Развитие творческих способностей младших школьников
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей младших школьников

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
3 кл
25.11.2018
Развитие творческих способностей младших школьников
Участвуя в творческой деятельности, дети-инвалиды могут пройти путь от интереса, через приобретения конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что очень важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей – инвалидов, мы создаём условия для успешной адаптации в социуме.Одним из важных направлением в работе нашего объединения стало оформление выставок к праздничным датам, событиям, а так же после окончания изучения каждой темы.
развитие творч. способностией.doc
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУРС «УЧУСЬ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ» Коколо Н.А., заместитель директора по учебной работе ГУО "Гимназия № 4"  Формирование  и  развитие   способностей  детей  к  творчеству  – одна  из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро   стоит   перед   учителями   начальных   классов   гимназии   №4   г. Барановичи. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Для   развития   исследовательской,   творческой   познавательной деятельности  учителю  можно  и  нужно  искать  способы  создания  особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.   [2]  Поэтому в своей работе мы используем нетрадиционные приемы организации   учебно­воспитательного   процесса,   так   как   творчество   и нетрадиционный   подход   в   построении   школьного   обучения   тесно взаимосвязаны. Работать в этом направлении нам помогает   сотрудничество с 1999г.   с   общественным   объединением   «Белорусское   психоаналитическое общество»,   авторской   группой   «Референт»   (Н.Д.Алексеев,   А.С.Исаенко, Т.И.Кузей). Внедряя   в   педагогическую   практику   технологию   развития творческого  мышления детей и подростков «Учусь творчески мыслить», психологи Центра знакомят учителей со структурой творческого мышления и   способами   целенаправленного   развития   этой   высшей   из   человеческих способностей.  Этот курс разработан на базе известных   концепций структуры интеллекта Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли. В рамках этой модели впервые было выделено дивергентное мышление, являющееся основой творчества. Этот курс разбит на 5 частей, с учетом возрастных особенностей учащихся. Автором   методики   является   кандидат   психологических   наук,   доцент факультета   психологии   Санкт­Перербургского   государственного университета Ю.Б.Гатанов. Программа   состоит   из   заданий,   предназначенных   как   для   творческого   мышления   –   творческой развития   общих   свойств   продуктивности,   гибкости,   оригинальности,   способности   к   детальной разработке, а так же способности дать творческой идее короткое и точное название. Таким образом, творческие способности – это: 1. Творческая продуктивность – способность продуцировать большое   количество   идей   в   единицу   времени.   Эти   идеи   могут   быть разными: оригинальными и не очень. Однако ценна сама привычка человека искать варианты и знать, что выход из проблемной ситуации есть всегда. Важно не останавливаться после первого же (часто не самого удачного) варианта решения, а искать новые и новые; 2. Оригинальность   решения   –   способность   придумывать уникальные. Свежие идеи, которые могут удивить, восхитить…   Многие телезрители   говорят,   что   смогут   примириться   даже   с   телевизионной рекламой,   если   рекламный   ролик   оригинален   и   необычен.   В   истории мировой   культуры   остаются   именно   те   творческие   деяния,   которые обогатили человечество необычным видение жизни; 3. Гибкость   мышления   –   способность   к   всестороннему рассмотрению предмета. Способность учесть при принятии решения самые различные обстоятельства: экономические, географические, политические, личностные,   медицинские,   национальные   и   все   остальные   возможные. Целенаправленное   развитие   этой   способности   ­   хорошая   профилактика «однобокости» в мышлении; 4. Способность   к   детальной   проработке   творческих   идей. Этот пункт про «тонны словесной руды». Это способность работать над идеей, «шлифовать» идею ровно столько, сколько нужно для придания ей блеска законченности формы (или незаконченности и бесконечности); 5. Способность   дать   идее   точное   название   или   слоган. Удачное название может пробудить желание прочесть статью или книгу, посмотреть фильм или рекламный буклет (сайт). А неудачное… Вообще никому не повредит способность формулировать свои идеи коротко и ёмко. [1]  Технология предполагает:  групповое   психологическое консультирование администрации, педагогов, психологов, учащихся и их родителей; Индивидуальное   и   Изучение   индивидуально­психологических   особенностей учащихся,   развиваемых   данной   технологией,   также   других   личностных особенностей по заказу администрации, педагогов, психологов, родителей, учащихся;   эффективности педагогических воздействий по развитию творческого мышления учащихся с   предоставлением   родителям   индивидуальных   результатов,   педагогам Осуществление мониторинга групповых   результатов   психологического   исследования   творческого мышления учащихся, а также   составление аналитических отчетов на имя директора общеобразовательного учреждения. Данный  курс предоставил  возможность   учителю  применять  в своей работе с детьми (как в урочной деятельности, так и во внеурочной) методы,   которые   направляют   учащихся   к   самостоятельному   поиску   и открытиям тех или иных истин, формируют гибкость мышления: ­ бреймсторминг («мозговой штурм» ­ атака на задачу); ­   синектика   (получение   знаний   о   малоизученном   предмете, путем переноса      на него знаний о подобных ему предметах); ­ майевтика (отыскание истины, путем постановки вопросов); ­ АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач). Для   реализации   данных   методов   успешно   применяются развивающие игры и упражнения. Вот некоторые из них: Игра «Составление из букв осмысленных слов».  Эта игра наряду   с   тренировкой   воображения   направлена   на   развитие   словарного запаса. Буквы:    А Л Й    И А Р К     А Р О К Л Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов. Игра «Круги на воде». Она направлена на развитие творческого воображения   и   одновременно   филологических   способностей   ребенка   и словарного запаса. Предложим детям любое слово, например, «лимон». 1) предложите подобрать как можно больше слов на начальную букву; 2) подобрать как можно больше слов начинающихся на слог – ли­;                   3)   предложите   подобрать   как   можно   больше   слов   –   рифм   к слову лимон; 4) расставьте буквы слова в столбик и  предложите написать  слова на     соответствующие буквы.   Упражнение   «За   и   против».  Детям   предлагают   любую, самую   невероятную   ситуацию   (представим   себе,   что   утром   вы   вдруг обнаружили,   что   уменьшились   в   росте   в   два   раза).   Далее   обсуждение   ­ какие видят плюсы и минусы, и интересные моменты в этой ситуации. Задание   –   игра   «Я   начну,   а   ты   продолжи…».  На   доске записываются   две   стихотворные   строки.   Дети   самостоятельно   за определенное количество времени должны продолжить начатое. Например: Вот он – светлый, добрый дом, Мы сейчас в него войдем… Грамматические шарады. Это совокупность грамматических загадок   о   слове,   которое   разделено   на   меньшие   слова   или   морфемы. Например: Задание: грамматический признак части речи. Суффикс   прилагательного,   в   котором   всегда   пишется   одна буква н. Окончание существительного 1­ ого склонения. Слово:   трехсложное существительное 1­  ого склонения. (Род­ ин­а). Одним   из   результатов   работы   по   курсу   «Учусь   творчески мыслить»   является   ежегодное   участие   и   победа   в   Международном конкурсе   креативности     «Одиссея   разума»,  высокая   результативность участия учеников начальных классов нашей гимназии в городском конкурсе исследовательских работ «Я ­ исследователь», в предметных олимпиадах. По   результатам   социально­психологического   исследования эффективности   деятельности   педагогов   начальных   классов   по   развитию творческого   мышления   учащихся   гимназии   №   4   г.