует улучшению кровообращения рук, помогает снять мышечное напряжение,
нормализует мышечный тонус и работу нервной системы.
Автоматизация правильного произношения звука (л) в конце слова. Игра «Солнышко»
Оборудование: желтый круг – солнышко; желтые прищепки – лучики.
Инструкция: Нужно назвать одним словом, что делал лучик и прикрепить прищепку к кругу.
Играть можно в одиночку и по парам.
Отработка умения называть признаки времен года
Игра «Времена года»
Оборудование: для каждого времени года по две заготовки тучек, снежинок, цветов и солнышек,
синие прищепки – капельки; белые – иглы снежинок; оранжевые – лепестки; желтые – лучики.
Инструкция: Вспомни, что происходит осенью. Она какая? Прикрепи к тучке прищепки и
отвечай одним словом. Кто быстрее?
Активизация лексики в пределах одной лексической группы
Игра «Одежда»
Оборудование: заготовка шарфа, прищепки – бахрома.
Инструкция: Вспомни и назови разные виды одежды и прикрепи прищепки туда, где должна быть
бахрома шарфа.
Можно использовать также игры – тучка, деревья, цветы, животные и т.д.
Применение перечисленных игр повышает эффективность коррекционной работы, приводит к
неиссякаемому желанию добиться положительных результатов у детей.
Учитель – логопед Л. М. Береснева.
«Лебяженская общеобразовательная школа – интернат»
Развитие мелкой моторики рук
Развитие мелкой моторики рук
Развитие мелкой моторики рук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.