Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)
Оценка 5

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Оценка 5
Лекции
docx
технология
5 кл—9 кл
02.03.2018
Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)
В статье говорится о том, насколько важно ученикам на уроках технологии владеть речью, уметь выражать свои мысли, последовательно излагать материал, уметь комментировать свои действия, анализировать результаты своей деятельности и деятельность других участников процесса. Как работать учителю в этом направлении? В статье много полезных рекомендаций из собственного опыта работы.
Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела.docx
Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы) Упорова Людмила Викторовна, учитель технологии (швейное дело)                            КГОБУ Краснореченская  КШИ Я работаю в школе VIII вида 1984 года. Я сразу поняла, что имею дело с детьми с особыми  образовательными потребностями. Так хотелось, чтобы дети умели запоминать быстро,  воспроизводить мысль связно, отвечать полно, развернуто и т. д. Мы, учителя, все умеем  грамотно и красиво преподнести материал, рассказываем детям в доступной форме о  достаточно сложных для них вещах, применяя различные методы и приемы, формы работы. Хочется отдачи, хочется взаимодействия, живого общения с учениками. На этом этапе  понимаешь, что всё не так просто. Речь­это средство человеческого общения.       Речь  наших детей оказалась ущербной по всем показателям: очень скудный словарный запас,  связная речь вообще неразвита. Дети отвечают односложно, грамматически неправильно  строят предложения, а то вообще молчат, не зная как выразить мысль.     Речь ­ это  показатель интеллектуального уровня человека, по которому сразу определяешь,  насколько он развит и какой у него уровень образования. Казалось бы, зачем на уроках  швейного   дела нужно уделять речи такое внимание. Пусть дети осваивают практические  навыки и этого достаточно, но нельзя забывать о том, что мы готовим детей к жизни в  социуме, к самостоятельной жизни, общению с другими людьми на производстве, где они  будут востребованы как рабочие. А как разговаривают наши ученики? Лексика, в  основном, разговорная, да еще с употреблением ненормативных выражений. Письменные  ответы детей не поддаются никакой критике, порой даже разобраться сложно, что написал  твой ученик.  Многие ученые считают, письменная речь детям с нарушением интеллекта  недоступна. Кроме того, очень многие дети имеют дефекты произношения. Определенную  роль играет и социальная среда, в которой вращаются дети. Отсюда ­ сниженная лексика, а  нередко и нецензурные выражения. Для нашей школы формирование у учащихся навыков  связной речи ­ одна из важнейших задач для всех учителей – предметников.                            Дело в том, что в связи с повышением темпа и качества производительного труда и с  сокращением несложных видов работ, доступных для большей части наших выпускников,   с переходом на новые способы хозяйствования создаются определенные трудности в  социальной адаптации выпускников. Если наши выпускники сумеют устроиться на какое –  либо производство, а такие случаи часты, то они должны понимать профессиональный  язык, уметь общаться с людьми на этом языке, так как это является современной  необходимостью. Появилось очень много терминов, технических понятий, в обиход вошло  очень много иностранных слов, которые мы употребляем в речи. Если мы не будем это  учитывать в своей работе, то наши выпускники будут не конкурентно – способны на рынке  труда. Мы знаем, что дети такого типа развития очень медленно овладевают технической  терминологией и редко используют её в речи после окончания школы, поэтому наша  целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать не только  расширению словарного запаса, но и развитию их памяти, мышления,                 повысит   мотивацию  к предмету, сделает  речь более содержательной. На любом производстве  одним из требований является коммуникабельность, умение работать как по словесной,   так и по письменной инструкции. Например, согласно инструкции приготовить раствор для санации помещений или изготовить изделие по технологической карте. Для этого надо  знать и понимать профессиональный язык. Эта тема не нова, её изучали такие выдающиеся  исследователи в этой области, как Г.М.Дульнев, Л.