Барановичи отличительными   особенностями   организации   занятий   по   развитию креативного мышления учащихся являются:   новых идей. гармоничное развитие всех способностей; высокое   развитие   способности   выдвигать   множество В   результате   реализации   программы   в   данной   таблице   можно видеть   изменение   структурных   компонентов   образной   креативности   по результатам 4­х   тестирований.  В  скобках   даны   средне  –  статистические данные по республике.  Динамика развития структурных компонентов креативности по гимназии: Творческая продуктив­ ность Оригиналь­ ность Разработан­ ность Способность к обобщению Открытость новизне 1­е тестиро вание 2­е тестиро вание 3­е тестиро вание 4­е тесторо вание 53(49) 40 (49) 48 (49) 48 (50) 59 (57) 56(48) 51 (48) 52 (47) 52 (51) 59(57)   58 (51) 47 (47) 62 (54) 56(53) 57(56) 69 (58) 53 (53) 63(58) 65(65) 62 (61) Детям   интересно   учиться   тогда,   когда   они   чувствуют   себя маленькими исследователями большого мира, когда самостоятельно учатся искать   ответы   на   вопросы,   ощущают   радость   от   собственных   удач,   не боятся высказать свое мнение.            Важно,  чтобы  за   годы   учебы  в  школе   ребенок   научился решать учебные и жизненные задачи творчески, а к концу обучения «познал самое себя» ­ оценил свои слабые и сильные стороны для принятия самого главного в жизни решения – кем и каким быть. Литература 1. 2. способности, мотивация  / /МН.,2006 технологии. – 2004. ­ №2.  Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. Одаренность:  Кларин М.В. Развитие критического мышления// Школьные  Творчество – высшая ступень психической активности, самостоятельности, способность  создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие  наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации.  Творческие возможности зависят не только от умственных способностей, но и от  определённых черт характера. Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие  проявления во многом не произвольны и жизненно необходимы. Для учеников начальных  классов характерны неожиданные сопоставления, необычные предположения. Сама новизна  предлагаемой умственной работы требует интуиции, своеобразной умственной инициативы.  Ребёнку предстоит открыть много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные  решения в различных видах деятельности. Думаю, что такой деятельностью является познавательная творческая деятельность. Потому  что в её основе лежит реализация и развитие познавательных интересов ребёнка. Но  универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в  практике обучения нет. Я считаю, что каждый творчески работающий учитель добивается  этого, используя свои приёмы развития творческих способностей познавательных интересов. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению  удивляться. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать  познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Я считаю, что у  учителя есть возможность дойти до сердца каждого ученика и попытаться раскрыть его  творческие способности. Каждый урок начинаю такими словами: «Улыбнитесь друг другу» или «Желаю вам приятного  учебного дня», «Разрешите мне на вас полюбоваться», «Подарите друг другу улыбки и  хорошее настроение и т.д. В каждый урок пытаюсь внести что­то новое, занимательное. Особенно детям нравятся уроки, на которых они встречаются с заданиями творческого характера: 1. К нам в гости пришла весёлая точка. Одна точка отправилась навестить другую. Каким  путём она пойдёт?   Ответы детей самые различные. Они доказывают измерением самый короткий путь.  Доказывают, что через две точки можно провести только одну прямую. 2. Запишите все двузначные числа до 20. Выпишите только те числа, которые можно  представить: а) в виде суммы одинаковых слагаемых (10,12,14,16,18,20); отметьте закономерность в записи  этих чисел ( каждое последующее число на 2 больше предыдущего) б) в виде суммы трёх одинаковых слагаемых (12,15,18); Докажите вычислением. Такие задания заставляют размышлять, пробовать, ошибаться и, наконец, находить  правильный ответ. Дети постоянно ищут рациональный способ решения, делают для себя  открытия. При работе с задачей считаю главным научить детей работать с текстом. Так, я часто даю  задачи с недостающими данными. Например: «Мама принесла домой яблоки, груши и  апельсины – всего 10 штук.  Яблок – 4. Сколько мама принесла груш? ­Можно ли этот текст назвать задачей? ­Можно ли найти ответ? ­Почему? Измените текст так, чтобы можно было найти ответ. Главное в том, что дети учатся анализировать условие задачи, рассуждать, привыкают  отвечать не учителю, а классу, выражая своё мнение: «Я думаю», «Я хочу добавить», «Я не  согласен с ним». Умение ставить вопросы, побуждает детей использовать знания в новой  ситуации. Работая в школе более 25 лет, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами  включения ребёнка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность, создание  положительных эмоциональных ситуаций. Тяготение к играм – творческое начало в детях – по­своему характеризует и последующий  переходный возраст. Потребность в играх – это потребность в свершениях, в созидании. Бурно развивающееся в  младшем возрасте наглядно­образное мышление играет важную роль не только на этапах  развития, оно может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого человека. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное и, наконец, просто  использование логических игр и упражнений, вызывает у детей богатое своими  последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоит  любой учебный материал, развивает творческие способности младших школьников. Каждый урок начинаю с устного счёта. Но это должно быть что­то необычное и в тоже время  познавательное. 1.Найдите закономерность в двух первых треугольниках. Как связаны между собой числа? Вместо знаков вопроса впишите везде нужные числа.   ­Какую операцию мы производим с числами? 2. Какое слово зашифровано? ­Как вы понимаете значение этого слова? А теперь решите устно задачи. 1. В 1984 г. в нашей стране было создано 143 заповедника, за последние десять лет создано  ещё пятьдесят новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? 2. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов уменьшилось в  двадцать раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки  очистительных сооружений? 3. Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько  видов растений на Земле на грани исчезновения? 4. Головоломка «Задумайте любое однозначное число, кроме нуля. Увеличьте число в 100 раз.  Результат разделите на задуманное число. Прибавьте к полученному частному 200. У вас  получилось 300? 5. Давайте сыграем в игру «Кто быстрее?» Поставьте скобки так, чтобы ответы были верными. Выигрывает тот ученик, кто первым выполнит задание. 5х8+9х2=170 71­41:5= 6 65­27­12=50 64:7+1х9=72 6. Устный счёт «Из книги рекордов Гиннеса». Выразить в метрах: а). Высота самого высокого смерча 1 км.528 м. Этот смерч был в Австралии. б). Толщина самого толстого льда 4 км. 776м.  в). Вырази в минутах. Самая долгая радуга была видна в течение 3­х часов. Она наблюдалась  в Англии. г). Самый большой помидор выращен в Америке. Масса его была 3 кг.51г. 7. Учитель считает задания , д ети записывают ответы в тетради. а). Увеличьте 3120 на 8 сотен. б). Первый множитель 42, второй – 20. Чему равно произведение? в). Какое меньше 720 на 100? г). Увеличьте 920 на 80. д). Разность чисел 320 и 60. е). Увеличьте 350 в 20 раз. ё).  