Развитие наук в Древней Греции
Оценка 4.6

Развитие наук в Древней Греции

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
история
5 кл—10 кл
24.04.2018
Развитие наук в Древней Греции
Многие науки зародились в древности. Родоначальником многих стало государство, именуемое Древняя Греция. В ней зародились такие науки как: риторика, космология, космическое видение мира, разрабатывались направления в математике, развивалась медицина и многие другие. Расширить кругозор обучающихся, выйти за рамки учебника, всегда интересно.
Др.Греция.doc
ВВЕДЕНИЕ Некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н. э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают   первые   программы   исследования   природы.   Уже   в   Древнем   Египте   и Вавилоне   были   накоплены   значительные   математические   знания,   но   только   греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то   вполне   справедливо   считать,   что   она   возникла   примерно   в   V   веке   до   н.   э.   в городах­полисах Греции ­ очаге будущей европейской культуры. Греция   VI­IV   веков   до   н.   э.   состояла   из   ряда   мелких   рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры.   Энгельс   писал,   что   мы   вынуждены   "снова   и   снова   возвращаться   в философии,   как   и   во   многих   других   областях,   к   достижениям   того   маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ". Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки   и   позднее   развившимися   странами   Южной   и   Западной   Европы,   в   ней получили   широкое   развитие   ремесла   и   торговля.   Местоположение   страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной   Италии,   в   Африке.   За   время   своего   существования   и   развития   Греция пережила   глубокий   социальный   переворот,   переход   от   первобытнообщинного   к классовому,   рабовладельческому   строю.   Первобытного   человека   интересует   не природа в той мере, в какой она вторгается в его жизнь и определяет ее условия [N.1, т.1, стр. 184]. Победа в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских   завоевателей,   поражение   рабовладельческой   аристократии   и   успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии и культуры. Знания   у   древних   греков   не   были   еще   расчленены   на   отдельные   науки   и объединялись   общим   понятием   философии.   Древнегреческое   естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий;   во   многих   случаях   эти   гипотезы   предвосхищали   позднейшие   научные открытия. Наука "о природе" в Древней Греции включила три кардинальных направления: 1) изучение "природы" живого (и прежде всего человеческого) организма; 2) изучение "природы" космоса в целом; 3) изучение "природы" (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира. ФИЛОСОФИЯ В   философии   V   в.   ведущим   направлением   осталась   натурфилософия, сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно­материалистической натурфилософии этого времени ­ Гераклит Эфесский, Анаксагор   и   Эмпедокл.   Подобно   натурфилософам   прошлого,   философы   V   в. основное   внимание   уделяли   поискам   первичного   элемента.   Гераклит,   например, видел   его   в   огне.   Согласно   Анаксагору   мир   первоначально   представлял   собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц ("семян"), которой придал движение   ум   (нус).   Анаксагорова   концепция   ума   означала   радикальное противопоставление   источника   движения   инертной   материи;   она   оказала значительное   воздействие   на   дальнейшее   развитие   философской   мысли   (идеи "первичного   толчка"   в   философии   нового   времени).   Эмпедокл   видел   четыре первичных элемента (он их называл "корнями всех вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу, состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как и у Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом ­ организующим принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов   благодаря   ее   восприятию   Аристотелем   оставалась   фундаментом европейской физики до XVII в. Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа из   Милета   и   Демокрита   из   Абдер.   Левкипп   заложил   основы   атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую систему. Демокрит бросил миру великое слово ­ атом. Он бросил его в качестве гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому брошенному им слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97] Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания, исходный пункт которой ­ чувственный опыт. Но истинная "природа" вещей (атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие истечениями (потоки атомов, отделяющихся   от   воспринимаемого   тела).   