Развитие творческих способностей младших школьников
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей младших школьников

Оценка 4.7
Презентации учебные
doc
русский язык +1
1 кл—4 кл
27.02.2017
Развитие творческих способностей младших школьников
Публикация является частью публикации:
Развитие творческих способностей младших школьников (2).doc
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Развитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности Одна из основных целей обучения в начальной школе: развитие личности  школьника, его творческих способностей , интереса к учению,  формирование желания  и  умения  учиться. Благоприятными   условиями   для   формирования   творческих   способностей младших школьников является практическая деятельность в дидактической системе Л. В.Занкова,  В основе программы Л. В. Занкова лежит общая концепция личностно­ ориентированной системы   обучения,   направленной   на   достижение   оптимального   для   каждого   школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков. В этой программе   заложены   большие   возможности   развития   творческих   способностей младших школьников.  Под  творчеством   понимается   деятельность   по   созданию   новых   и   оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.  Творчество – способ положительной мотивации учения младших школьников. Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого   элемента   может   выступать   любой   этап   деятельности   –  от   постановки проблемы до поиска рациональных способов выполнения действий. Иногда творческие способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный   анализ   показывает,   что   врожденными   могут   быть   лишь   задатки,   а   творческие способности являются результатом развития задатков.  Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под  влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне  деятельности никакие творческие способности развиваться не могут. Ни один человек,  какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком,  музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей  деятельностью.  Если   в   процессе   учебной   деятельности   формируется   общее   умение   учиться,   то   в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.  Основные   компоненты   творческих   (креативных)   способностей  младших школьников: * творческое мышление, * творческое воображение,  * применение методов организации творческой деятельности. Одним из главных методов творческой деятельности  является метод проблемного обучения.    Обучение,   построенное   на   создании   и   решении   проблемных   ситуаций,   называется проблемным   обучением.   Главным   в   проблемном   обучении   является   поиск   темы   для создания проблемной ситуации, которая:  •  Будет   иметь   достаточно   высокий   уровень   трудности,   но   доступный   для   решения учеником.  • Будет вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении.  • Будет способствовать получению учеником новых знаний,  продвижению вперед в учебной деятельности.  Проблемная ситуация способствует активизации мыслительной деятельности, способности и желания к исследованию, креативности ученика, но ее решение учеником возможно  в   том   случае,   если   он  умеет   справляться   с  интеллектуальным   напряжением, чувством неудовлетворенности в своих учебных результатах , умеет проявлять волевые качества   характера   для   разрешения   проблемной   ситуации.   Иногда   это   бывает   сделать достаточно трудно. Поэтому педагог, который создает проблемную ситуацию на уроке, должен соблюдать определенные правила использования в учебной деятельности.  Проблемная ситуация должна:  •  Основываться   на   тех   знаниях   и   умениях,   которыми   ученик   обладает   в   достаточной степени.  •  Ученик   должен   понимать   закономерности   процессов   и   явлений,   без   которых   нельзя обойтись в рамках решаемой проблемной ситуации.  •  Проблемное задание, решаемое учеником, должно быть им принято и должно вызывать потребность в его решении.  Приведу примеры проблемных ситуаций, использованных на уроке.  В русском языке по теме «ь в конце имени существительного на шипящий»  Даны слова : мышь, богач, багаж, речь, дрожь, камыш, ночь, ложь, малыш ­На какие 2 группы можно разделить слова?  (Слова из одного слога, слова из двух слогов. С орфограммой ь и без ь.)  В одну группу выпиши имена существительные мужского рода, в другую ­ женского рода.  Как называется конечный согласный звук?  Сделай вывод.  На уроке математики по теме «Метр». Я прошу   одного ученика измерить длину нашего класса шагами.(16 шагов) Потом другой ученик измеряет шагами.(14 шагов).   Проблема: почему получились разные  ответы? Кто из учеников прав? Значит, нужна какая­то единица измерения длины, чтобы мы все получили один правильный ответ.  