Из 86 тысячи вычти 4 единицы. ж). Запишите наибольшее пятизначное число. з). На сколько 267 больше 198? В результате проверки на доске появляется запись: 3920 840 620 1000 260 7000 85996 99999 69 ж с с У а д а й р Если вы расположите эти ответы в порядке возрастания, то расшифруете слово. Запишите  его под ответами. Какое это слово получилось? Что это значит? 8. Игра “Иду в гости” Дети делятся на хозяев и гостей. Хозяева сидят за партами, у них  конверты с карточками, на которых записаны примеры. Гости подходят к любому хозяину , тот  даёт им карточки, Если гость правильно решил , то эту карточку он берёт себе и идёт к  другому хозяину. У кого больше карточек, тот и выигрывает. Игра начинается и заканчивается  сигналом.  Так, при знакомстве с некоторыми геометрическими понятиями, такими, как точка, линия,  прямая линия, отрезок прямой, удачным оказалось использование хорошо известного детям  четверостишия: «Точка, точка, два крючка, носик, ротик, оборотик…». С параллельным изображением всего, о чём говорится в четверостишии, на доске. Закончив рисование и чтение, опираясь на ответы  детей, учитель ещё раз выделяет те геометрические фигуры, представления о которых он  хотел сформировать у детей. Для закрепления полученных представлений можно попросить  детей назвать и показать использование геометрических фигур, например, при изображении  клоуна. Затем можно предложить обратную по характеру действия задачу: из заданных  геометрических фигур и их элементов сконструировать человека. Углублению понимания геометрического материала (точка, линия, отрезок и др.) способствует  и проведение урока в форме сказки. «В стране геометрии жила­была точка (учитель на доске, а дети в тетрадях). Однажды точка  подумала: «Как мне хочется иметь много друзей. Отправлюсь­ка я в путешествие и поищу себе подружек». Только вышла за калитку, а навстречу ей тоже точка идёт, только зелёная.  Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, куда та идёт? – Иду искать друзей. Вставай  со мной рядом и идём вместе путешествовать (учитель и дети рядом ставят вторую точку).  Идут по дороге друзья – точки и с каждым днём становятся их больше. И наконец их  становится все больше и больше. И наконец их стало так много , что выстроились они в один  ряд плечом к плечу и получилась линия ( учитель проводит линию). Так родилась линия. Когда точки идут прямо, получается линия прямая, когда неровно – линия кривая». Прослушивание  сказки заканчивается тем, что дети учатся чертить (рисовать) прямые и кривые линии. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к  предмету. Сознавая пользу дидактических игр, я вовсе не отказываюсь от обычных видов  заданий на уроке: работы с учебником, у доски, под диктовку учителя, работа в парах, группах  и т. д. Ценность дидактической игры я определяю не потому, какую реакцию она вызывает со  стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу  применительно к каждому ученику. Подбирая какую­либо дидактическую игру для урока,  придумываю следующие вопросы: 1). Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения. 2). Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры. 3). Посильна ли она для детей моего класса. 4). Все ли дети будут в одинаковой степени участвовать в игре. 5). Подведение итогов игры. Я приведу опробованные мной на уроках дидактические игры, собранные из разных  источников, а некоторые придуманы мною. В каждом этапе урока, если включать занимательные задания, то это способствует развитию  математического мышления. 1. В каждой записи поменять местами две цифры, чтобы равенства были верными:  69:7=3 6х7=58 63:7=9 8х7=57 2. Расположите карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали.  Прочитайте слово: 8x6 7x6 6x3 9x7 9x6 8x7 7x7 л о М ц д е о Однообразная деятельность тормозит творческую и познавательную активность. Но, конечно, выполнение большого количества однотипных упражнений способствует усвоению  вычислительных навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в  этом случае высока лишь в моменты ознакомления с новым, затем она постепенно снижается,  пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок. Когда проходила тему  «Умножение многозначных чисел на однозначное», предложила детям такое задание: 1. Выбери из данных выражений те, в которых многозначное число умножается на  однозначное: 2х3  23х3  213х3  203х3  215х0 2345х2  3х2543  23х10  213х10 2130х3  213х9  216х6 Значение каких выражений ты можешь найти? Замени, где можно умножение сложением и найдите произведение; Объясни, как иначе можно найти значение произведения 23х3; Можно ли этот способ вычисления применить к другим выражениям? В процессе выполнения такого задания дети смогут найти значения большинства выражений,  используя замену произведения суммой, опираясь на распределительное свойство  умножения, правило умножения числа на 0,1,10. После этого предлагается задание 2. Сравни записи:  213 Х 6 1278 213  213 213 213  213  213 1278 Можно ли утверждать, что обе записи верны? Что обозначают числа в каждом выражении?  Обсуждение этой записи поможет детям фактически сформировать алгоритм письменного  умножения многозначных чисел на однозначное число, которое уточняется при рассмотрении второй записи. Далее алгоритм письменного умножения несколько раз прозвучит на уроке.  При этом наряду с фронтальной работой можно использовать работу в парах. Итак, процесс  выполнения каждого задания направлен на развитие мыслительных операций и активизацию  познавательной деятельности. Все задания расположены в определённой  последовательности и связаны между собой. Задания на развитие логики очень привлекают  детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче,  невозможен без активной работы мысли. В ходе таких игр и упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают  умственную активность , инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают  сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике, например: 1. Геологи нашли 7 камней. Масса каждого камня 1кг,2кг,3кг,4к,5кг,6кг,7кг. Эти камни  разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней оказалась одинаковой. Как  это сделать? 2. У Васи несколько орехов, а у Вити их на 2 больше. Всего орехов у них 6. Сколько орехов у каждого мальчика? 3. Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах: двухколёсных и трёхколёсных. Всего у  них было 7 колёс. Сколько было велосипедов и каких? Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу,  самостоятельность , творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.  Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся  познавательных интересов. Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Дети буквально на  каждом шагу встречаются с такой терминологией, как бартер, кредит, бизнес, аренда и т.д.  Знание этих слов послужит базой для дальнейшего экономического образования и  воспитания. Учебные задания с экономической информацией будут интересными в том случае, если давать их в игровой форме: решение занимательных задач, ребусов и т.д. Введению таких задач с экономическим содержанием предшествует подготовительная работа, цель которой – развивать у детей такие качества мышления, как гибкость ума, критичность,  систематичность, глубина, последовательность, аргументированность. Прежде чем вводить такие задачи, детям даётся краткий экономический словарь, где  доступно объясняется смысл терминов, например:  1. В городе работали 4 совместных предприятия (СП). Через полгода их стало на 13  больше. Сколько СП стало в городе? СП – это предприятие, которое образовано путём соединение национальной собственности и собственности иностранных фирм и  граждан.  2. Акционер купил сначала 12 акций завода, потом ещё 7. Сколько всего акций купил  акционер? Акция – ценная бумага , дающая право на получение дохода из прибыли.  Акционер – владелец акций.  3. Два брокера на бирже продавали акции. Первый продал 40 акций, а второй на 15  больше. Сколько акций продали оба брокера?  