Большое   место   в   учении   Демокрита занимали социальные и этические проблемы. Наилучшей формой государственного устройства   он   считал   демократию,   наивысшей   добродетелью   ­   безмятежную мудрость. Материалистическая философия Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и естественных наук. В   V   в.   продолжалось   традиционное   противостояние   натурфилософии, материалистической   в   своей   основе,   и   пифагореизма.   Пифагорейское   учение   по­ прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в собственно Элладе. Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить единство и   разнообразие   мира.   И   в   этом   они   явились   бесспорными   продолжателями   дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" ­ "мудрый").  Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим усложнением   структуры   общества,   что   нашло   свое   выражение   как   в   увеличении числа   социопрофессиональных   групп,   появлении   прослойки   профессиональных политических   деятелей,   так   и   в   возрастании   объема   конкретных   знаний, необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и обучающий   за   плату   учитель   мудрости   и   красноречия,   естественный   результат процесса профессионализации знаний.  Другая   причина   рождения   софистического   движения   ­   логика   внутреннего развития самого знания. Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились,   в   сущности,   на   очень   шатких   основаниях,   будучи   в   основе   своей умозрительными.   Чем   далее,   тем   труднее   стало   согласовывать   в   рамках   единых концепций множество отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между натурфилософией  и реальными знаниями, тем большим становился общественный скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и стали софисты. Непримиримым   врагом   софистов   в   Афинах   выступил   Сократ,   хотя   с   точки зрения   обыденного   сознания   (как,   например,   оно   отражено   у   Аристофана)   сам Сократ ­ не только софист, но даже и глава их. Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой, ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291] Сократ   был,   скорее   всего,   не   философом,   а   народным   мудрецом, противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни греческого общества, в первую   очередь   афинского.   Он   подчеркивал   необходимость   профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни, "Всякий   человек,   даровитый   или   бездарный,   должен   по   Сократу,   учиться   и упражняться   в   том,   в   чем   он   хочет   достигнуть   успехов.   Особенно   значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2, c.44] ­откуда   делались   и   политические   выводы:   руководство   государством   ­   это   тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта концепция была   абсолютно   противоположна   основополагающим   принципам   афинской демократии, согласно которой управление полисом ­ дело каждого гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и привело его   в   конце   концов   к   непримиримому   конфликту   с   демосом,   закончившемуся осуждением   и   смертью   Сократа.   Одни   и   те   же   обстоятельства   способствовали обращению идеологов к изучению организации полиса, но шли они разными путями и приходили к разным выводам. Платон в "Государстве" полагал, что полис находится на грани катастрофы из­за распущенности демократии, которая нарушает установленный порядок, допуская к управлению   городом людей,  по  природе  своей  неспособных управлять.  Выход  он видел в воссоздании основ, изначально присущих полису как типу государства. Они образуют   иерархическую   систему,   в   которой   четко   разграничены   сферы деятельности   трех   государственных   сословий:   правителей­философов,   воинов   и земледельцев. Каждый занимается своим делом, а государство все регламентирует и все контролирует. В своем более позднем произведении "Законы", Платон пытается представить не то идеальное общество, которое нашло отражение в его сочинение "Государство", а государственное устройство, доступное, как он думает, реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам. [N.3, с.68] КОСМОЛОГИЯ. Идея космоса ­ в том значении термина "космос", которое он приобрёл в эпоху Платона и Аристотеля ­ в большей степени, может быть, чем любая другая идея, отражает своеобразие греческого теоретического мышления. Эта идея не всегда была связана с термином "космос"; независимо от этого она красной нитью проходит через всю   историю   греческой   научно­философской   мысли   от   Анаксимандра   до неоплатоников. В   сущности,   идея   космоса   ­   это   не   идея,   а   целое   миропонимание.   