«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС »

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС »

Медиа
Научно-исследовательская работа +1
docx
Технология
5 кл—9 кл
01.12.2019
Доклад на методическое объединение учителейтехнологии. раскрывает применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии в 5-9классах.
формирование культуры здоровья.docx

Учитель технологии  МБОУ «ООШ с.Большой Содом Базарно -

Карабулакского  муниципального  района Саратовской области»

Хрипунова Ольга Васильевна

 

«ФОРМИРОВАНИЕ  КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В  УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС »  

 

         Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. По мнению специалистов медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Почему  так  происходит? Видимо, всё дело в том, что  мы,  взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое  важное – это  хорошо  учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью. Если он не умеет бороться с недугом?  Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».  К вредным привычкам  учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность  и  многое другое.

         Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе  вышеперечисленных   проблем  лежит  отсутствие привычки  у ребёнка  к тому, чтобы  быть  здоровым  духовно  и  физически.

         По результатам  исследований   российских психологов, в среднем ученик,  который  учится стабильно на «4» и «5»,  проводит не менее 3 часов за письменным столом. А ведь нужно ещё добавить к этому  чудо современной техники  - компьютер, за которым ребёнок проводит  ещё  дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми. Малоподвижный образ жизни становится  нормой  существования  взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает  и  телевидение.  Итоги мониторинга, проведённого  мной  среди учащихся и родителей  нашей школы,  подтверждают данное утверждение.

В опросе приняло участие  42 ученика МБОУ «ООШ с.Б.Содом» (100%) из них 25 девочек и 17 мальчиков (диаграмма 1). 

    

 

 

                                                                                                   Диаграмма 1

 

И 38 родителей (что составляет 100%)  из них 17% мужчин  и 83 % женщин

(диаграмма 2). 

                                                                                              Диаграмма  2

                                                      Родители


Большинство респондентов, принявших участие в мониторинге (82 % ), из полных семей (диаграмма 3).

 

Диаграмма 3

Состав семей – участников мониторинга

 

 

На вопрос  «Чем предпочитает   заниматься  в свободное время  ваш ребёнок, а чем вы сами?»  я получила следующие результаты:

 

 

Ребенок

Вы сами

Читать

Смотреть телевизор (видео)

Слушать музыку

Гулять с друзьями

Заниматься спортом (посещать секции)

Играть в компьютерные игры

Посещать школьные кружки

Что-нибудь мастерить (шить, вязать, конструировать)

Коллекционировать

Ходить в поход с классом

0

5

4

6

4

18

1

4

0

0

5

24

1

0

0

6

0

2

0

0

 

         Все  вышеперечисленные   причины приводят к тому, что ребёнок, который ведёт такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это  проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания  учебного материала, проблемы  с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.

Проблема  формирования  культуры здоровья  является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения современной школы в условиях внедрения ФГОС.  

         Здоровье  детей  и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему  так важно учить ребёнка сохранять  своё  здоровье  и  заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья   формам поведения  и гармоничному   сосуществованию с самим собою  и окружающим миром.  Воспитание ценностных  ориентаций на здоровье,  формирование культуры  здорового образа   жизни  обучающихся осуществляется  через  школьные предметы, внеклассную работу, классные часы, кружки, агитбригады и т.д. Учащиеся знакомятся  с гигиеническими правилами по уходу за кожей лица, рук, ног, волосами, губами, с болезнями, связанными  с нарушением правил гигиены. Большое внимание уделяется режиму учёбы, отдыха, сна, подготовке к экзаменам, профилактике вредных привычек. Обучаются методам снятия стресса  и утомления.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы….». Эти  слова  принадлежат  замечательному    русскому  педагогу В.А. Сухомлинскому.

В формировании  культуры  здоровья  детей  обязательно  должны быть задействованы не  только ученики, но и их родители  и учителя.

Необходимо обращать внимание на гигиенические условия в классах (кабинетах): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса.

Здоровьесберегающие  технологии  на уроках в условиях внедрения ФГОС - задача особой важности.  Для того чтобы  помочь ребёнку сохранить  его физическое  и психическое здоровье, не нужно  организовывать  ничего  совершенно невероятного. Учащимся необходимы  двигательные  минутки  на  уроке,  которые  позволят  им  размять  своё  тело, передохнуть  и расслабиться, прислушаться к себе и принести  своему  организму  пользу.  Систематическое  использование  оздоровительных минуток приводит к улучшению  психоэмоционального   состояния учащихся,  к  изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию  взрослыми необходимости  сохранения   здоровья ученика не на словах, а на деле.

