«Развитие речи через коммуникативные игры»
Оценка 4.8

«Развитие речи через коммуникативные игры»

Оценка 4.8
Игры
docx
дефектология
4 кл
10.03.2018
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Актуальность введения педагогической технологии «Коммуникативные игры на развитие навыков общения у детей младiего школьного возраста» была определена эффективностью реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, положительное влияние технологии на социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника, так как проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе. Поэтому, развивать эти функции лучше с детства (своеобразие мышления, целостность мировосприятия, непосредственность), в форме игры (фрагменты повседневной жизни, где ребенок живет эмоциями). Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.
к.р.docx
Модуль 4. Контрольная работа(закрепление пройденного материала) ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры» Цель:   ввести   в   практическую   работу   развитие   речи   через коммуникативные игры в образовательной организации. Практическая работа: Задание 1: Составить проект по плану: А) Пояснительная записка:  Актуальность введения педагогической технологии «Коммуникативные игры на   развитие навыков общения у детей младщего школьного возраста» была определена   эффективностью   реализации   комплекса   задач   личностного развития ребенка:  совершенствование психологических  процессов; развитие речемыслительной   деятельности;   предупреждение   речевых   проблем,   и   в конечном   результате,   положительное   влияние   технологии   на   социально­ коммуникативное развитие ребенка – школьника, т.к.   проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе.                                                                   Поэтому, развивать эти функции лучше   с   детства (своеобразие мышления,   целостность   мировосприятия,   непосредственность),   в   форме игры   (фрагменты   повседневной   жизни,   где   ребенок   живет   эмоциями). Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми. Цель и задачи технологии: Развитие   навыков   общения   в   игре,   формирование доброжелательного отношения между сверстниками 1. 2. Формирование   коммуникативности   –   умения   распознавать эмоциональные состояния окружающих, выражать собственные переживания. Развитие компонентов устной речи  в различных видах детской 3. деятельности; практическое овладение  нормами речи. 4. Воспитание  социальных  навыков:   освоение  способов решения конфликтных ситуаций. Известно,   что коммуникация ­   процесс   установления   контактов   между людьми,   возникающий   с   потребностью   в   совместной   деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.    Это способность общаться, понимание и осознание себя. блока и     коммуникация в нашей педагогической технологии состоит  Коммуникативная   игра ­   совместная   деятельность   детей,   способ самовыражения,   взаимного   сотрудничества,   где   партнеры   находятся   в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга.   Итак, игровая     из: Пальчиковых   игр,   арт­терапии,   ситуативного   разговора,   сюжетно­ролевых игр,   моделирования   и   обсуждения   речевых   ситуаций,   игры   с   правилами, диалога с куклами. А система коммуникативных игр определилась в 4 тематических     направлена на: 1.   Умение   активно   слушать. Доминирующая   образовательная   задача: развиваем внимание к партнеру, слуховое восприятие,  наблюдательность Подобран блок игр и разработаны авторские игровые упражнения. Например, «Чересчур»,   «Пум­пум»,   «Кто   говорит»,   «Почему   и   потому»,   «Цепочка слов», «Неправильный телефон» и др. 2. Умение сотрудничать.  Доминирующая образовательная задача: слышать, понимать   друг   друга,   снимают   негатив   от   общения   со   сверстниками, воспитывают доверительное отношение друг к другу Подобран   блок   игр   и   игровые   упражнения.   Например,   «Обыграй превращения», «Холодно­горячо», «Подарки», «Сороконожка», «Волшебный стул», «Менялки» и др. 3.   Умение   высказываться.  Доминирующая   образовательная   задача:умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам Подобран блок игр и игровые упражнения. Например, «Я – герой сказки», «Цепочка   ассоциаций»,   «Разговор   по   телефону»,   «Сказки   наизнанку», «Ласковое имя», и др.   Умение   правильно   перерабатывать   информацию. Доминирующая 4. образовательная   задача:   умение   понимать,   вникать   в   суть   полученной информации, развивают способность аргументировать свою точку зрения Подобран   блок   игр   и   игровые   упражнения.   Например,   «Загаданное действие», «Интервью», «Если бы, вдруг…», «Пойми меня», «Через стекло», «Собери чемодан» и др. По результатам педагогического  наблюдения за воспитанниками  во время взаимодействия   со   сверстниками   и   взрослыми,  можно   сделать   вывод,  что дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную   жизнь,   отличаются   психологической   тревожностью   и неуверенностью. Соответственно   ребенок,   который   недооценивает   своих возможностей, скован, не уверен в себе, а  ребенок, который переоценивает себя, обычно высокомерен, заносчив. 2 Таким образом, мы считаем, что  для логопеда, который   взаимодействует с детьми, с   речевыми проблемами,     направленная на решение вышестоящих задач будет доступной и эффективной. Б) Основная часть:  1 этап – подготовительно­информационный, сбор информации. Представить 1. Календарно ­ тематический план на месяц. № Н  Тема. Владение речью­средство общения культуры.   и Невербальны е формы общения . 1 2 едел и 1   нед еля 2   нед еля 3 3   нед еля Рука   ,   как 2 Формировать средство коммуникации. Ч .   2 2 Задачи   работы   с детьми   Учить владеть   как   средством речью, общения и культуры.     Формировать у детей невербальные формы   общения;   Умения фиксировать   взгляд   на лице партнёра, смотреть в глаза   партнёру   при общении.   