Это   ­ представление о мире как об упорядоченной и завершенной в себе структуре, отнюдь не сводящийся к простой сумме отдельных элементов ­ Неба, Земли, Солнца, Луны и прочих компонентов Вселенной, а образующей некое целостное единство, подобное органическому единству живого существа. ГОМЕРОВСКАЯ КАРТИНА МИРА. Гомеровскую   картину   мира   можно   рассматривать   в   качестве   первой   модели античного космоса. Эта картина оказывается кое в чём противоречивой: проблески трезвой,   пытливой   мысли   сочетаются   в   его   поэмах   с   мифами,   имевшими многовековую   давность.   Мир   Гомера   конечен,   понятия   пространственной бесконечности Гомер не знает.  У   Гомера   превалировала   "многоэтажная"   схема   мироздания.   Согласно   этой схеме, верхняя часть небесной сферы, где обитали олимпийские боги, была заполнена светлым,  сияющим   эфиром.  Под  ней  находилась   область   атмосферных   явлений  ­ ветров,   туч,   гроз   и   туманов.   Далее   шла   поверхность   Земли   с   морями,   горами   и равнинами, населёнными людьми и другими живыми существами. Непосредственно под землёй находилось царство мёртвых (Аид) ­ место обитания Ночи и её мрачного потомства. Наконец, в самой глубине лежал Тартар ­ чёрная преисподняя, игравшая роль как бы подвала всего этого здания.  Земля мыслилась современниками Гомера в виде диска или лепёшки, примерно совпадающей с мысленной плоскостью, которая делила сферическую вселенную на верхнюю   и   нижнюю   половины.   Правда,   этому   противоречат   неоднократные высказывания Гомера об Олимпе. Ведь гора Олимп служит в гомеровских поэмах местопребыванием "олимпийских" богов. Земной диск окаймлён по краям огромной кругообразной рекой ­ Океаном, у которого нет ни истоков, ни устья, поскольку он замыкается сам на себе.  Также в своих поэмах Гомер называет ряд созвездий и отдельных звёзд: Плеяды, Гиады, Орион и Большая Медведица, которая никогда не опускается ниже горизонта. Современникам   Гомера  был   хорошо   известен   также   Сириус.  Из  планет   в  поэмах Гомера   упоминается   "вечерняя   звезда",   и   звезда,   "несущая   утреннюю   зарю.   В   то время ещё не было известно, что оба эти наименования относятся к одной и той же планете ­ Венере. Никакие другие планеты Гомером не называются. КОСМОЛОГИЯ АНАКСИМАНДРА (VI ВЕК ДО Н. Э.). Космологическая  доктрина  Анаксимандра  генетически  связана  с мифологией донаучной эпохи ­ как греческой, так и восточной. Принципиально важная черта вселенной  Анаксимандра ­ её сферичность. Эта  сферическая  вселенная  окружена огненной оболочкой, все точки которой, в принципе, равноценны.  Земля не делит мир на верхнюю и нижнюю половинки, а находится в его центре. Она имеет форму цилиндра, высота которого равна одной трети его поперечника. Этот   цилиндр   висит   неподвижно   в   пространстве,   ни   на   что   не   опираясь,   ибо находится на одинаковом расстоянии от всех точек периферии, и у него нет причин двигаться в каком­либо направлении, поскольку все эти направления равноценны. От периферийной огненной сферы отделился ряд колец, вращающихся вокруг Земли, подобно громадным колёсам или обручам.  Каждое   из   колец   окружено   воздушной   трубчатой   оболочкой.   Трубки   эти невидимы нами, но в них имеются отверстия; просвечивающая через эти отверстия (или, может быть, вырывающаяся из них) огненная масса воспринимается нами как Солнце, Луна и прочие небесные светила.  Космический порядок равноправия и взаимного равновесия у Анаксимандра ­ это не статически неподвижное состояние, где ничего не происходит, а динамический процесс,   характеризующийся   непрекращающейся   борьбой   и   взаимопревращением космических сил. Эту борьбу и эти взаимопревращения Анаксимандр усматривал, в частности, в смене времён года. Процесс   мирообразования,   по   Анаксимандру,   начинается   с   отделения   из "вечного (бесконечного)", порождающего начала тепла и холода, играющего роль как бы   зародыша,   из   которого   в   дальнейшем   развивается   мир.   