Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях
Оценка 5

Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях

Оценка 5
Библиография
docx
воспитательная работа
Взрослым
23.04.2018
Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях
В настоящее время часто можно услышать об инновациях и реформах, происходящих в экономике и гражданском обществе России. Эти изменения требуют новых подходов к развитию системы образования. Сегодня одно из приоритетных направлений развития образования – повышение качества начального и среднего профессионального образования. И это не только введение в действие ФГОС. Ключевой механизм их реализации – это внедрение системы оценки качества образования, что подразумевает и развитие кадрового потенциала образовательного учреждения, являющегося главным компонентом эффективности и качества процесса обучения.В статье рассматривается совокупность профессиональных качеств преподавателя, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании студентов
Развитие профессиональной компетентности преподавателя.docx
Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях  А.Г. Анциферова, преподаватель  ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ Центр­колледж прикладных квалификаций В настоящее время часто можно услышать об инновациях и реформах, происходящих в экономике   и   гражданском   обществе   России.   Эти   изменения   требуют   новых   подходов   к развитию системы образования. Сегодня   одно   из   приоритетных   направлений   развития   образования   –   повышение качества начального и среднего профессионального образования. И это не только введение в действие ФГОС. Ключевой механизм их реализации – это внедрение системы оценки качества образования,   что   подразумевает   и   развитие   кадрового   потенциала   образовательного учреждения,   являющегося   главным   компонентом   эффективности   и   качества   процесса обучения.   Возникла   необходимость   в   качественно   иной   подготовке   педагога,   позволяющей сочетать   фундаментальность   профессиональных   базовых   знаний   с   инновационностью мышления   и   практико­ориентированным   исследовательским   подходом   к   разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в   условиях   неопределенности,   личности   творческой,   ответственной,   стрессоустойчивой, способной   предпринимать   конструктивные   и   компетентные   действия   в   различных   видах жизнедеятельности.  Компетентность,   профессионализм   учителя   –   эта   проблема   была,   есть   и   будет актуальной   во  все   времена.   Меняются   государство   и   общество,   вместе   с   ними   меняются требования,   предъявляемые   к   учителю.   Скажем,   десять,   пятнадцать   лет   назад   владение компьютерными технологиями не входило в компетенцию учителя, а сейчас оно требуется.   «Компетенция   включает   совокупность   взаимосвязанных   качеств   личности   (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов   и   процессов,   и   необходимых   для   качественной   продуктивной   деятельности   по отношению   к   ним;   компетентность   –   владение,   обладание   человеком   соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6, с.57].  Программа   профессионального   потенциала   педагога   на   первый   план   выдвигается интегральное качество – учительское мастерство. Мастерство – это «высокое и постоянно совершенствуемое   искусство   и   обучения,   доступное   каждому   педагогу,   работающему   по призванию   и   любящему   детей.   Педагог   мастер   своего   дела   –   это   специалист   высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки   или   искусства,   практически   разбирающийся   в   вопросах   общей   и   особенно   детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания» [1, с. 46]. Главную   роль   в   развитии   компетентности   педагога   играют   его   профессионально­   Развитие   способностей   непосредственно   связано   с педагогические   способности. педагогическими умениями и  навыками,  которыми  должен владеть каждый  компетентный преподаватель. Группы профессионально­педагогических способностей: 1.   Экспрессивные   способности   –   умение   преподавателя   образно   и   ярко   выражать мысли с помощью слова и невербальных средств. 2. Дидактические способности  – умение преподнести материал  так, чтобы он стал доступным   и   был   прочно   усвоен,   иными   словами,   умение   эффективно   строить   учебно­ воспитательный процесс. 3. Авторитарные способности – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников. 4.   Научно­педагогические   способности   –   умение   участвовать   в   научно­ исследовательской   работе   педагогического   характера,   постоянное   стремление   к   новому, желание   трудиться   творчески,   экспериментировать,   систематически   изучать   литературу   и опыт коллег. 5. Перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать   его   психическое   состояние   в   каждый   отдельный   момент,   выявить   его отношение к занятиям, к преподавателю. 6. Коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми,   прежде   всего   с   учащимися,   и   в   дальнейшем   поддерживать   с   ними   правильные отношения. 7. Личностные умения преподавателя проявляются, прежде всего, в педагогическом такте. 8. Организаторские способности – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т.п. 9.   Мажорные   способности   –   это   оптимизм   и   юмор   педагога,   помогающие активизировать   учебный   процесс,   любой   вид   работы   и   отдыха,   предупредить   или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение. 10. Прогностические способности – это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами. 11.   