Учитель технологии МБОУ «ООШ с.Большой Содом Базарно -
Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Хрипунова Ольга Васильевна
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС »
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. По мнению специалистов медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью. Если он не умеет бороться с недугом? Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.
Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
По результатам исследований российских психологов, в среднем ученик, который учится стабильно на «4» и «5», проводит не менее 3 часов за письменным столом. А ведь нужно ещё добавить к этому чудо современной техники - компьютер, за которым ребёнок проводит ещё дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает и телевидение. Итоги мониторинга, проведённого мной среди учащихся и родителей нашей школы, подтверждают данное утверждение.
В опросе приняло участие 42 ученика МБОУ «ООШ с.Б.Содом» (100%) из них 25 девочек и 17 мальчиков (диаграмма 1).
Диаграмма 1
И 38 родителей (что составляет 100%) из них 17% мужчин и 83 % женщин
(диаграмма 2).
Диаграмма 2
Родители
Большинство респондентов, принявших участие в мониторинге (82 % ), из полных семей (диаграмма 3).
Диаграмма 3
Состав семей – участников мониторинга
На вопрос «Чем предпочитает заниматься в свободное время ваш ребёнок, а чем вы сами?» я получила следующие результаты:
|
Ребенок |
Вы сами |
Читать Смотреть телевизор (видео) Слушать музыку Гулять с друзьями Заниматься спортом (посещать секции) Играть в компьютерные игры Посещать школьные кружки Что-нибудь мастерить (шить, вязать, конструировать) Коллекционировать Ходить в поход с классом |
0 5 4 6 4 18 1 4 0 0 |
5 24 1 0 0 6 0 2 0 0 |
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребёнок, который ведёт такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.
Проблема формирования культуры здоровья является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения современной школы в условиях внедрения ФГОС.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребёнка сохранять своё здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собою и окружающим миром. Воспитание ценностных ориентаций на здоровье, формирование культуры здорового образа жизни обучающихся осуществляется через школьные предметы, внеклассную работу, классные часы, кружки, агитбригады и т.д. Учащиеся знакомятся с гигиеническими правилами по уходу за кожей лица, рук, ног, волосами, губами, с болезнями, связанными с нарушением правил гигиены. Большое внимание уделяется режиму учёбы, отдыха, сна, подготовке к экзаменам, профилактике вредных привычек. Обучаются методам снятия стресса и утомления.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы….». Эти слова принадлежат замечательному русскому педагогу В.А. Сухомлинскому.
В формировании культуры здоровья детей обязательно должны быть задействованы не только ученики, но и их родители и учителя.
Необходимо обращать внимание на гигиенические условия в классах (кабинетах): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях внедрения ФГОС - задача особой важности. Для того чтобы помочь ребёнку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.
Главная цель игровой двигательной переменки – дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.
На своих занятиях провожу физкультминутки, которые являются обязательной составной части урока (по 1-2 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), введена система разминок для глаз. Для этого используются схемы зрительных траекторий, расположенные на экране. Упражнения сочетают в себе движение глазами, головой и туловищем. Такие упражнения хороши, когда ученикам так необходима физическая разминка, разрядка, резкая смена деятельности.
Для проведения оздоровительных минуток использую различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книгу, карандаш, газету и т.д.
Упражнения для разминок делаю сюжетными, даю им название. Это способствует интересу учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность и интерес к окружающей жизни (Приложение 1).
Помимо развития физической активности детей, данные игровые двигательные
упражнения способствуют сохранению психического здоровья детей.
Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять
с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться
за трудное дело учения.
Культура здоровья учащихся в условиях внедрения
ФГОС в большей
степени формируется и на уроках технологии. При
изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов,
их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с
пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и
сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований
к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с
пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема
пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
В ходе изучения тем «Цветы в доме и приусадебном хозяйстве» и тем из раздела «Растениеводство» учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей.
Работая на пришкольном участке, учащиеся
получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом
воздухе. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых
основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь,
способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов
дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый
сон, повышает работоспособность и выносливость.
При изучении тем из раздела «Создание изделий из текстильных
и поделочных материалов» учащиеся знакомятся с натуральными,
искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их
свойствами, применением и влиянием на здоровье человека. Большое значение на
уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и
санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение
травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности
на физическую, более эмоциональную.
Заряд положительных эмоций,
полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие
школы на здоровье. Урок неполноценен, если на нем не было
эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток,
использования поговорок, афоризмов.
Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид
учеников, выходящих с урока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.-М.: Вако, 2004. - 152 с. - (Мастерская учителя)
2. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе// «Начальная школа», 2005. - №11. С.78
3. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе //Практика административной работы в школе.
4. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок \ А.И. Севрук, Е.А. Юнина\\ Школьные технологии.- 2004.- №2.- С.200-207.
Приложение 1
Игровые двигательные упражнения с ластиком.
Эти двигательные упражнения можно проводить как на уроке во время разминки, так и после уроков, используя их в различных видах внеклассной работы.
Цель упражнений:
Стимулирование двигательной активности учащихся во время учебных действий. Развитие интереса к собственной двигательной активности.
Психологическое назначение упражнений:
Осознание необходимости двигательной активности в жизни человека. Развитие памяти, внимания и внимательности, умения преодолевать трудности.
Препятствие.
У учащихся на парте лежит ластик. Они должны удержать его в равновесии на различных частях тела:
- на запястьях;
- на голове;
- на кончиках пальцев рук:
- на локтях.
Ловкачи
Участники упражнения используют ластик для того, чтобы перебрасывать его друг другу:
- сидя;
- стоя;
- при ходьбе;
-держа руки над головой;
-передавать ластик, заложив руки за спину
Игровые двигательные упражнения с карандашом.
Игровые двигательные упражнения с карандашом полезно использовать как во время учебных занятий, так и во время разминок ( напомнив о ТБ).
Цель упражнений:
Развитие интереса к выполнению упражнений, формирование двигательной культуры участников игр.
Психологическое назначение упражнений:
Развитие любознательности, внимания, ловкости, умения общаться и выполнять совместные действия в группе, в паре.
Воображение.
Участники игры держат карандаш на весу на ладони, на одном пальце, на двух пальцах. Сидя за столом, они учатся удерживать карандаш на голове; пробуют удерживать карандаш между двумя разными пальцами и писать в воздухе буквы, цифры и слова.
Игры на сноровку.
Участники игры должны:
- удерживать карандаш большим и указательным пальцами (левой и правой рукой), передавать его дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянным пальцами и мизинцем;
- крутить карандаш двумя указательными,
- средним и безымянным пальцами.
Хватательный рефлекс.
Участники игры должны:
-ставить карандаш вертикально на стол, опускать его и ловить другой рукой, при этом рука лежит неподвижно до тех пор, пока на неё не упадёт карандаш;
-перебрасывать карандаш из правой руки в левую, при этом постепенно увеличивать расстояние между руками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.