С. Выгодский и многие другие. Нам,  педагогам, на курсах повышения квалификации даются специально  разработанные  рекомендации по формированию мыслительно ­ речевой деятельности наших учащихся,  указываются пути поиска решения проблем, связанных с развитием речи.                                Речь связана с мышлением, чем больше ребенок овладевает искусством выражать свою  мысль осознанно, тем быстрее он адаптируется и учится понимать речь окружающих его людей.  Я преподаю  предмет «швейное дело» 33 года и могу с уверенностью сказать, что  если не обращать внимания на проблему развития речи, не учить детей говорить, не учить  выстраивать логически верные ответы, не учить анализировать свою работу и т. д., то мы  выпустим из стен школы людей, умеющих лишь механически выполнять заученные  операции и не умеющих сориентироваться в задании по словесной инструкции, не умеющих аргументировать и доказывать тот или иной подход к работе, не умеющих нормально  общаться просто из за неумения это делать.                                                  Состав учеников в классе разный по степени нарушения  интеллекта, поэтому подход здесь к этой проблеме  индивидуальный. Учитель должен обладать большим терпением и не ожидать быстрых  результатов, чтобы какой­либо термин запомнился ребенку и он понимал его значение,  требуется повторить данный термин в различных вариациях не менее 15 раз! Детям очень  трудно на наших уроках запоминать специальную терминологию, поэтому так односложно  они отвечают, боятся сказать что ­ то невпопад, буквально по слову выдавливаешь ответ.  Учитель начинает предложение, ученик кое­как его заканчивает. Какие только интересные  приемы не применяешь, а дети отвечают малоосмысленно. А как трудно детям  трансформировать слова из существительных в глагол, в прилагательное и я давно пришла  к выводу, что не надо надеяться, что говорить  наших детей должны учить словесники на  своих уроках, а мы сами, учителя технологии, должны развивать речь своих учеников с  учетом специфики своего предмета.                  Что представляет собой наш учебник?  Теории самый минимум – это понятно, что учитываются умственные возможности детей,  но это не означает, что этот материал не нужно читать, самостоятельно изучать и работать  с ним, запоминая новые слова, изучая рисунки, схемы и пояснения к ним. Дети не любят  работать с учебником, поэтому учитель должен как артист на сцене так вовлечь детей  своим рассказом, подходом к изучению материала, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь  его процессом познания. Здесь нам помогает годами накопленный дидактический  материал: опорные таблицы, карточки­задания, красочный раздаточный материал,  специально разработанные для речевого развития деловые игры, схемы анализа образца  изделия, отчета о проделанной работе. Раньше я все это писала и рисовала сама, каждую  карточку для конкретного ребенка. Было изготовлено десятки перфокарт по разным  темам. Сейчас, с применением интерактивной доски и компьютера стало проще и быстрее  это делать. Итак, как мы работаем над новой темой. Обязательно создаю мотивацию к  теме, используя различные приёмы, они есть у каждого учителя свои. Активизирую  внимание, обычно с помощью интерактивной доски, используя кроссворд, ребус или  инструмент «шторка» .Открываем учебник на нужной странице, ищем тему, например,  «Салфетка» 5 класс. Текст небольшой из  70 слов. Читаем и сразу выделяем самое главное, зачем нам нужна салфетка. Дети хорошо знают это, потому что пользуются ими в быту.  Далее сложнее, так как речь пойдет о тканях, форме и отделке салфеток. Не все дети  могут назвать форму правильно, путают овал с кругом,  квадрат с прямоугольником.  Вспоминаем определения – интеграция с математикой. Тут же словарная работа,  обязательная на каждом уроке. Эти слова обязательно должны быть написаны на доске, в  них должно быть поставлено ударение, прочитаны вслух. И самое главное ­ в процессе  урока их надо заставлять использовать. И на следующих уроках к этому слову надо  обращаться. Тогда только, возможно, ребенок его будет употреблять в своей речи. Этот  процесс очень сложный. Прежде всего, надо требовать от детей полных ответов на  вопросы. Учить правильно строить предложения. Не пропускать мимо ушей нелепые  фразы, работать над формированием связного высказывания. Пусть это будет несколько  предложений, но они должны быть правильно построенными, а само высказывание  логически верным. Вы знаете, насколько велика роль подражания в обучении умственно  отсталого школьника. Речь педагогов должна быть образцом для подражания. Дети  никогда не научатся говорить, если не будет создана речевая ситуация. Учителю так и хочется перебить, сказать самому, но это не выход, иначе мы не преодолеем речевую  пассивность детей. Обычно, если встречается новое для детей слово, я стараюсь для  большего понимания его смысла найти синоним, чтобы ученики могли устанавливать  смысловые связи в предложении. Мы знаем, что запоминание трудный процесс.                      