     Главная  цель игровой двигательной переменки – дать  возможность  каждому ребёнку  побыть в движении,  почувствовать  своё тело, показать ему  значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть  многообразие  окружающего  мира  и  себя в этом мире.

На своих занятиях  провожу физкультминутки, которые являются обязательной составной части урока (по 1-2 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), введена система разминок для глаз. Для этого используются схемы зрительных траекторий, расположенные на экране. Упражнения сочетают  в себе движение глазами, головой и туловищем. Такие упражнения хороши, когда ученикам так необходима физическая разминка, разрядка, резкая смена деятельности.

Для  проведения  оздоровительных минуток   использую  различные предметы и подручные средства, которые позволяют   сделать оздоровительные  минутки  интересными  и разнообразными. К таким предметам  можно отнести ластик, книгу, карандаш, газету и т.д.

Упражнения для разминок  делаю сюжетными, даю им название. Это способствует   интересу учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность    и  интерес  к  окружающей жизни  (Приложение 1).                          

       Помимо  развития  физической  активности  детей,  данные  игровые двигательные  упражнения способствуют  сохранению психического  здоровья  детей. Двигательные  разминки  дают  возможность  «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные  эмоции, переключиться,  а затем с новыми  душевными силами   взяться       за трудное   дело  учения.
              Культура  здоровья  учащихся  в
условиях внедрения ФГОС в большей степени  формируется  и на уроках технологии.  При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных   гигиенических требований.

         В ходе изучения тем «Цветы в доме и приусадебном хозяйстве» и тем из раздела «Растениеводство» учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей.

          Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость.
     При изучении тем из раздела «
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.   Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
    Уроки технологии  дают возможность переключения учащихся с умственной  деятельности  на  физическую, более  эмоциональную.

Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов.
    Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние  и  вид учеников, выходящих с урока.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.-М.: Вако, 2004. - 152 с. - (Мастерская учителя)

2.     Нестерова Л.В.  Реализация  здоровьесберегающих технологий  в сельской школе// «Начальная школа», 2005. - №11. С.78

3.     Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе //Практика  административной работы в школе.

4.     Севрук А.И.  Здоровьесберегающий урок \ А.И. Севрук, Е.А. Юнина\\ Школьные технологии.- 2004.- №2.- С.200-207.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Приложение 1

Игровые  двигательные  упражнения с ластиком.

Эти  двигательные упражнения  можно проводить как на уроке во время разминки, так и после уроков, используя их в различных видах внеклассной работы.

Цель упражнений:

Стимулирование  двигательной активности учащихся во время   учебных действий. Развитие интереса к собственной  двигательной   активности.

Психологическое назначение упражнений:

Осознание необходимости  двигательной активности в жизни человека. Развитие памяти, внимания и внимательности, умения преодолевать трудности.

Препятствие.

У учащихся на парте лежит  ластик. Они должны удержать его в равновесии на различных частях тела:

- на  запястьях;

- на голове;

- на кончиках пальцев рук:

- на локтях.

Ловкачи

Участники упражнения используют ластик для того, чтобы перебрасывать его друг другу:

- сидя;

- стоя;

- при  ходьбе;

-держа руки над головой;

-передавать ластик, заложив руки за спину

Игровые  двигательные упражнения с карандашом.

Игровые двигательные упражнения с карандашом полезно использовать как во время учебных занятий, так и во время разминок ( напомнив о ТБ).

Цель упражнений:

Развитие интереса к выполнению упражнений, формирование двигательной культуры участников игр.

Психологическое  назначение  упражнений:

Развитие любознательности, внимания, ловкости, умения общаться и выполнять совместные действия в группе, в паре.

Воображение.

Участники игры держат карандаш на весу на ладони, на одном пальце, на двух пальцах. Сидя за столом, они учатся удерживать карандаш на голове; пробуют удерживать карандаш между двумя разными пальцами и писать в воздухе буквы, цифры и слова.

Игры на сноровку.

Участники игры должны:

- удерживать карандаш большим и указательным пальцами (левой и правой рукой), передавать его дальше между указательным и средним, средним  и безымянным, безымянным  пальцами и мизинцем;

- крутить карандаш двумя указательными,

- средним  и безымянным пальцами.

Хватательный рефлекс.

Участники игры должны:

-ставить карандаш вертикально на стол, опускать его и ловить другой рукой, при этом рука лежит неподвижно  до тех пор,  пока на неё не упадёт карандаш;

-перебрасывать карандаш из правой руки в левую,  при   этом  постепенно увеличивать расстояние между руками.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)