умения детей пользоваться   рукой   как средством   коммуникации, выполняя   согласованные направленные   на   другого человека движения рукой , телом и глазами. Побуждать   детей   к речевому   высказыванию по результатам действий с игрушками. Прогнозиру емые результаты Уметь владеть речью. Уметь общаться. Уметь пользоваться рукой   средством коммуникации. как   Уметь высказывать   по результатам действий. 4 4   нед еля Побуждать 2 детей   к   речевому высказыванию. 2. Составить модель взаимодействия с другими педагогами. 3 3. Написать   перечень   методов   и   приемов   на   развитие коммуникации 4 Выделяют   три группы   методов —   наглядные,   словесные   и практические. Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как  непосредственные, так и опосредованные методы.  К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:  экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов.  Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают  связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на  применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек,  картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по  игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря,  развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.  Опосредованные методы могут быть использованы также для  ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно  познакомиться непосредственно. Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и  рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть,  пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный  материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы:  показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций,  5 поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого  слова требуют наглядности. Практические методы направлены на применение речевых навыков и  умений и их совершенствование. К практическим методам относятся  различные дидактические игры, игры­драматизации, инсценировки,  дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они  используются для решения всех речевых задач. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно  выделить репродуктивные и продуктивные методы. Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала,  готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в  словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К  репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его  разновидности, рассматривание картин, чтение художественной  литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры­драматизации по  содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е.  все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания,  фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например  управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением,  пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога. Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных  связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные  ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по­новому  приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий  характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные  методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести  обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста,  дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования,  творческие задания. В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной  работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др. Методические приёмы развития речи традиционно делятся на три  основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой  образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской  речи, вопрос. Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая  деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их  6 ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме.  Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается  для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей.  Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и  после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для  сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач.  Особенно большое значение он имеет в младших группах. Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение  одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его  запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за  педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте  интересной для них деятельности. Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов  действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для  объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе  наблюдений и обследования предметов. 4. 2 Этап – Практический – познавательный. Представить:  1. Описать особенности речевого развития. Особенности устной и письменной речи младших школьников У младших школьников развитие речи идет в двух основных  направлениях: во­первых, интенсивно набирается словарный запас и  усваивается морфологическая система языка, на котором говорят  окружающие; во­вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных  процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления). К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается  настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по  любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его  интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до  500 и более слов, то шестилетний ­ от 3000 до 7000 слов. Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей,  которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку.  Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. У младших школьников появляется ориентировка на системы родного  языка. Звуковая оболочка языка ­ предмет активной, естественной  7 деятельности для ребенка шести­восьми лет. К шести­семи годам ребенок  уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой  грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным. Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего  детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в  речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти  от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой  школой. Шести­семилетний ребенок уже способен общаться на уровне  контекстной речи ­ той самой речи, которая достаточно точно и полно  описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без  непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ  услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны  младшему школьнику. Речь человека не бесстрастна, она всегда несет в себе экспрессию ­  выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная  культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть  выразительной. Но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или  замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо. Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь  уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя  интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она ­ показатель  культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о  которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко  опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену  вразумительному общению. У детей семи­девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для  того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать  внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или  сверстниками во время игрового общения. Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие  литературной норме. 8 Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля,  чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие  экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и  телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе  лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь  предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться  тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно  разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание  (Приложение №2). Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты  бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия:  повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр. Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь  как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить  контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако  ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная  творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему;  определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать,  подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой  последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать  нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить  синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и  каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки  препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и  другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и  ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять  свои и чужие ошибки. Чтение ­ это первый и основной навык, которому ребенок должен  обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени  опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно  предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда  не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму  детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с  программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую  дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и  9 другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в  школу читающими (хотя бы только по слогам). В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова  связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую  форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок  вынужден пользоваться только визуальным контролем. На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это  приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже)  необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и  сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью  отражать смысл текста. Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по  окончании первого класса навык оказывается несформированным, то  ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно  пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении. 2. Перечень методик коммуникативного развития. ­обучение в сотрудничестве, работа в парах. ­Коммуникативная компетентность ­Работа с художественной литературой. ­Занятие искусством. ­ Посещие театров. ­Диалог : взрослые ­дети 3. Составить   картотеку   коммуникативных   игр   (минимум   12   шт.): указать,   для   какой   категории   детей,   направление   игр,   возраст детей. Картотека игр на развитие коммуникативных навыков младших школьников Клеевой ручеёк Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само­ и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком 10 положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. Игры­ситуации Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций 1. Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. 3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря. 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища 10. Ребёнок плачет – успокой его. помочь тебе. 12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке. 14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил? 11 Позвони другу Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения. Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”. Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами: Позвони мне позвони И что хочешь мне скажи. Может быль, а может сказку Можешь слово, можешь два –  Только, чтобы без подсказки Понял все твои слова. На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы. Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Подарок на всех Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик­ Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по­моему, вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Учитель даёт задания: 12 ­ Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; ­ снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, ­ ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями. опустите руки; Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. Пресс­конференция Все дети группы участвуют в пресс­конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс­конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей. Пойми меня Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4­5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор). «Лебедь, рак и щука». Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера». В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы дети не нанесли себе травмы. Цель:     развивать как коммуникативные способности, так и процессы Игра «Веселая сороконожка» 13 наблюдательности, внимания. Не забудьте включить детям веселую музыку! В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями. Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости. На мостике Учитель предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30­40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на¬встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про¬пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют». Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца. Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Газета На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто­то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе¬ту они должны стать после определенного 14 сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож¬ность почувствовать поддержку соседа.                                                                РАССЛЕДОВАНИЕ Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические  способности, наблюдательность. Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная  занавеска. Ход игры Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит  его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание.  Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать,  кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у пего волосы и т. д.), т.  е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята  выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может  выйти, а все остальные увидят, насколько томным было их описание. Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно  объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже  целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить  гораздо больше отличительных качеств. 4. Провести   и   проанализировать   фронтальное   занятие   логопеда   в образовательной организации: Тема: Закрепление умения детей различать звуки к, г в словах,  предложениях. Дата:……….. Продолжительность: 40 мин. Задачи: Образовательные: 15 Закрепление умения детей различать звуки к, г в словах, предложениях;  Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза;  Закрепление навыка составления предложений; Воспитательные:  Привитие любви к чтению; Развивающие: Развитие внимания, мышления Материал:   карточки, буквы к, г, карандаши Демонстративный: компьютер, проектор. Раздаточный: карточки, буквы к, г, карандаши ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРИЁМЫ   Словестно­ игровые приёмы : ­объяснение ­указание Наглядные: ­показ   положения органов артикуляции. ­игровые приёмы: Образец произношения   и показ картинки. Организация урока. Этап подготовки учащихся   к активному сознательному усвоению знаний   Принятие и   социальной освоение обучающегося, роли   развитие мотивов учебной   деятельности   и формирование личностного учения; смысла     1. Артикуляционная гимнастика. Л. –Ребята, чтобы вы все произносили звуки   правильно,   сделаем несколько   упражнений для язычка ­ «Улыбочка­трубочка»   «Заборчик­ ­   трубочка» ­ «Часики» ­ «Качели» 16 МЕТОДИЧ ЕСКИЕ УКАЗАНИ Я Привл   к ечение детей занятию ­ напоминани е   правил дисциплины ­ формирован ие     мотива деятельност и Смена видов деятельност и ­ активизиров ать познаватель ный интерес. «Вкусное   варенье» «Лошадка»   ­ ­   –Молодцы, Л. язычки поработали     ваши хорошо 2. Чистоговорки Ко­ко­ко   –   звук услышим мы легко Ку­ку­ку   –   вот кукушка на суку Го­го­го   –   конь смеется Иго­го Гу­гу­гу   –   гусь пасется на лугу Логопед предлагает разрезные буквы К и Г   детям Произнесите   звук К. Дайте характеристику звуку к. Произнесем звук Г Дайте   характеристику звуку г   Чем   отличаются звуки друг от друга? Чем похожи звуки? 3. игра «Хлопки» Хлопаем в ладоши, если   слышим   звук   «Г», руки вверх, если слышим 17 звук «К» Гараж,   командир, корзина,   огонь,   курица, квакать, гантели, горизонт, квакушка, грузовик, корзина, кабан, гамак. Л. – Молодцы     Дети   выполняют артикуляционные упражнения Дети   повторяют хором   за   логопедом чистоговорки Две   группы   детей разрезные   собирают буквы К и Г Звук   к   согласный,   может   быть глухой, твердый и мягкий Звук   г   согласный,   может   быть звонкий, твердый и мягкий Звук   г   звонкий, звук к глухой Звуки к, согласные, твердые.     г Дети   выполняют задание Предметные: сравн ивать и различать звуки Познавательные Ди фференциация звуков на слух Умение использовать   схему 18 Этап усвоения новых знаний характеристики   звуков для выполнения задания. Овладение логическими действиями сравнения. Познавательные: Устанавливать   и закономерности использовать   их   при выполнении заданий Физкульт минутка Ребята,   а   сейчас мы   поиграем   в   игру «Измени   слово»,   где будем   менять   в   словах звук К на Г А   теперь   меняем звук Г на К Л. Ребята!   –   Молодцы. Молоточком   мы стучим,   Строить   новый дом хотим. 19 1. Словесные: ­образец ­повторное проговаривание ­Объяснение ­Указания ­словестные упражнения ­   оценка   детской речи ­загадки ­объяснение ­Повторное проговаривание 2. Игровые: ­называние нового слова. ­ показ пальчикой гимнастики 3. картинки слогами. наглядные со     ­ физкультми нутка ­ формирован ие     мотива деятельност и ­Смена видов деятельност и ­степень активности детей(работ ают   больше дети   чем логопед­ создание условий для работы детей. ­решение заданных задач Кто   в   доме   будет жить? С   нами   кто   будет дружить» ­   Девочки   и   маленькие мальчики, пальчики!   в А   теперь   мы   игру поиграем   «Слоговое   лото»,   я говорю   начало   слова,   а вы продолжаете его(показ на карточках) Начало слова ГА Начало слова КА Начало слова ГУ Начало слова КУ Молодцы,   ребята, следующая   игра   у   нас называется «Собери   На   слайде слово». перепутались буквы, отгадайте какие слова я хотела написать.     А сейчас мы с вами отгадывать   будем загадки: Непоседа   птица эта, Одного с березой цвета: Верещунья,   белобока,  А зовут ее ….. Разноцветное коромысло Над рекой повисло. Волосата,   зелена, 20 В листьях прячется она. Хоть   и   много   ножек,  Бегать   все   равно   не может. Наткет,   наплетет, Сядет­ и добычу ждет. Ребята,   а   давайте попробуем   составить   с этими словами   предложения Колос­голос Калина­Галина Кости­гости   Кора­ гора Игра­икра Угол­укол Густ­куст Гол­кол (постукивают кулачками друг о друга) (упр. «Домик») (сжимают   и разжимают   пальцы   рук)  (упр.   «Пальчики здороваются») Дети придумывают различные   слова   со слогом   ГА   (газета, газель, гадюка) Катушка,   картина, каша… 21 Гуси,   гудок, губы… Курица, кубик… Гуси,   ком,   книга,   гамак,   гудок, гости, губы, кабан. Сорока радуга гусеница Паук Дети   составляют со предложения   словами­отгадками Коммуникативно­ речевые   действия   по передаче   информации   и отображению предметного содержания и условий деятельности умение выделить и отобразить   в   речи существенные ориентиры действия,   а   также передать   (сообщить)   их партнеру,   планирующая и регулирующая функция речи   Познавательные УУД. ‐ создавать и преобразовывать   модели слогов в слова;   Регулятивные: учи 22 тывать ориентиры, данные   учителем,   при освоении нового материала.   Предметные: выпо с   слогами   и   действия   лнять буквами, словами Познавательные УУД. Перерабатывать информацию   для получения необходимого результата,производить синтез (составление целого   из   частей,   в   том числе с самостоятельным достраиванием)   Регулятивные. Соо тнести   результат   своей деятельности   с   целью   и оценить его. Познавательные УУД. Уметь устанавливать   аналогии и причинно­ следственные связи,   понимать информацию представленную   в   виде схемы. ­   логическую рассуждений. выстраивать цепь   23 Этап закрепления новых знаний 1. Наглядные: ­ показ картинок ­ игрушки ­ИКТ ­   действия   по выбору 2.Словестные: ­объяснение ­указания ­словестные упражнения ­Оценка   детской речи А   сейчас   мы поработаем   у   доски.   На доске   висят   картинки медвежат   с   корзинками. Давайте ребята поможем медвежатам   собрать ягоды   и   грибы   в корзинки,   перед   вами слова   с   пропущенными буквами   к   или   г,   надо положить   слова   в корзинку с   соответствующей буквой. Как   вы   думаете, какое   слово   не   надо класть   в   корзину? Почему? ­ Включаем   в деятельност ь     как можно больше количества анализаторо в­в   данном случае усвоенная ребёнком информаци   я будет более системной, разносторон ней и   прочной.   А сейчас посмотрим   на   слайд. Перед   вами   слова. Прочитайте   слова   в левом столбике   Прочитайте   слова   в правом столбике.     Используя   эти   слова, составьте но словосочетания, будьте внимательны. Как вы считаете, что еще нужно сделать? Прочитайте   полученные словосочетания     Молодцы. 24 Дети раскладывают   слова   по корзинкам. Голубика, ежевика, масленок, земляника, поганка, рыжики, грузди, калина, клубника, боровики.       Поганка,   она ядовитая. Гармошка Город Каша Губной  Красивый Гречневый Подружить слова Губная   гармошка, город,   красивый гречневая каша. Коммуникативные   Понять другие   (взгляды, позиции 25 поисковые Словестные: ­ вопросы ­оценка   детской речи . Обобщение, вспоминани е     что делали,   чем занимались ­Общая   и поимённая оценка детей. ­Создание благоприят ного эмоциональ ного состояния. интересы)   Слушать   других, принимать пытаться другую   точку   зрения, быть   готовым   изменить свою точку зрения. Познавательные: ус танавливать закономерности,   решать и объяснять по аналогии. Итог Рефлексия Какие   звуки   мы учились различать? Какое   задание   у вас   вызвало   трудность? 26 Молодцы,   ребята. Мне было очень приятно с вами   работать. До   свидания.   Занятие окончено.   Мы   учились различать звуки к,г Дети   отвечают   на вопрос. Личностные УУД: освоение начальных   познавательной личностной рефлексии; форм   и ВЫВОДЫ :  Приёмы предлагаемые методикой, направлены на   Накопление содержания речи.  Дифференцировать звуки  К И Г.  Воспитание культуры поведения детей. 27  Развитие   речи,   обогащение   словаря   и   закрепление   навыков разговорной речи. РЕКОМЕДАЦИИ:   Слушать  звуки и шумы.  Давайте детям возможность говорить и отвечать на вопросы.  Создание благоприятного эмоционального состояния детей .   5.   Провести   3­4   методики   по   речевому   развитию   с   одним ребенком и проанализировать их: ЗАДАЧИ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦ ИИ Вывод: Задачи направлены на: *накоплен ие   содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности.     *воспитан ие культуры поведения детей. *развитие и речи, обогащение словаря   закрепление навыков разговорной речи. Рекоменда ции: Слушайте звуки   и   шумы. НАЗВ АНИЕ  Нагляд  Обучение связной речи.  Формиров ание грамматич еского строя.    