Конструктивные   способности,   или   педагогическое   воображение   –   это   умение проектировать   будущее   воспитанников,   тщательнее   планировать   работу,   предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине [5, с.51­268]. У компетентного педагога должны быть следующие личностные качества, интересы и склонности: склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом, повести за   собой;   высокая   степень   личной   ответственности;   самоконтроль   и   уравновешенность; терпимость,   безоценочное   отношение   к   людям;   интерес   и   уважение   к   другому   человеку; стремление   к   познанию,   саморазвитию;   оригинальность,   находчивость,   разносторонность; тактичность; целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим [4, с. 198]. Структура профессиональной компетентности педагога: 1. Профессионально­содержательный или базовый компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности. 2.   Профессионально   ­   деятельностный   или   практический   компонент   включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные. 3.   Профессионально­личностный   компонент   включает   профессионально­личностные качества,   определяющие   позицию   и   направленность   педагога   как   личности,   индивида   и субъекта деятельности [2, с.127]. Типы профессиональной компетентности: 1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность. 2.   Социальная   компетентность.   Педагог   владеет   совместной   профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда. 3.   Личностная   компетентность.   Педагог   владеет   способами   личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность. 4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода. 5.   Психолого­педагогическая   компетентность.   Педагог   знает   психику   детей,   умеет определять индивидуальные качества каждого ученика [3, с. 375]. Профессия   педагога   предъявляет   серьёзные   требования   к   эмоциональной   сфере личности.   Работа   учителя   требует   от   него   огромных   душевных   сил.   Поэтому   в педагогической   деятельности   особую   актуальность   приобретает   вопрос   об   эмоциональной культуре педагога. Эмоциональная   культура   отражает   уровень   профессионального   мастерства, эмоциональную и здоровую зрелость личности и влияет на имидж педагога. Следовательно, мы, педагоги, уже не можем работать по­старому, мы должны находить новые формы работы, учитывая индивидуальные особенности функциональной организации мозга каждого обучающегося. Попробуйте поставить себя на место ученика. Во всех ли образовательных областях ваши знания на высоте, на любой ли поставленный вопрос вы сможете дать полноценный ответ? Возможно, вы, так же как и ваши студенты не сможете ответить на многие вопросы из­ за   неожиданности,   или   недостаточности   времени   на   обдумывание,   или   принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Это еще раз доказывает, что незнание каких­то фактов не мешает учителю жить и трудиться, не умаляет его значение как специалиста. Есть различные источники информации и задача учителя научить учащихся пользоваться ими, научить их учиться. Одной   из   ключевых   компетентностей   педагога   является   информационная компетентность ­ это знания педагога о себе, учащихся, их родителях, о коллегах. Исходя   из   современных   требований,   можно   определить   основные   пути   развития профессиональной компетентности педагога: 1. Работа в методических объединениях, творческих группах; 2. Исследовательская, экспериментальная деятельность; 3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; 4. Различные формы педагогической поддержки; 5.   Активное   участие   в   педагогических   конкурсах,   мастер­классах,   форумах   и фестивалях; 6. Обобщение собственного педагогического опыта; 7. Использование ИКТ. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием колледжа, что способствует развитию его профессионализма. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Новые   квалификационные   требования   и   квалификационные   характеристики преподавателей обязывают педагога повышать уровень таких личностных компетенций, как самосовершенствование   и   саморазвитие   профессиональных   знаний   и   умений.   К   тому   же многие педагоги понимают, что знаний, полученных даже 7­10 лет назад, уже недостаточно для качественной подготовки обучающихся. Таким образом, основная концепция успешности   любого работника, в том числе и педагога такова:         ОБРАЗОВАНИЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ    ­    ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ. Список литературы: 1. Азаров Д.П. Мастерство воспитателя. – М., 1971. – С. 164. 2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с. 3. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил. 4.   Романова   Е.С.   99   популярных   профессий.   Психологический   анализ   и профессиографы / Е.С. Романова. – 2­е изд. СПб.: Питер, 2004. – 464 с.: ил. 5. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого­социальный институт; Флинта, 1998.­ 368 с. 6. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования  // Народное образование. – 2003. – №5. – С.55­61.

Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях

Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях

Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях

Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях

Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях

Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях

Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях

Развитие профессиональной компетентности преподавателя как фактор повышения качества образования в современных условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018