Брокер – торговый посредник между продавцом и покупателем на бирже. Такую работу надо проводить периодически, в течение всего учебного года. Таким образом, нестандартные задания по математике будут не только способствовать  осознанию содержания экономической терминологии, но и повышать интерес к математике, а  также обеспечат общее развитие младших школьников, расширение их кругозора. Углубленная работа над развитием творческих способностей учащихся начинается в 4 классе,  одновременно с работой над заданиями творческого характера на уроках даются домашние  задания: 4­5 заданий в неделю. Выполнение задания оценивается по 10 бальной системе. В 4 классе предложения  предлагаются еженедельно на одном уроке математике. Для подготовки к этим урокам  используются пособия для начальной школы. Детям нравится решать творческие задания, у  них резко возрастает интерес к математике, к самой мыслительной деятельности. Проведение самостоятельной работы на уроках математики прочно вошло в практику  начальной школы. Проведение самостоятельной работы – это фактически выполнение той или иной дидактической задачи, которую ставит на уроке учитель. Это подготовка детей к  изучению нового материала, усвоение новых знаний, расширение и углубление их,  формирование вычислительных навыков. Индивидуальная самостоятельная работа должна учитывать индивидуальные особенности  ученика, темп его работы, способность к предмету. Обычно такую работу выполняют в классе  сильные ученики. Учитывая индивидуальные способности, учитель предлагает карточки с  заданием слабым ученикам или ученикам, у которых есть пробелы в знаниях, а всему классу  даёт общее задание. Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, изучая и зная их  способности и наклонности, учитель подбирает задания в соответствии с их возможностями.  Если такая работа проводится систематически, то в процессе её выполнения уровень  самостоятельности ученика повышается, он может выполнять более сложные задания без  помощи учителя. Индивидуальная самостоятельная работа используется не только с целью усвоения знаний,  умений и навыков, но и рассматривается как средство развития творческой активности  учащихся, инициативы, развития из познавательной самостоятельности. Одним из средств выполнения этой задачи является использование в самостоятельной работе заданий, одинаковых по содержанию, но различных по способу выполнения. Это даёт  возможность каждому ученику проявить свою индивидуальность и свои возможности и  способствует продвижению в развитии каждого ученика. Совершенствуя методы, средства, формы обучения, каждый учитель должен проявить  максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся,  заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению. <<< Развитие творческих способностей у детей Упражнения для развития творческого мышления В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют  дивергентными, а мышление, которое они активизируют, ­ дивергентным мышлением. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один,  а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид  мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с  воображением. Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении.  Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков  нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность:  для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное  мышление. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как  оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования,  сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в  творческой деятельности (подробнее об этом можно прочитать в статье "Одаренные дети:  особенности психического развития"). Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике  работы с детьми. Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные  геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных  стилизованных изображений (рис. 1).  Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и  других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры  выполнения этого задания представлены на рис. 2.  Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте  вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры  разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж.  Примеры представлены на рис. 3. Все это ­ работа творческая, но главное задание звучит так:  "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать  как угодно. Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд:  найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому  предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое  другое. На выполнение этого задания отводится обычно пять­шесть минут. В ходе анализа итогов  учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут  считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому. Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей,  чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник. Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры  ответов. Свет ­ яркий, ласковый, живой; солнце ­ ... утро ­ ... лампа ­ ... костер ­ ... свеча ­ ... Темнота ­ закрытый, ночной; ночь ­ ... вечер ­ ... пещера ­ ... Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов. Колодец ­ паркет;  бревно ­ коробка; облако ­ дверь;  кукла ­ снег. К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций,  требуется определить причины их возникновения: 1. Утром Дима проснулся раньше обычного. 2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало  темно. 3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на  маленького котенка. Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из  героев. Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с  ними произошло.  Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если ... "... дождь будет идти, не переставая." "... люди научатся летать, как птицы." "... собаки начнут разговаривать человеческим  голосом." "... оживут все сказочные герои." "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок." Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз. Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов,  историй или сказок, используя заданный набор слов, например:  Светофор, мальчик, санки. Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой  участвовали бы все эти персонажи. Следующий тип заданий: "Облака­загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи  изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в  каждом облаке хотя бы один персонаж. Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что­то интересное, используя данные  фигуры. Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая  ­ злой. Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим  заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых  разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только  дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный  конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические  изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4). Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора Диагностика сформированности навыков учебной деятельности   Рекомендуем родителям  "Развивающие компьютерные методики для детей 5­7 и 7­9 лет" Диагностика   сформированности   предпосылок   учебной   деятельности   направлена   на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности ­ учебной. В отличие  от игровой  учебная деятельность имеет ряд специфических  особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность. Большая   часть   учебных   заданий,   с   которыми   сталкивается   первоклассник,   направлена   на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти  умения  относятся к так называемым  предпосылкам  учебной  деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения. В связи с этим в возрасте 6­7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы. Для   диагностики   предпосылок   учебной   деятельности   используется   комплекс   методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований ­ методика "Бусы", умения ориентироваться на образец ­ методика "Домик", умения действовать по правилу ­ методика   "Узор",   уровня   развития   произвольности   ­   методика   "Графический   диктант". Дополнительно   приводится   методики:   "Рисование   по   точкам"   для   определения сформированности умения ориентироваться на систему требований, методика "Таинственное письмо" для исследования уровня познавательной активности младших школьников, а также методика   "Сокращение     алфавита". Методика "Бусы". Назначение   задания:  выявить   количество   условий,   которые   может   удержать   ребенок   в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Организация   задания:  задание   выполняется   на   отдельных   листах   с   рисунком   кривой, нитку: изображающей Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного   цвета.   Работа   состоит   из   двух   частей:   I   часть   (основная)   ­   выполнение   задания (рисование бус), II часть ­ проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус. Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать". Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом   новый   рисунок.   Слушайте   внимательно".   (Условие   теста   повторяется   еще   раз   в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.) Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов): 1­й уровень ­ задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины. 2­й уровень ­ при выполнении задания учтены 3­4 условия. 3­й уровень ­ при выполнении задания учтено 2 условия.  4­й   уровень   ­   при   выполнении   задания   учтено   не   более   одного   условия. Методика "Домик". Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его;   степень   развития   произвольного   внимания,   сформированность   пространственного восприятия. Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл. Ошибками   являются: а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно; другим; б) в) элемента; отсутствие элемента замена         одного г)   разрывы   между   линиями   в   тех   местах,   где   они   должны   быть   соединены; д) сильный перекос рисунка. Методика "Узор". Методика   состоит   из   трех   контрольных   диктантов   и   одного   тренировочного. Детям   говорят:   "Мы   будем   учиться   рисовать   узор.   У   вас   на   листочке   нарисованы   ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я говорю. У нас будут такие три правила: 1.  два  треугольника,  два  квадрата   или  квадрат  с треугольником   можно  соединять  только через кружок; 2. вперед;   3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.  должна нашего идти   только   линия       узора     Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты". Затем   проверяющий   говорит:   "Теперь   учитесь   соединять   сами.   Посмотрите   на   нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом" (вводная ­ тренировочная ­ серия). Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае надобности исправляет   ошибки   и   объясняет   ребенку,   в   чем   он   ошибся.   В   процессе   обучения   дети производят четыре соединения. Далее   следует   первая   серия.   Проверяющий   говорит:   "Теперь   мы   будем   рисовать   без подсказок.   Вы   должны   внимательно   слушать   и   соединять   те   фигуры,   которые   я   буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия должна быть непрерывной и идти все время вперед, т.е. начинать каждое новое соединение надо с той   фигурки,   на   которой   кончилась   линия.   Если   ошибетесь,   то   не   исправляйте   ошибку,   а начинайте со следующей фигурки". Диктант для первой серии: "Соедините   треугольник   с   квадратом,   квадрат   с   треугольником,   два   треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом". Диктовать   следует   медленно,   так,   чтобы   все   дети   успевали   прочертить   очередное соединение.   Повторять   одно   и   то   же   дважды   нельзя,   т.к.   некоторых   детей   это   может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений. После   того   как   дети   закончили   работу,   следует   вторая   серия,   а   затем   третья.   Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила же. выполнения остаются работы       те   Диктант для второй серии: "Соедините   квадрат   с   треугольником,   два   треугольника,   треугольник   с   квадратом,   два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом,   квадрат   с   треугольником,   треугольник   с   квадратом,   два   квадрата,   квадрат   с треугольником". Диктант для третьей серии: "Соедините   два   квадрата,   квадрат   с   треугольником,   два   треугольника,   треугольник   с квадратом,   два   квадрата,   квадрат   с   треугольником,   треугольник   с   квадратом,   квадрат   с треугольником,  два   треугольника, треугольник  с  квадратом,  квадрат   с треугольником, два треугольника". Никакой   помощи   во   время   выполнения   задания   детям   не   оказывается.   После   окончания работы листочки собираются. Листочки выдаются перед началом обследования. На них уже нарисован образец узора и 4 серии фигур (а, б, в, г). Каждая серия располагается одна под другой и представляет собой три ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2x2 мм). Оценка результатов. Каждое   правильное   соединение   засчитывается   за   два   очка.   Правильными   являются соединения,   соответствующие   диктанту.   Штрафные   очки   (по   одному)   начисляются: 1. за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале   узора,   предваряющих   диктант   и   следующих   за   ним); 2. за "разрывы" ­ пропуски "зон" соединения ­ между правильными соединениями.   т.е. Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т.к. их наличие автоматически снижает   количество   начисляемых   очков.   Окончательное   количество   набранных   баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые). Максимально   возможное   количество   очков   в   каждой   серии   ­   24   (0   штрафных   очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания ­ 72. Интерпретация полученных результатов. 60­72   очка   ­   достаточно   высокий   уровень   умения   действовать   по   правилу.   Может одновременно учитывать несколько правил в работе. 48­59   очков   ­   умение   действовать   по   правилу   сформировано   недостаточно.   Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило. 36­47   очков   ­   низкий   уровень   умения   действовать   по   правилу.   Постоянно   сбивается   и нарушает ориентироваться.   правило,   него   на     хотя   и   старается Менее   36   очков   ­   умение   действовать   по   правилу   не   сформировано. Методика "Графический диктант". Данная   методика   используется   для   определения   уровня   развития   произвольной   сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых ­ тренировочный. 1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами". 2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна   клетка   направо.  Одна   клетка  вниз.  Одна   клетка   направо.  Одна   клетка  вверх.  Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор". 3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор". 4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор". На самостоятельное  выполнение каждого узора дается полторы­две  минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут. Анализ результатов. Безошибочное воспроизведение узора ­ 4 балла. За 1­2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок ­ 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится балл. Если   правильно   воспроизведенных   участков   нет,   то   ставят   0   баллов.   Указанным   образом оцениваются   три   узора   (один   тренировочный).   На   основе   полученных   данных   возможны следующие уровни выполнения: 1     10­12 6­9 3­5 0­2         балла баллов баллов баллов         ­ ­ ­       ­   очень   высокий; средний; низкий; низкий. Методика "Рисование по точкам". Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой  испытуемому. Образцами  в задачах № 1  и 5  служат  неправильные треугольники, в задаче № 2 ­ неправильная трапеция, в задаче № 3 ­ ромб, в задаче № 4 ­ квадрат звезда: четырехлучевая   №   задаче и   ­ 5       в Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя   так,   чтобы   его   было   хорошо   видно   всем   детям,   раскрывает   такую   же   книжечку   и показывает  лист  с заданием  № 1. Затем  он говорит: "Откройте  свои  книжечки  на  первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто­либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)  Указывая на вершины треугольника­образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом   нарисованы   другие   точки   (следует   указание   на   точки,   изображенные   справа   от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.  Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только  между  разными   точками. Все   запомнили, что   надо  делать? Надо   соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец­треугольник). Одинаковые   точки   соединять   нельзя.   Если   вы   проведете   линию   неправильно,   скажите,   я сотру   ее   резинкой,   она   не   будет   считаться.   Когда   сделаете   этот   рисунок,   переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его". По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая­либо задача, ободряет детей, если это требуется. Оценка выполнения задания. Основным   показателем   выполнения   задания   служит   суммарный   балл   (СБ).   Он   выводится следующим   образом.   В   каждой   задаче   прежде   всего   устанавливается   точность воспроизведения   образца.   В   задачах   №   1   и   5   воспроизводящим   образец   (хотя   бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 ­ любой четырехугольник, в задаче № 6 ­ любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец. Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1­5 в качестве элемента выступает  отдельная линия, в задаче  № 6 ­ луч). Правильно воспроизведенным  считается элемент,   не   включающий   нарушений  правила   (т.е.  не   содержащий   соединения   одинаковых точек). Кроме того, начисляется по одному баллу за: 1.   соблюдение   правила,   т.е.   если   оно   не   было   нарушено   в   данной   задаче   ни   разу; 2.   полностью   правильное   воспроизведение   образца   (в   отличие   от   приблизительного); 3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения). Суммарный   балл   представляет   собой   сумму   баллов,   полученных   ребенком  за   все  6   задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 ­ от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 ­ от 0 до 7.  Таким   образом,   суммарный   балл   может   колебаться   от   0   (если   нет   ни   одного   верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).  Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.  В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка ­ число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач). Интерпретация результатов: 33­40 баллов (5­6 задач) ­ высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. 19­32 балла (3­4 задачи) ­ ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности. Менее   19   баллов   (2   и   менее   задачи)   ­   чрезвычайно   низкий   уровень   регуляции   действий, постоянно   нарушает   заданную   систему   требований,   предложенную   взрослым. Методика "Сокращение алфавита". Методика предназначена для выявления предметной организации ребенка, помогающей или мешающей ему принимать учебную задачу. Иными словами: методика позволяет определить, сложилась ли у ребенка специфическая предметность учебной деятельности. Методика разработана Г. А. Цукермен и предназначена для индивидуального использования с учащимися 1­3 классов. Материал   методики:  Два   конверта.   На   одном   нарисован   мальчик   лет   10­15,   на   другом   ­ девочка. 10 карточек со словами, написанными печатными буквами: Смысл работы:  дети должны расклассифицировать корточки: разложить их по конвертам. Основание классификации зависит от того, как ребенок понял сформулированную взрослым задачу.   (Умеет   ли   он   принимать   задачу   взрослого   или   подменяет   ее   своей   собственной задачей, не замечая этой подмены). Инструкция. 1. "Назови эти буквы (пишет Е, Ё, Ю, Я). Верно. А какую работу эти буквы выполняют в словах?"   (Помочь   ребенку   вспомнить   примерно   следующее:   эти   буквы   обозначают   свой гласный звук и мягкость впереди стоящего согласного). 2. "А как тебе кажется, можно обойтись без этих букв, сократить алфавит, чтобы детям было легче выучиться читать?" (записать соображения, которое высказывает ребенок). 3. "Ты считаешь так, а два моих старших ученика ответили на этот вопрос иначе. Они изобрели новое   русское   письмо,   в   котором   любое   слово   можно   записать   без   этих   букв!   Хочешь посмотреть, что они придумали?.. Только вот беда. Мальчик придумал свой способ письма, а девочка ­ свой. Каждый своим способом написал слова и вложил свои слова в свой конверт. (Показать конверты с картинками мальчика и девочки). А я карточки вынул(а) и перепутал(а). Сейчас  ты  будешь  читать  слова,  посмотришь,  какие  два  способа  письма   они   выдумали.  И разложишь их слова по конвертам: слова мальчика ­ сюда, слова девочки ­ сюда. Но первые слова я подскажу сама: я точно знаю, как зовут моих учеников. А вот их имена. Но написанные по­новому. Сможешь прочесть?" (Помочь ребенку произнести согласные мягко, узнать слово, но не объяснять смысл новых письменных знаков.) 4.   "Верно,   мальчика   зовут  Алеша,   девочку   ­   Таня.   Ты   уже   догадался,   что   они  изобрели?" (Записать догадку ребенка, если ребенок пожимает плечами, подбодрить его: "Ничего, вот тебе   новые   два   слова.   Прочти   их.   Скоро   все   поймешь".)   Дать   слово   (ЛЬЭНТА ­ МОР*АК). Снова при надобности помочь ребенку их прочесть, попросить разложить по конвертам: какое слово написала Таня, а какое ­ Алеша. Фиксировать все действия и слова ребенка, за все хвалить: "Отлично. А как ты догадался? Теперь новые 2 слова. Снова разложи по конвертам...".  Если ребенок до конца работы не сможет сформулировать суть изобретений Тани и Алеши, следует прекратить дальнейшее исследование. Если  ребенок смог сформулировать  новый  принцип письма, попросить его изобрести свое собственное  письмо, не  такое  как у  Алеши,  и  не  такое, как  у Тани, и своим  собственным письмом написать слово МЯЧ, ЛЕД. Обратить   особое   внимание   на   работу   ребенка   с   последней   парой   слов  ПАРУС ­ БУСЫ. Если ребенок очень долго размышляет над этими словами, слегка помочь ему: "Да, тут трудно правильно сообразить. Но все­таки, как тебе кажется, какое из этих слов написал Алеша?"  Как  бы  сбивчиво   и  путано   ребенок   ни   формулировал   единственно   верный   ответ: "Этого вообще нельзя определить", помочь ему и очень (!!!) похвалить. Обработка: про каждого ребенка решить: 1. Каким способом он решал задачу (2­4 пары слов): а)   натурально   ­   ориентируясь   исключительно   на   значение   слова   (слово   МОРЯК   написал мальчик, моряками...); девочки бывают потому что не             б) содержательно ­ ориентируясь на форму записи (слова со звездочкой написала Таня...); в) начал решать натурально, перешел на формальное решение (или наоборот). 2. Каким способом была решена последняя задача (не имеющая решения). 3.   Смог   ли   ребенок   содержательно   сформулировать   показанные   ему   новые   способы обозначения мягкости согласных на письме. 4. Смог ли ребенок изобрести свой способ обозначения мягкости (отказ, повторил в точности один   из   мягкости).   