Я допускаю возможности ответов детей с ошибкой. Дети спорят друг с другом и, доказывая свое мнение, приходят к истине. Даже в самих учебниках содержатся задания с ошибкой. Например, в русском языке.  .Учитель дал сложное задание:  1) напиши формы одного слова, 2) напиши родственные слова.  Вот что он увидел у ученика, который любил считать ворон…  1) дорога, дорогу, у дороги, дорогая, за дорогой  2)сокол, часок, песок, сок, носок.  В чем ошибся ученик при записи первой группы слов?  В чем ошибся ученик при записи второй группы слов? Русский язык в школе остается инструментом познания, мышления, развития, он обладает   богатыми   возможностями   творческого   обогащения.   А   развитие   творческих способностей   ведёт   к   формированию   познавательных   интересов,   к   развитию любознательности.   Творческие   задания   и   работы   возбуждают   «умственный   аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности. В конкретном случае – к русскому языку. Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности, т.к. это   естественная   деятельность,   требующая   речевых   умений.   Большое   количество коммуникативно­лингвистических игр со словом и игровые задания носят одновременно обучающую, развивающую и развлекательную направленность. Цель игр со словом ­ превращение урока в увлекательное приключение, развитие у детей   эмоциональной   сферы,   образно­   чувственного   мышления;   развитие   общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря. Вот несколько примеров подобных игр ,используемых на уроках русского языка. «Анаграммы» Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: атлас (салат), адрес (среда), автор (товар, отвар). «Неполные слова» На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным.             .О..А.А             .О..А.             .Е.Е.И.О.                   (комната, вокзал, телевизор) «Ступеньки» На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего. МЫ МИР МЫШЬ МИШКА МОЛОКО МАГАЗИН и т.д. «Телеграмма»            Берётся   одно   слово,   и   каждый   придумывает   телеграмму,   в   которой   первое   слово начинается с первой буквы, второе – со второй и т.д. СУМКА «Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация». «Слова» Составить цепочку слов,  чтобы  каждое слово  в ней  начиналось  на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее. «Укрась слово» К существительному подобрать как можно больше прилагательных. «Кто что делает» Ведущий называет предмет, ученики по очереди говорят, какое действие он совершает. «Угадай подлежащее» Чаще всего такая работа встречается в загадках такого типа: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». «Игра­фантазия «Жители предложения» Распределяются роли: 1 ­ подлежащее, 2 ­ сказуемое, 3 ­ определение, 4 ­ дополнение, 5 ­обстоятельство.   Кроме   этого,   могут   быть   знаки   препинания   и   части   речи.   Каждому участнику   прикрепляется   табличка   с   его   ролью.   После   прочтения   фразы   ведущим, участники   выстраивают   ее,   четко   выполняя   отведенную   роль.   После   этого   каждый произносит по очереди свое слово из данной фразы­предложения. Не участвующие в работе дети проверяют правильность выполнения задания. «Эстафета­рассказ» Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время (работа в группах). Каждый участник имеет право добавить только одно­два предложения к уже написанному. Тему рассказа определяет учитель. Цель игры ­ активизировать спонтанную речь детей. «Игровое задание «Кто­то начал, ты продолжи…» (проба поэтического пера) Дается   начало   строки,   известной   или   не   очень.   Учащиеся   должны     самостоятельно закончить, развернуть сюжет. «Фразеологизмы» Продолжить фразеологизмы по началу. «Тише едешь…(­дальше будешь)» и т.д. Активизируют   познавательную   и   творческую   активность,   расширяют   словарный   запас детей такие задания, как решение ребусов и кроссвордов, шарад. Сочинения   совершенствуют   письменную   речь,   развивают   фантазию,   воображение, реализуют желание ребенка привлечь к себе внимание одноклассников. Уместно вводить сочинения на определенное правило. Например: «Сочинение о частях речи или рассказ с использованием   определённой   части   речи»,   «Сочинение­сказка»,   «Сочинение­жалоба», «Сочинение от лица какого­либо предмета», «Мастерская имени». «Сочинение с использованием фразеологизмов». Бежал Вася сломя голову и считал ворон. У него ветер в голове свистел, так он быстро бежал. Пришел домой грязный, как свинья. Сделал уроки, как курица лапой, и пошел спать. Утром   Вася   пошел   в   школу   и   у   доски   молчал,   как   рыба.   