В   первоначально однородном   зародыше   будущего   мира   образуется   влажное   и   холодное   ядро, окружённое огненной сферической оболочкой.  Испарение   центрального   ядра   приводит,   с   одной   стороны,   твёрдой цилиндрической Земли, поверхность которой частично покрыта океанами и морями ­ остатками ещё не испарившейся влаги. С другой стороны, происходит расширение огненной сферы, которая, в конце концов, разрывается, образуя окружённые тёмным воздухом огненные кольца. Первые животные, по мнению Анаксимандра, зародились во влаге или влажном иле, высыхающем под действием солнечного жара. Первоначально животные были покрыты колючей чешуёй; достигнув известного возраста, они стали выходить на сушу, где их чешуя начала лопаться. По истечении короткого времени они изменили свой образ жизни (сделавшись, по­видимому, сухопутными). Что касается людей, то они образовались и выросли в чреве рыбообразных животных, и лишь когда оказались в состоянии обходиться без чужой помощи, вышли наружу и начали размножаться обычным способом. МАТЕМАТИКА В   течение   V   в.   в   самостоятельную   научную   дисциплину   превращается математика,   освобождаясь   от   влияния   пифагорейцев   и   становясь   предметом профессиональной   деятельности   ученых,   не   примыкавших   ни   к   какому философскому   направлению.   Важным   для   развития   математики   было   создание дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа исходных посылок).   Прогресс   математического   знания   особенно   заметен   в   арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также значительные успехи в астрономии.   Анаксагор   был   первым   ученым,   давшим   правильное   объяснение солнечным и лунным затмениям. РИТОРИКА Представителями риторического направления в истории были Эфор и Феопомп. Для их сочинений характерны ярко выраженная тенденциозность и морализирующий тон.   Эфор   (405­330   гг.)   известен   как   создатель   "Всеобщей   истории",   от   которой уцелели лишь фрагменты. Основой труда послужила история Эллады, однако много внимания уделено описаниям и других народов. Современник Эфора Феопомп (родился в 378 г.) был автором "Истории Греции" и   "Истории   Филиппа   Македонского",   тоже   не   дошедших   до   нас.   Объективность, очевидно, не относилась к числу его достоинств, так как современники единодушно констатировали склонность автора к злословию. МЕДИЦИНА В   Греции   имелись   школы,   где   готовились   врачи   по   типу   ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии на острове  Кос и полуострове Книд. По   сравнению   с   древней   медициной   в   других   странах   медицина   в   Греции   в меньшей   степени   находилась   под   влиянием   религии.   Жреческая   каста   не   имела господствующего влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина.[N5,стр.48].  В   Древней   Греции   в   ряде   городов   были   общественные   врачи,   которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи ­ периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн. Наряду   с   асклепейонами   (помещения,   предназначавшиеся   для   лечения   при храмах)   продолжали   существовать   носившие   то   же   название   лечебницы   и   школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи ­ тип частной лечебницы на дому у врача. Название "асклепейон" происходит от имени Асклепия.  Асклепий (эскулап по­латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии   был   обожествлен   и   считался   богом   врачебного   искусства   ­   сыном Аполлона "исцеляющего". Многие крупные врачи Древней Греции и Рим" считались его   потомками.   Покровительницы   отдельных   отраслей   медицины   Гигиея   (отсюда термин "гигиена") и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми. Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея   ­   эмблема   мудрости,   здоровья   и   медицины.   В   мифологии   стран   Древнего Востока   также   часто   фигурировала   змея,   обычно   вместе   с   божествами,   которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы.  Эта  эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму   ­   культу   животных.   Змея   и   ворон   у   многих   народов   считались олицетворением   мудрости.   Профессиональной   эмблемой   врача   стала   змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен. Храм   Асклепия   в   Эпидавре   и   другие   асклепейоны   в   Греции   располагались обычно   в   местности   с   хорошим   климатом,   который   в   сочетании   с   правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло   внушение:   подготавливали   больного   постом,   молитвами,   музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной.  Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции.   При   раскопках   обнаружены   остатки   хирургического   и   другого медицинского   инструментария:   ножи,   ланцеты,   иглы,   пинцеты,   крючки   для   ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр. При раскопках обнаружены слепки больных органов, приносившиеся больными в   храмы   иногда   как   жертвоприношения   в   надежде   на   излечение,   иногда   как благодарность   за   излечение.   Слепки   эти   изготовлялись   из   глины,   мрамора, драгоценных   металлов,   представляя   в   этом   случае   своеобразный   вид   гонорара жрецам. Они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков. Характерной   чертой   древнегреческой   культуры   было   большое   внимание   к физическим   упражнениям,   к   закаливанию   и   в   связи   с   этим   к   личной   гигиене.   В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и   др.   Молодежь   училась   в   гимназиях   ­   школах   физических   упражнений.   На многочисленных греческих вазах ­ предметах повседневного обихода ­ сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела. Под   влиянием   передовых   философских   учений   древних   греков  ­   стихийного материализма и наивной диалектики ­ передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней,   о   связи   их   с   внешней   средой,   о   болезни   как   изменяющемся   явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению   и   углублению   медицинских   знаний.   Самым   видным   врачом   Древней Греции был Гиппократ. Гиппократ (460­377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей. Определенный круг медицинских знаний он получил от отца, Кроме того, Гиппократ учился медицине на острове   Кос.   Путешествия   дали   возможность   Гиппократу   познакомиться   с достижениями   древней   медицины   Индии,   Египта   и   народов   Малой   Азии.   В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных   берегах   Черного   моря.   Об   обычаях   скифов   в   связи   с   состоянием   их здоровья  он  упоминает   в своем  произведении  "О  воздухах,  водах  и местностях". Скифские   лекари   с   давних   времен   пользовались   высокой   репутацией   у   греков. Медицинские   знания   и   методы   лечения   скифов   оказали   известное   влияние   на Гиппократа.  Разработанное   Гиппократом   учение   о   лечении   переломов   (применение вытяжения,   шин),   вывихов,   ран   разного   рода   делает   весьма   вероятным предположение,   что   он   в   качестве   врача   участвовал   в   войнах.   Молодому   врачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На  примере  многогранного творчества   Аристотеля  можно  отчетливо  увидеть каким   образом   единая   нерасчлененная   наука   "о   природе"   распадалась   на самостоятельные научные дисциплины, различавшиеся как по своему содержанию, так и по методам исследования. В досократовскую  эпоху  лишь одна математика начала становиться такой самостоятельной дисциплиной, раньше всех утвердившей свою независимость.  Что   же   касается   прочих   естественнонаучных   дисциплин,   то   они   вплоть   до Аристотеля   имели   характер   единой   синкретичной   науки,   методологически   слабо выраженной и неотделимой от натурфилософских спекуляций. Контуры наук нового типа наметились лишь в биологических трудах Стагирита. В "Истории животных" ­ это   описательная   зоология,   в   трактате   "О   частях   животных"   ­   сравнительная анатомия, а в трактате "О возникновении животных" ­ эмбриология. Конец IV в. до н. э. ознаменовался началом новой эпохи в истории народов средиземноморского ареала ­ эпохи эллинизма. Одной из важнейших особенностей, характеризовавших эту эпоху, была потеря старой Грецией ее прежней культурной гегемонии.   Прежде   всего   это   относилось   к   науке.   Если   Афины   еще   продолжали оставаться местом пребывания важнейших философских школ, то оформившиеся к этому   времени   специальные   науки  нашли  более  благоприятную   почву   для   своего развития в столицах новых государств, на которые распалась империя Александра Македонского после смерти своего создателя.

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции

Развитие наук в Древней Греции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018