показанных,   изобрел   свой     двух   ему знак Методика "Таинственное письмо". Методика предназначена для диагностики познавательной активности младших школьников. Может проводиться как в группе, так и индивидуально. За 5 минут до окончания занятия (само занятие обычное) экспериментатор объявляет: "Вам, ребята,   пришло   таинственное   письмо,   от   кого   оно   ­   неизвестно.   Внизу   на   этом   листочке приложен шифр. Посмотрите, ребята!" Содержание   письма   может   быть   любым:   отвлеченным   или   привязанным   к   теме   урока; небольшим   по   объему   ­   2­3   предложения   и   подпись,   а   в   качестве   шифра   используется обычная система соответствия букв алфавита и цифр: Каждому   ребенку   достается   листочек   с   "Таинственным   письмом".   Под   руководством экспериментатора дети расшифровывают первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. После этого объявляется перерыв на 10 минут. Экспериментатор предлагает другим детям (желающим) узнать, от кого пришло письмо. Не желающие продолжать работу могут оставить листочек на парте и идти гулять. После перерыва, перед началом следующего урока, дети сдают подписанные листочки. Интерпретация результатов. Высокий   уровень   познавательной   активности     расшифровал   целиком. Познавательная   активность   выражена   умеренно,   быстро   снижается   ­   приступил   к расшифровке,   Низкий уровень познавательной активности ­ не взялся за расшифровку. окончил. не но ­       Вывод   о   степени   выраженности   познавательной   активности   фиксируется   на   листке   с заданием, внизу.   Развитие воображения у детей "Он у нас такой фантазер, такой выдумщик!" ­ что имеют в виду взрослые, говоря ребенке? На   бытовом   уровне   воображением   или   фантазией   называют   все   то,   что   нереально,   не соответствует   действительности   и   потому   не   имеет   никакого   практического   значения.   В научном понимании воображение ­ это способность представлять отсутствующий или реально не   существующий   объект,   удерживать   его   в   сознании   и   мысленно   манипулировать   им. так о       Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но   существенно   отличаются   от   них.   Образы   памяти   ­   это   неизменные,   по   возможности правильные   образы   прошлого.   Образы   воображения   изменены   и   отличаются   от   того,   что можно наблюдать в реальности. Например, когда ребенок рассказывает о том, что он видел в зоопарке страуса с длинной шеей и короткими крыльями, и это действительно происходило в выходной,   конечно   же,   это   образ   памяти.   А   если   ребенок   рассказывает,   что   он   видел   в зоопарке воображения. Горыныча, образ Змея это то             Воображение имеет несколько степеней активности. Самая низкая степень проявляется во сне, когда мы воспринимаем какие­либо картины или образы независимо от своего желания.       Юры   спрашивают "Откуда   Будешь   мечтать   и   вспоминать, сон, отвечает: У   и   это   тебе   приснится. ­ видишь? ­ глазах. ­ ­ закрыты? ­ Закрыты, потому что он там сидит и все вспоминает, и там шевелится, и все как по правде.     что   было,     находится   приходят?" открыты ты     сны     Он когда тебя Они Где или его В у                     Воображение оказывается более активным в грезах. Грезы обычно содержат образы того, к чему заманчивым.   приятным   и   стремится, является человек что         Шестилетний Дима играет с мешочком, набитым монетами, и говорит: "Когда мы будем жить на новой квартире, я дам папе деньги, он на них купит машину. Мы заведем себе дачку. Ты, мама, будешь   нам   командовать:   "Съездите   и   привезите   лук,   капусту".   Мы   и   привезем". Еще   более   активный   уровень   воображения   обнаруживается   при   чтении,   прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе   словесного   описания,   условного   изображения   или   слухового   восприятия   создается образ. Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, от того, насколько ярко, выразительно   и  четко   словесное  описание  или   условное  изображение.  С  другой   стороны, воссоздание   образа   связано   с   уровнем   развития   воображения   человека,   а   также   с   его знаниями и опытом. Так, на музыкальном занятии дошкольникам предлагается назвать, какой образ   при   прослушивании   звучащей   мелодии   возникает:   так   ступает   медведь   или   летит комарик, гром? щебечет гремит птичка или так             Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение ­ это   создание   совершенно   нового,   оригинального   образа,   не   существовавшего   до   сих   пор. Одним из наиболее известных приемов творческого воображения является агглютинация (от греч.   "склеивание").   С   помощью   этого   приема   созданы   сказочные   и   мифологические персонажи   русалки   (голова   и   тело   девушки,   хвост   рыбы,   а   волосы   ­   зеленые   водоросли),   кентавра   (торс   мужчины,   ноги   животного),   избушки   на   курьих   ножках   и   т.   п. Другой прием творческого воображения ­  акцентирование  ­ это выделение, подчеркивание какой­то   части   предмета,   образа,   что   делает   его   непропорциональным.   Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Этим часто пользуются карикатуристы, изображая, например, любителя поесть с большим животом. Акцентирование, перенесенное на весь образ, увеличивает его ­ это гипербола ­ или уменьшает ­ это литота. Примером гиперболизации является Голова, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу.   Примером   литоты   являются   такие   сказочные   персонажи   как   Мальчик­с­пальчик, Дюймовочка. Дети,   конечно   же,   не   знают   названий   приемов   творческого   воображения,   но   активно используют их, придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив суть создания   сказочных   образов,   старшие   дошкольники   начинают   их   использовать   и   в собственных творениях.   Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы,   гораздо   беднее,   чем   у   взрослых,   а   также   менее   разнообразны   комбинации создаваемых   образов.   Однако   если   сравнивать   роль   воображения   в   детстве   и   зрелом возрасте,   то,   конечно   же,   в   жизни   ребенка   воображение   проявляется   гораздо   чаще   и допускает   гораздо   более   легкое   нарушение   реальности,   чем   у   взрослого. Воображение детей развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребенок скачет верхом на палочке ­ в этот момент он всадник, а палка ­ лошадь. Причем важно, что ребенок не может вообразить лошадь при   отсутствии   предмета,   пригодного   для   скаканья,   и   не   может   мысленно   преобразовать ней. лошадь действует палку, если не в с               Для детей трех­четырех лет значимо, чтобы предмет­заместитель был похож на тот предмет, который   он   замещает.   Так,   играя   в   волшебника,   ребенок   в   качестве   волшебной   палочки использует прутик. В старшем дошкольном возрасте воображение может опираться на такие предметы,  которые   не  похожи   на   замещаемые.   Например,  дети   играют   с  баночкой   из­под крема,   а   воображают   при   этом   кораблик.   Постепенно   необходимость   во   внешних   опорах исчезает. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого на самом деле нет. Этому   предмету   придается   новый   смысл,   и   представляются   действия   с   ним   в   уме,   без реального   действия.   Это   и   есть   зарождение   воображения   как   психического   процесса. Воображаемая   ситуация   полностью   разворачивается   во   внутреннем   мире   ребенка.     Что   Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа. заболел? ­ играю. ­ ­ играешь?   ними   происходит. ­ (В. детства") смотрю   и   думаю,     Как   Я   на   них ты Нет. делаешь? "Таинство Мухина что   же Ты ты С. Я с Складываясь   в   игре,   воображение   переходит   в   другие   виды   деятельности   дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стишков. Так же как и в игре, дети   вначале  опираются  на  непосредственно  воспринимаемые  предметы  или   возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и   нередко   повторяют   запомнившиеся   фразы.   