Развитие речи детей с патологией зрения

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если взрослому человеку хотя бы на минуту закрыть глаза, то ему сложно ориентироваться в мире вещей, даже очень хорошо знакомых ему. Какого же маленькому ребенку, который в силу своего зрительного диагноза не может воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. В этом случае, основной задачей педагогов коррекционного ДОУ является максимальное оказание помощи слабовидищему ребенку. Так, непосредственно образовательной деятельности как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе ребенку с патологией зрения вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении детей письму, чтению, просмотру видеоинформации.
Иконка файла материала текстовка к фото 1 и 2.doc
Развитие речи детей с патологией зрения Если взрослому человеку хотя бы на минуту закрыть глаза, то ему сложно ориентироваться в мире вещей, даже очень хорошо знакомых ему. Какого же маленькому ребенку,   который в силу своего зрительного диагноза не может воспринимать окружающий мир  во всем его многообразии.  В этом случае, основной задачей педагогов коррекционного ДОУ является максимальное оказание помощи слабовидищему  ребенку.  Так,  непосредственно образовательной деятельности как в подгрупповой, так   и   в   индивидуальной   работе   ребенку   с   патологией   зрения   вводится дозированная   зрительная   нагрузка   при   обучении   детей   письму,   чтению, просмотру   видеоинформации. процессами     Одновременно   с   общеобразовательными   в   ДОУ   осуществляется   специальная   коррекционная   работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом  развитии детей  с нарушением   зрения.     Все   занятия   с   детьми   носят   индивидуально­ дифференцированный характер  в зависимости от потребностей в них ребенка.  Конечной целью образовательного процесса является стабилизация всего хода   психофизического   развития   ребенка   для   успешной   интеграции   его   в общеобразовательную школу и общество сверстников.  Очень часто мы наблюдаем, что помимо зрительного диагноза у ребенка имеется и речевое недоразвитие. Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет усвоенное  родного языка, формирование речи. Развитие речи   осуществляется   во   всех     видах   деятельности   детей   и   является необходимой   частью   коррекционно­воспитательной   работы   ДОУ   для   детей   с нарушением зрения. Осуществляя работу с детьми   по развитию речи, педагог внимательно прислушивается к тому, о чем и как говорят дети с нарушением зрения,  учит их строить фразы,   последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.Из­за     недостаточности   сенсорного   опыта   у   них   может   наблюдаться некоторый   разрыв   между   предметными   практическими   действием   и   его словесным обозначением. Для этого   предусмотрены предметно­практические занятия по   развитию речи   и зрительного восприятия, по   обучению   анализу предметов и функциональным действиям с ними.   Учитываю специфику нашего учреждения, для детей, имеющих патологию зрения и речи, основными задачами является ориентировка на микро­ и макро­ плоскостях.   В   данном   случае   микроплоскостью   является   лист   бумаги.   В непосредственно образовательной деятельности (НОД)    индивидуально или   в подгруппах   детям   предлагаются   задания   по   лексическим   темам   на   развитие мелкой моторики. На фото 1 пример фрагмента занятия с лексической темой «Осень»,   где   ребенку   со   зрительными   недостатками   предлагается       обвести дерево   по   трафарету,     и   заштриховать   его,   соблюдая   правила   штриховки.   В процессе   работы   ребенок   проговаривает   название   деревьев,   закрепляет ориентировку на листе бумаги и развивает мелкую моторику. Таким образом, выполняя ежедневные не сложные задания, мы решаем ряд коррекционных и общеразвивающих задач.  На фото № 2 представлен фрагмент познавательного  занятия, где детям предлагается   ориентировка   на   микроплоскости   в   виде   учебной   доски.   Дети наглядно   закрепляют   прямой   и   обратный   счет   до   10.   Тренируется прослеживающая функция глаза, т. к.  дети удерживают движущийся предмет в поле зрения.  Не следует забывать о динамических паузах и смене деятельности   при НОД, поскольку это снимает усталость и позволяет удерживать внимание детей в течение 20 минут.