2 класс
УМК любой
Развитие речи.
Изложение. 2 класс
Автор-составитель: Печенкина Светлана Владимировна,
учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 44»
Миасский городской округ
2014г.
Для учителя
Уважаемые учителя, предлагаю вашему вниманию
материал для развития речи обучающихся во 2
классе (Н.Н.Максимук «Сборник текстов для
изложений», Москва, «ВАКО», 2006).
Для удобства использования указываю место в
соответствии с порядком изучения программных тем
по русскому языку.
При отборе текста автор сборника учитывала их
воспитательную направленность и познавательную
ценность.
Понятие об изложении учащиеся получают во 2
классе и на протяжении учебного года упражняются
в письменном пересказе текста по вопросам учителя.
Первый вариант используется в классе, где
большинство составляют дети со слабым речевым
развитием. Поработав над содержанием текста,
учитель предлагает детям план в виде небольших
подробных вопросов, требующих ответа 1-2 слов,
которые помещены рядом с вопросом. В вопросе
выделено слово, с которого необходимо начинать
ответ на вопрос.
Второй вариант работы предполагает запись на
доске вопросов без опорных слов для ответов на них.
Третий вариант может быть использован в классах с
хорошей речевой подготовкой учащихся. Здесь
даётся не подробный вопросник, а вопросный план, в
который могут входить вопросы, предлагаемые для
беседы по содержанию, и ответы на которые будут
состоять не из одного, а из двух-трёх предложений.
Место в учебном плане
• Речь. Текст
• Звуки и буквы алфавита
• Звуки и буквы и и й
• Сочетания чк,чн
• Слог. Перенос слов
• Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение их на письме буквами. Мягкий знак – показатель
мягкости согласного звука
• Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами
• Шипящие согласные
• Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах
• Разделительный мягкий знак
• Двойные согласные в словах
• Слово
• Слова, которые обозначают предметы
• Большая буква в словах
• Слова, которые обозначают действия предметов
• Слова, которые обозначают признаки предметов
• Предлоги
• Однокоренные слова
• Правописание безударных гласных в корне слова
• Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
• Предложение
• Текст
• Повторение
Демонстрацию презентации начинать с 5 слайда
Сел на плетень –
Кличет день.
День у ворот –
Зашагал в огород.
Предположите, о чём говорится в рассказе.
Изложение
Хвастун
Прочитай:
Хвастун
Ранним утром взлетел петух на забор. Уце-
пился лапками за столб и начал хвастать. Он са-
мый умный. Он самый храбрый.
Тут случайно во двор забежал рыжий пёс
Барбос. Петух от страха свалился с забора.
Развеселилась вся птичья семья.
Засмеялись
куры. Захихикали цыплята. Захохотали
гуси. Вот хвастун!
Ответь на вопросы:
Хвастун
Ранним утром взлетел петух на забор. Уце-
пился лапками за столб и начал хвастать. Он са-
мый умный. Он самый храбрый.
Тут случайно во двор забежал рыжий пёс
Барбос. Петух от страха свалился с забора.
Развеселилась вся птичья семья.
Засмеялись
куры. Захихикали цыплята. Захохотали
гуси. Вот хвастун!
?Как вёл себя петух сначала?
Что случилось с петухом, когда он
Как отреагировала птичья семья
Объясните, почему рассказ
Почему смеялись птицы?
увидел Барбоса?
называется «Хвастун».
на поведение петуха?
?
Перечитай первую часть, перескажи её:
Хвастун
Ранним утром взлетел петух на забор. Уце-
пился лапками за столб и начал хвастать. Он са-
мый умный. Он самый храбрый.
Перечитай вторую часть, перескажи её:
Хвастун
Ранним утром взлетел петух на забор. Уце-
пился лапками за столб и начал хвастать. Он са-
мый умный. Он самый храбрый.
Тут случайно во двор забежал рыжий пёс
Барбос. Петух от страха свалился с забора.
Назовите слова, с помощью которых описывается птичье веселье. Проговорите
их по слогам так, как надо писать:
Перечитай третью часть, перескажи её:
Хвастун
Ранним утром взлетел петух на забор. Уце-
пился лапками за столб и начал хвастать. Он са-
мый умный. Он самый храбрый.
Тут случайно во двор забежал рыжий пёс
Барбос. Петух от страха свалился с забора.
Развеселилась вся птичья семья.
Засмеялись
куры. Захихикали цыплята. Захохотали
гуси. Вот хвастун!
Объясните написание опасных мест:
Хвастун
Ранним утром взлетел петух на забор. Уце-
пился лапками за столб и начал хвастать. Он са-
мый умный. Он самый храбрый.
Тут случайно во двор забежал рыжий пёс
Барбос. Петух от страха свалился с забора.
Развеселилась вся птичья семья.
Засмеялись
куры. Захихикали цыплята. Захохотали
гуси. Вот хвастун!
Словарно-орфографическая подготовка. Проверьте написание безударных гласных
е
разв . селиласьвесело
развес . лиласьвеселье
е
взл . телвзлёт
е
уц . пилсяцепко
а
нач . лначало
е
заб . жал бег
а
св . лилсявалится
е
с . мьясемьи
е
е
о
о
а
засм . ялисьсмех
зах . хоталихохот
захох . талихохочет
хв . стунхвастает
Словарно-орфографическая подготовка. Проверьте написание парных согласных
б
п
стол .столбы
ла . камилапы
пё . псыс
Барбо .с Барбосом
с
Словарно-орфографическая подготовка. Запомните, как пишутся слова:
петух
развеселились
забор
захихикали
случайно
захохотали
Прочитай текст ещё раз. Расскажи:
Хвастун
Ранним утром взлетел петух на забор. Уце-
пился лапками за столб и начал хвастать. Он са-
мый умный. Он самый храбрый.
Тут случайно во двор забежал рыжий пёс
Барбос. Петух от страха свалился с забора.
Развеселилась вся птичья семья.
Засмеялись
куры. Захихикали цыплята. Захохотали
гуси. Вот хвастун!
Ответь на вопросы:
Напиши изложение по вопросам:
Куда взлетел петух ранним утром?
на забор
Что он стал делать?
самый
Как он называл себя?
умный, самый храбрый
уцепился за столб и начал
хвастать
рыжий пёс Барбос
Кто случайно забежал во двор?
Что сделал петух от страха?
Что сделала птичья семья?
Как веселились птицы?
Что они думали про петуха?хвастун
развеселилась
засмеялись, захихикали,
захохотали
свалился с забора
Источники:
http://img0.liveinternet.ru/images/at
tach/c/10/112/239/112239064_.png
петух на плетне
https://encrypted-tbn1.gstatic.co
m/images?q=tbn:ANd9GcSk6RmkDJkvgN
vNtYJwuAs6I8uGTfMWLu2UvKa1o9GYG05
BgFs-eh6AKQ
собака