При   этом   младшие   дошкольники   обычно   не осознают, что это они не придумали, а просто запомнили. Они искренне верят, что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения. Один мальчик заявил: "Вот послушайте, как я сочинил: "Ласточка с весною в сени к нам летит"". Ему   пытаются   объяснить,   что   это   не   он   сочинил.   Но   он   отвергает   все   доводы. (По Мухиной) материалам С. В.         О   воображении   идет   речь   тогда,   когда   ребенок   вводит   новые   образы,   их   необычные сочетания.           К А куда   бабушке, Пятилетний Максим придумал продолжение сказки про Красную Шапочку: "Волк расстался с Красной   Шапочкой   и   побежал   к   бабушке.   По   дороге   он   встретил   петуха.   Петух   говорит: бежишь? ­ волк. ­ ­ яма. Волк не послушался и провалился. А тут шли дяди, которые лес рубят. Волк как закричит: ­ съем! Они   не   захотели   его   вытаскивать.   В   это   время   лиса   бежала.   Волк   ей   говорит: ­ меня. Лиса побежала за веревкой, но не вытащила его. А волк копал, копал и выкопал лестницу, и бабушку". был (По Валитовой)   материалам забыл Е. очень   даже И. Вытащите отвечает впереди Смотри, вытащи про   что   меня, Лиса, лиса, рад, вас ты то     я а ­                                             Образы   воображения   могут   быть   близки   к   эйдетическим   образам,   которые   являются результатом   эйдетической   памяти.   Это   особая   форма   зрительной   памяти,   являющаяся возрастной особенностью дошкольника, ­ быстрое, точное запоминание и воспроизведение какого­то   объекта.   Эйдетические   образы   являются   яркими   и   динамичными,   меняющимися каждый   момент.   Особенно   интенсивно   они   наступают   на   сознание   ребенка   ночью   при страхов. погашенном     причиной   детских   может   Это свете. быть             их Ты   Ярослав Шестилетний жалуется: ­ Мне так трудно засыпать. В темноте они возникают передо мной, толпятся и кривляются. комнате? ­ глазах. ­ ­ голове? ­ Нет. Думаю, что это в глазах. Я знаю, что их нет на самом деле, но я вижу их, и они мне мешают. (По материалам собой   вижу В Мухиной) видишь темной перед   их Нет, С. В.     я в в                           У младшего  дошкольника  воображение  запускается непроизвольно, малыш не  ставит  цели что­то  придумать,  не  управляет  возникающими  образами. К пяти­шести   годам  развивается произвольное   воображение,   когда   ребенок   начинает   планировать   свою   игровую   или продуктивную   деятельность,   в   основе   которой   лежит   создание   воображаемых   образов. Например,   насыщая   ее несуществующими персонажами и распределяя роли этих персонажей среди сверстников. При этом дети могут играть достаточно долго, удерживая предложенный замысел и насыщая его все деталями.   ребенок   придумывает   какую­нибудь   игровую   ситуацию, необычными новыми более и           Произвольное воображение проявляется в старшем дошкольном возрасте в процессе лепки, рисования, конструирования. Если младший дошкольник сначала начинает лепить, строить, рисовать,   и   лишь   потом   по   мере   действия   выявляется   образ   поделки,   то   дети   постарше сначала придумывают то, что они хотят сделать, а затем приступают к изготовлению, находя для материалы. нужные этого       В старшем дошкольном возрасте ребенок научается создавать свои собственные персонажи, поселяя их во внутреннем мире. Дети придумывают себе воображаемых друзей, присутствие которых   скрашивает   повседневную   жизнь   ребенка.   Эти   воображаемые   спутники   детской жизни ­ невидимки, хотя дети называют их по именам, упоминают их в разговорах и играют с ними   подолгу   в   различные   игры,   как   с   реальными   партнерами.   Они   помогают   детям справляться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность   в   правильности   мыслей   и   действий.   Как   отмечает   Г.   Крайг,   проведенные исследования показали, что до 65 процентов дошкольников выдумывают себе друзей. Такие дети   более   общительны,   менее   застенчивы,   имеют   больше   реальных   товарищей. Воображаемые   друзья   помогают   детям   приобретать   социальные   навыки   и   упражняться   в общении. В ходе взаимодействия с воображаемым другом дети проигрывают и проговаривают события дня, свои переживания, морально­нравственные коллизии (ссоры со сверстниками, близкими людьми).   У некоторых детей воображение может подменять действительность, когда создается особый мир,   в   котором   ребенок   без   труда   может   удовлетворять   любые   желания.   Такие   случаи требуют особого внимания, так как могут привести к аутизму, погружению в мир внутренних переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности и могут свидетельствовать об искажениях в психике ребенка. Большей частью, однако, исчезает. временное бесследно явление, которое это             Еще одну закономерность развития детского воображения хотелось бы подчеркнуть. В три­ четыре года ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы быстро покидают ребенка. Но если взрослый поведет ребенка в мир фантазий, где присутствуют сказочные персонажи, то ребенок легко последует за ним. Если взрослый берет на себя роль какого­то сказочного персонажа, ребенок переживает чувство восторга и ужаса, он   и   рад   и   боится.   Ребенок   верит   создаваемому   образу   до   тех   пор,   пока   взрослый   не перестает   действовать   от   его   лица.   Вспомните,   например,   Мэри   Поппинс.   Строгая волшебница­няня   тем   и   замечательна   для   своих   воспитанников,   что,   раздвигая   занавес   фантазий. обычной невероятных   жизни, вводит мир их в           Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего   мира.   Ценные   рекомендации   по   развитию   детского   воображения   дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство   придумывания   историй".   В   частности,   он   предлагает   развивать   словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых   было   бы   необычным.   Например,   Золушка   ­   пароход,   трава   ­   сосульки   и   т.   п. Доктор психологии И. В. Вачков, обращаясь к дошкольникам, предлагает им такие упражнения для воображения. развития     ­ Пусть мама назовет тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка ­ с гору и т. п.). ­ Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; детстве. доброго волшебника в       ­ Пусть мама и папа назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы героя. действовали этих оба ­ Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда. ­   Поиграй   с   мамой   в   сочинение   общих   сказок.   Один   кусочек   сказки   придумывает   и рассказывает продолжаешь. потом мама, ты а           ­   Соедини   в   связный   рассказ   эти   два   предложения:   "Далеко   на   острове   произошло извержение   вулкана..."   ­   "...поэтому   сегодня   наша   кошка   осталась   голодной";   "По   улице проехал   грузовик..."   ­   "...поэтому   у   Деда   Мороза   была   зеленая   борода";   "Мама   купила   в магазине   рыбу..." свечи".   вечером   пришлось   зажигать   "...поэтому ­     ­ Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над   скалами   орла;   королеву   Франции;   инопланетянина;   кипящую   кастрюлю;   авторучку,   в которой движении.   Изобрази кончились чернила. все это в             Воображение   играет   очень   важную   роль   в   жизни   ребенка.   С   одной   стороны,   это   полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой ­ способ постижения мира, который снимает   временные   и   пространственные   ограничения.   Благодаря   воображению   можно перенестись   в   прошлое   и   будущее,   представить   и   создать   то,   чего   пока   не   существует   в реальности.   Это   расширяет   мир   возможностей,   вдохновляет   познание   и   творчество. Автор: С.А. Минюрова

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018