Он опирается на слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную информацию и чем  больше средств мы задействуем, тем успешнее пойдет запоминание. При изучении волокон  (а их очень много)  мы постепенно вводим их изучение – иначе в головах наших учеников  получается «каша». Изучая волокно «хлопок» сначала задействую зрительные анализаторы  (презентация с красочными полями хлопчатника),  комментирую текст в виде беседы: что  вам напоминает волокно хлопка в коробочках, встречали вы его в быту или нет (тут дети  вспоминают про вату), даю попробовать на ощупь – тактильная информация, поджигаю  кусочек  волокна и дети чувствуют запах горелой бумаги – обонятельная информация.  Затем я резко и громко хлопаю в ладоши и спрашиваю детей, что они услышали. Дети  отвечают: « Мы слышали хлопок». Я говорю ученикам, что если вдруг завтра на уроке они  забудут название волокна, то пусть вспомнят, как я хлопнула в ладоши. Только ударение  пусть поставят на первом слоге. Следующий этап работы – мы начинаем скручивать  кусочки ваты в ниточку и получаем толстую нить, которую называют пряжей. Тут же слайд на доске с пряхой за прялкой и современное прядильное производство. Ставлю перед  детьми проблему, можем ли мы использовать пряжу при шитье  на швейной машине? Мои  ученицы дают отрицательный ответ и сами делают вывод, что пряжу надо скрутить   потоньше, чтобы она стала ниткой. «А что делают из ниток? – спрашиваю я. Ученики уже  знают, что из ниток делают ткань, плетут пояса и браслеты, делают разные поделки и  вышивают ими картины. Из ниток делают кружево и ленты, тесьму и шнур, а также многие  другие изделия для рукоделия. Все наши девочки посещают творческие мастерские, учатся рукоделию, поэтому многие предметы им уже знакомы. Моя цель научить детей рассказать о процессе получения ткани из волокна «хлопка». Я долго подвожу их к этому, хочу,  чтобы они сами поняли весь процесс по тем действиям, которые сами же выполняли на  уроке. В итоге мы на интерактивной доске пишем слова,  под каждым словом картинка и  получается такая цепочка: ВОЛОКНО ** ПРЯЖА**НИТКИ**ТКАНЬ** ИЗДЕЛИЯ Это опорная схема довольно простая, но при её помощи я провожу  большой объём работы, используя разные приемы: меняю слова местами, а ученики доказывают мне, что при ином  раскладе процесс ткани не получится.  Проводим сравнительный анализ материалов на  прочность, толщину, длину и делаем вывод, что « волокно хлопка состоит из коротких и  тонких отдельных волокон». Вот и первое связное предложение, выстраданное целым  рядом практических и умственных операций. «Пряжу получают из волокна, она толстая и  рыхлая». Таким было второе предложение, которое построили дети. « Нитки делают из  пряжи, их хорошо скручивают, чтобы мы могли ими шить на швейной машине». Мы  внимательно через лупу рассматриваем кусочек ткани и видим, что нитки, из которых она  сделана, плотно переплетены между собой. Мы знакомимся с термином «переплетение»,  это слово будет встречаться ещё часто и оно детям тоже знакомо. Ученицы приходят к  выводу, что «ткань получается из ниток, переплетенных между собой. Я говорю детям, что  гораздо грамотнее говорить, что ткань получается в результате переплетения долевых и  поперечных нитей (мы изучили этот материал ранее). Вот так урок за уроком мы постоянно повторяем этот материал, присоединяя к нему все новые и новые знания. Очень любят дети проводить словарную работу на интерактивной доске (упражнение «анаграмма») Наша  задача расширять словарный запас детей, чтобы они могли рассказать о проделанной  работе, проанализировать образец изделия, а для этого надо их научить строить предложения – фразы. Это еще одна задача по развитию связной речи. Мы обычно  используем шаблоны, чтобы ребенку было легче начать отвечать. При изучении разных тем  и шаблоны разные.  