Если взрослому человеку хотя бы на минуту закрыть глаза, то ему сложно ориентироваться в мире вещей, даже очень хорошо знакомых ему. Какого же маленькому ребенку, который в силу своего зрительного диагноза не может воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.
В этом случае, основной задачей педагогов коррекционного ДОУ является максимальное оказание помощи слабовидищему ребенку.
Так, непосредственно образовательной деятельности как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе ребенку с патологией зрения вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении детей письму, чтению, просмотру видеоинформации.
Развитие речи детей с патологией зрения
Если взрослому человеку хотя бы на минуту закрыть глаза, то ему сложно
ориентироваться в мире вещей, даже очень хорошо знакомых ему. Какого же
маленькому ребенку, который в силу своего зрительного диагноза не может
воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.
В этом случае, основной задачей педагогов коррекционного ДОУ является
максимальное оказание помощи слабовидищему ребенку.
Так, непосредственно образовательной деятельности как в подгрупповой,
так и в индивидуальной работе ребенку с патологией зрения вводится
дозированная зрительная нагрузка при обучении детей письму, чтению,
просмотру видеоинформации.
процессами
Одновременно с общеобразовательными
в ДОУ осуществляется специальная коррекционная работа,
направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с
нарушением зрения.
Все занятия с детьми носят индивидуально
дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.
Конечной целью образовательного процесса является стабилизация всего
хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в
общеобразовательную школу и общество сверстников.
Очень часто мы наблюдаем, что помимо зрительного диагноза у ребенка
имеется и речевое недоразвитие. Для развития речи детей с нарушением зрения
особое значение имеет усвоенное родного языка, формирование речи. Развитие
речи осуществляется во всех
видах деятельности детей и является
необходимой частью коррекционновоспитательной работы ДОУ для детей с
нарушением зрения. Осуществляя работу с детьми по развитию речи, педагог
внимательно прислушивается к тому, о чем и как говорят дети с нарушением
зрения, учит их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по
смыслу употреблять слова.Изза недостаточности сенсорного опыта у них может наблюдаться
некоторый разрыв между предметными практическими действием и его
словесным обозначением. Для этого предусмотрены предметнопрактические
занятия по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализу
предметов и функциональным действиям с ними.
Учитываю специфику нашего учреждения, для детей, имеющих патологию
зрения и речи, основными задачами является ориентировка на микро и макро
плоскостях. В данном случае микроплоскостью является лист бумаги. В
непосредственно образовательной деятельности (НОД) индивидуально или в
подгруппах детям предлагаются задания по лексическим темам на развитие
мелкой моторики. На фото 1 пример фрагмента занятия с лексической темой
«Осень», где ребенку со зрительными недостатками предлагается обвести
дерево по трафарету, и заштриховать его, соблюдая правила штриховки. В
процессе работы ребенок проговаривает название деревьев, закрепляет
ориентировку на листе бумаги и развивает мелкую моторику. Таким образом,
выполняя ежедневные не сложные задания, мы решаем ряд коррекционных и
общеразвивающих задач.
На фото № 2 представлен фрагмент познавательного занятия, где детям
предлагается ориентировка на микроплоскости в виде учебной доски. Дети
наглядно закрепляют прямой и обратный счет до 10. Тренируется
прослеживающая функция глаза, т. к. дети удерживают движущийся предмет в
поле зрения.
Не следует забывать о динамических паузах и смене деятельности при
НОД, поскольку это снимает усталость и позволяет удерживать внимание детей
в течение 20 минут.