Обогащени е и активизаци я словаря .  Воспитани е  звуковой культуры речи. ные  ­  использовани е  изобразитель ной  наглядности Наблю дение  ные Словес ­ Рассказ ­ беседа  ческие Практи Дидакт ические игры   дидактическ ие  упражнения ­  Дифферинциро все   вать изученные звуки.  Правильно артикулировать все   звуки   речи в различныхфоне тических позициях   формах речи. и  Овладеть интонационным и   средствами выразительност и   речи     в пересказе, чтении. 28 Давайте   ребёнку возможность говорить   отвечать вопросы. и на   6. Составить индивидуальный маршрут сопровождения 1 ребенка. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка   по коррекции речевого развития   Фамилия, имя ребенка – Год обучения ­ 1­й Логопедическое заключение: ОНР­ I уровень (по алалическому типу) № п/п 1 Основные направления логопедической коррекционной  работы Динамика Развитие артикуляционной моторики: ­Упражнения на развитие дыхания ­ выработать умение сдувать ватку, лежащую на столе ­ вырабатывать умение дуть на язык, спокойно лежащий на  нижней губе; Артикуляционные упражнения для языка:  ­ расслаблять мышцы языка путём самомассажа  (пошлёпывания губами) ­ отрабатывать движения языка вверх (с механической  помощью), развивая его подвижность ­ самомассаж губ, языка; ­ учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя  29 мышцы языка; ­ развивать произвольные движения языка; ­ Учить удерживать язык распластанным, широким. ­ работать над силой и интонированием голоса ­ Артикуляционные упражнения для губ:  ­открывание рта: а­а­а ­ трубочка: у­у­у  ­ улыбка: и­и­и ­колесо: о­о­о ­ сосательные движения; 2 Формирование правильного звукопроизношения Постановка (вызывание) гласных звуков А, О, У, И 3 4 Развитие произносительной стороны речи Учить определять  источник звука. Учить различать речевые и неречевые звуки.   Вызывать отсутствующие звуки (раннего онтогенеза).   Учить отхлопывать предложенный логопедом ритмический  рисунок слов.    Учить запоминать и проговаривать сочетания однородных  слогов, например: «ма­ма­ма».  Развитие понимания речи Развивать умение вслушиваться в  обращенную речь.  Учить понимать названия предметов, действий, некоторых  признаков.  Формировать понимание обобщающего значения слов.  5 Активизация речевой деятельности и развитие лексико­ грамматических средств языка Учить называть слова двух  сложной слоговой структуры (ма­ма, ба­ба).  Учить детей понимать отдельные порядковые числительные  (один, много). Формировать понимание некоторых простых предлогов (на,  у). Учить понимать наиболее часто употребляемые  приставочные глаголы  30 6 7 Учить подбирать картинки существительных к названию  действия   Развитие внимания, памяти, мышления Учить складывать  картинки из двух, трех частей.  Учить подбирать кубики  разной формы в соответствии с прорезями на крышке  коробки.  Учить запоминать и выбирать из ряда  предложенных взрослым игрушки и предметы (2—3  игрушки).  Учить находить предмет по его контурному изображению.  Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать  только красные мячи).  Учить отбирать фигуры определенной формы (только круги). Развитие мелкой моторики Развитие тактильных ощущений (колючие и мягкие коврики) Самомассаж шариками Су­джок. Развивать динамическую организацию движений,  пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, работа с  мозаикой и конструктором 7. Составить   рекомендации   для   педагогов,   учитывая   речевые особенности ребенка. Составить   рекомендации   для   родителей,   учитывая   речевые особенности ребенка. рекомендации для учителей начальной школы и родителей ­ Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки... Просто смешно. Слова  переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет.  Все из­за невнимательности. И ругала уже, и наказывала... Учительница  говорит – нарушение письма. Так говорит одна из родителей. Пока  мальчику повезло в одном – учительница быстро разобралась и направила  его к специалисту. Так что же это такое – нарушение письма и чтения? Почему они  происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку? 31 Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.  Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности,  многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные  анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный,  общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная  взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит  от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно  связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе  достаточно высокого уровня ее развития. Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при  согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных  структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение  письменной речью. Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего  сталкиваются учителя в школе? Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет  степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или  задержка в развитии фонематического восприятия, лексико­ грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития  являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается  недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В  этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении  письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности,  что и родители в школе. Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием  в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии  общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык,  эта причина становится все более актуальной. 32 Так источником неудач в становлении письменной речи может служить  несвоевременное формирование процесса латерализации (установление  доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть  к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая  латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого  процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности. Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в  системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но  имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят:  "Еле языком ворочает...", ­ их называют "мямлями". Нечеткая команда от  нечёткого артикулирования, да еще при недосформированности  фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции,  что влечет за собой ошибки в чтении и письме. Мы коротко обговорили механизмы и причины возникновения дислексии и  дисграфии для того, чтобы учитель имел необходимые представления об  этих нарушениях. Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении,  распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести  к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.  Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно  отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще  единичны, то это, скорее всего, результат переутомления,  невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение. Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной  речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но  необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только  вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям  обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно  делать заключение, тем самым, подвергая и ребенка, и родителей лишнему  беспокойству, вполне возможно ­ и необоснованному. Предупреждение дисграфии у леворуких детей 33 Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, столкиваемся с  трудностями обучения леворуких детей. У ребенка ­ левши, помимо  речевых нарушений, существует и ряд других факторов, ведущих к  трудностям обучения. Это: ­ нарушение зрительно­моторных координации (ребенок не может  скопировать даже простые геометрические фигуры, буквы, цифры,  неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную); ­ нарушение зрительно пространственного восприятия (дети не  ориентируются в понятиях: вправо­влево, вверх­вниз, вперед ­ назад); ­ трудность организации и мобилизации внимания (излишняя активность  детей, неусидчивость, неумение слушать и наблюдать, замедленность в  выполнении заданий, неорганизованность и рассеянность). Одним из важнейших факторов адаптации детей к школе является процесс  овладения ими навыками письма, что является главной проблемой  леворуких детей. В работе с леворукими детьми опираемся на их образное мышление,  подкрепляем словесные инструкции наглядностью. С этой целью на  занятиях с детьми используются различные модели, макеты, схемы, игровые моменты. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти начинаем  формировать с предъявления детям ярких красочных персонажей ­  игрушек, чтобы они могли увидеть их отличительные признаки. Далее  рассматриваем парные предметные картинки, проводим игры «Запомни  слово», «Найди сходство и различие», «Что изменилось?» Дорисуй  следующий или пропущенный предмет, запомни фигуры или предметы  изображенные на одной карточке, затем найди новые на другой. Постепенно в процессе таких игр зрительное внимание детей становится активным,  целенаправленным, белее качественным. Письмо без ошибок советы учителям   Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать  задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на  карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал  свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим  плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес. 34           Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или  дневнике красными ручками с толстым нажимом. Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше  лишний раз похвалите за то, что хорошо получается. Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу,  например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции —  важный стимул для «питания» функций. Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения  успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми  в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15  ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к  удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками. Письмо без ошибок советы родителям Знайте, все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите  за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши. Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За  малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом  в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым  словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам. Следите за тем, чтобы ребенок правильно питался (полезная для ума  пища — бананы, орехи, мед, лимоны). Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его  собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные  цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это  занятие «собиранием умных мыслей». Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные  стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения. Благодаря установлению доверительно­партнерских отношений между  всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не  только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления,  моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные  35 конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный  психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии,  формируются детско­родительские отношения. 3 Этап: В) Заключительный Представить: 1. Презентацию по основным этапам проекта (фото приветствуется). Требования к оформлению: Работа оформляется  шрифтомTimesNewRoman. Размер шрифта ­ 14. Междустрочный интервал ­ 1,5. Результат сохраняется в формате MSOfficeWordили OpenOffice.org Отчет загрузить на сайт для проверки 36 37

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»

«Развитие речи через коммуникативные игры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018