Я на уроках заставляю детей говорить, даже когда они заняты  выполнением работы и требую полных ответов. Заключительный этап в системе по  развитию речи – установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью  учащихся.                                                                       Как правило, такая взаимосвязь у  наших детей нарушена. Сама по себе трудовая деятельность не улучшает речевое развитие  учащихся, вот потому важна специальная предварительная подготовка учащихся  (например, проговаривания последовательности выполнения операции). Влияние  предварительной речевой обработки трудового задания сказывается на каждом этапе  выполнения. Вначале выполнение это поможет лучше осознать предстоящее задание. В  ходе выполнения задания использование речи повышает уровень самостоятельности.  Например, дети выполняют вышивку на салфетке. Хожу между рядами, смотрю и вдруг  прошу каждую сказать, какую операцию она выполняет, и чтобы предложение было  полным, эмоционально окрашенным. В итоге (не у всех, правда) получаются такие  предложения: « Я вышиваю лапки у утенка стебельчатым швом красными нитками». «Я  вышиваю корзинку с цветами и потом подарю эту  салфетку сестре». Далее ученица очень  много может говорить о своей сестре и т. д. Слушаю и тактично прерываю, иначе когда же  мы будем вышивать, если начнём так отвлекаться на посторонние темы. Я на своих уроках  чувствую себя актрисой, причем в разных ролях приходится побывать, так как контингент   очень непростой, с трудным детством и отсутствием простейших практических навыков.  Есть дети, которые узелок на нитке около месяца учатся завязывать. Надо быть  терпеливой, у меня есть дети – помощники, которым нравятся поручения такого плана.  Они чувствуют ответственность, им нравится учить более слабых. Вместе учатся строить  предложения по шаблону, потом сравниваем, исправляем ошибки, что ­ то добавляем, если  нужно.                                                                                    С целью выяснения причин  недостаточного развития связной речи я проводила с детьми как групповые, так и  индивидуальные беседы. На вопрос о трудности запоминания слов дети отвечали по­ разному: одним неинтересно, другие считали, что они хотят шить, зачем что­то учить и  рассказывать. Ученикам нравится выполнять творческие работы, задача учителя убедить  ученика, что без теоретических знаний они не научатся правильно эти работы выполнять.  Дети боятся отвечать, потому что многие в силу своей невнимательности не успевают  продумать ответ на вопрос; знают ответ, но не могут его сформулировать, некоторые не  понимают вопроса. Детям очень нравится, когда уроки проходят в игровой форме, тогда на вопросы легче отвечать. Иногда я даю детям возможность отвечать письменно, тогда они в  спокойной обстановке обдумывают ответ, им легче сориентироваться. Опять же не все  могут выполнять такие задания, поэтому дифференцированный и индивидуальный  подход  присутствует на каждом уроке. Я провожу с детьми различные конкурсы с использований   мультимедийных  средств, расширяю методы словарной работы, провожу деловые игры,  мастер­классы по рукоделию, олимпиады, экскурсии   с целью повышения интереса  к  усвоению теоретических знаний по предмету. Учитель должен знать индивидуальные  особенности каждого  своего ученика и уметь определить методы и приемы, направленные  на успешное формирование их связной речи.                                                                Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:                                1.Создание на уроке положительной эмоциональной атмосферы, ситуации успешности в  учебной деятельности.                                                                                                 2.Формирование положительного отношения к учебному процессу на уроках технологии. 3.Развитие познавательных интересов к процессу и содержанию учебной деятельности на  уроках.                                                                                                                                   4.Расширение межпредметных связей уроков технологии с уроками русского языка,  развития речи, математики и естествознания. На своих уроках я применяю много дополнительного материала, помогающего более полно раскрыть тему. Провожу тематические беседы из истории привычных вещей о ножницах,  пуговицах, утюге, швейных машинах, аксессуарах и о многом другом, что расширяет  кругозор и повышает интерес к предмету.                                                       Применив  определенные методики и педагогические приемы можно значительно повлиять на  положительную динамику развития устной речи учащихся с нарушением интеллекта. Я  считаю, что с такой важной задачей может справиться только тот учитель, который  сочетает в своей работе научный и творческий подход. У меня есть определенные  результаты и положительная динамика. Из опыта работы сделала вывод, что дети на наших  уроках должны говорить как можно больше. Включайте в беседу задания творческого  характера: сравни, объясни, докажи. Вопросы надо так ставить, чтобы дети на них отвечали полным ответом. Стараться добиваться создания единой согласованной системы «речь –  действие – речь». Важно, чтобы попытки речевой активности детей не перебивались  высказываниями учителя типа «неверно, кто скажет правильно». Эти реплики снижают и  без того слабую мотивацию учащихся. Детям необходимо создавать речевую ситуацию. Все мы можем красиво говорить, и нередко на уроке показываем это умение, но ведь ценность  урока не в речи учителя, а в том, насколько умело он вовлек в этот процесс детей.  Трудовое обучение имеет четкую практическую направленность. Но научить ребенка  говорить ­ это та же важно, как и овладеть профессиональными навыками.                              Основное условие развития речи – обучение.  С него начинается урок. «Чем мы занимались на прошлом уроке?», «Какое изделие шили?», «На какой операции остановились?» Эти и  другие вопросы включают девочек в разговорный процесс. Опрос – это тот момент урока,  когда мы наиболее объемно можем вовлечь детей в разговор. Часто бывает, что дети,  слабые в практической деятельности, хорошо разбираются в теории. Вопросы, которые я  предлагаю детям, различны. Во­первых, вопросы активизирующие память: назвать,  перечислить, повторить. Во­вторых, вопросы, активизирующие мышление: сравнить, найти  способ обработки. Учащиеся должны уметь рассказать последовательность выполнения  работы по пошиву изделия, уметь работать с технологической картой. Технологические  карты на уроках присутствуют всегда. Они помогают при обучении планировать свою  работу, более полно, четко, правильно рассказать о проделанной работе, что положительно  влияет на их речевое развитие.  Сама по себе трудовая деятельность не улучшает речевое  развитие учащихся, вот потому важна специальная предварительная подготовка учащихся  (например, проговаривания последовательности выполнения операции). Влияние  предварительной речевой обработки трудового задания сказывается на каждом этапе  выполнения. Вначале выполнение это поможет лучше осознать предстоящее задание. В  ходе выполнения задания использование речи повышает уровень самостоятельности.  Средства стимуляции речевой деятельности могут быть различны:                                            побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе;                                     обсуждение образца изделия;                                                                                    взаимопроверка и взаимные инструкции;                                                                  обсуждение готовой работы;                                                                                                    регулярный  опрос.                                                                                                                        Когда дети  учатся  уже в 8­9 кл., то уже видишь результаты своего труда:              учащиеся старших  классов самостоятельно справляются с составлением плана пошива изделий, возрастает уровень ориентировки и самостоятельности, повышается качество работы. Когда дети  сдают экзамены, то ответы их осознанные, развернутые, с приведением примеров из жизни.  Ученицы хорошо справляются с практической работой и могут дать полный анализ  выполненной работы. Ученик может вступать в диалог, становится более уверенным в  своих действиях и высказываниях, т.е. его коммуникативные способности позволяют ему  после окончания школы работать в коллективе и соответствовать определенным правилам,  предъявляемым к работнику работодателем.

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)

Развитие связной речи учащихся коррекционной школы на уроках швейного дела. ( из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018