Ему   поставили   «2»   и   он, надувшись, как индюк, пошёл на место. Только сел и сразу стал чесать языком. Вот такой Вася, ему хоть в лоб, хоть по лбу ­ ничего не помогает! В   своей   работе   использую   систему   познавательных   задач,   позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.           "Составь слово”.   Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.  В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. Глухой – ф, звонкий ­ … Предпоследняя буква в слове "ветер”. Стоит за буквой Р. Суффикс в слове "речной”. Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА.                                     "Буквенный диктант”.  Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается   какое­либо   слово.   (С   этим   словом   можно   потом   поработать:   дать   ему определение, составить предложение…). Как называется часть суток после ночи? (утро – У) Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)                  Ребусы.  Этот вид задания является подготовительным к решению логически­ поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания: У ШКА (подушка) 100Л (стол) Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите… Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.                "Развиваем   логику”  По   определению   назови   слово:   ­   хрустящий,   зелёный, пупырчатый; ­ маленькая, пугливая, компьютерная; ­ интересная, толстая, библиотечная. Придумай два аналогичных примера. "Найди соответствие” 1. Вставьте в текст прилагательные:   После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.                    "Закодированное слово”  Кроме  быстроты   реакции   тренирует   произвольное внимание. Обозначим следующие буквы цифрами:  1 2 3  4   5 6 7   8 9 10 А Б В К М Н О Л Д Т  Какие слова кроются под номерами: 47561101 ?Этот вид работы можно использовать на уроках   русского   языка   при   введении   словарных   или   новых   слов.   Выписанные   с затруднением, они намного лучше запоминаются.               Для развития творческих способностей необходимо развивать  внимание/. Память,  мышление, наблюдательность. Игра   —   это   поле   творчества.   Именно   в   игре   проявляется   гибкость   и   оригинальность мышления.   Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.  Дорисуй так, чтобы получился какой­то предмет.  Это задания на выявление закономерностей: ∙       Раздели фигуры на группы.  ∙  Найди «лишний» рисунок.  ∙       Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.  .  Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.  ∙      По какому принципу объединили данные фигуры и др. Для   развития   творческих   способностей   учащихся   огромное   значение   имеют   такие частично­поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. Уровень   творческих   способностей   оказывает   влияние   на   уровень   развития познавательных  процессов.   У   детей,   обладающим   высоким   уровнем   творческих способностей, наблюдается и больший уровень познавательных процессов в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей. Творческое развитие доступно каждому ребенку.  Каковы же условия?  Свободная атмосфера в школе и в классе, без менторства, без авторитарности.  Доверие   и   уважение   к   ученикам   со   стороны   учителя,   помощь,   по   возможности неявная, наводящая.  Высокий   уровень   познавательных   интересов   среди   учащихся,   игровые   методики учителя, решение субъективно­творческих  задач при изучении различных тем.  Внимание   к   интересам   каждого   ученика,   к   его   склонностям,   здоровью,   к   его способностям.  Атмосфера общей культуры в школе. Учитель может достичь желаемого результата лишь   в   том   случае,   если   он   сам   как   личность   не   чужд   творчеству,   созиданию, постоянному поиску. .  Творческие   задания,   в   которых   дети   придумывают,   составляют,   изобретают предлагаются   систематически.   В   них   дети   могут   придумать   пример   на   изученный вычислительный  прием, составить  задачу по данному выражению,  данного типа или  по заданному сюжету ( о спорте, о животных, задачу­сказку и т.д.), нарисовать узоры или геометрические   фигуры   заданного   свойства,   зашифровать   или   расшифровать   название города, книги, кинофильма с помощью вычислительных примеров.           Творчество   можно   расценивать   как   одно   из   проявлений   разностороннего, гармонического   развития   личности   школьника.   Указанные   предпосылки   творческой деятельности младших школьников формируют такие средства обучения родному языку как сказки и загадки;   уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и различные олимпиады,   конкурсы,   викторины;   выступления   учащихся   на   утренниках,   на   уроках   – доклады, сообщения по литературному чтению.   На   уроках   литературного   чтения   исполнительская   деятельность   возвышается   до подлинного творчества: ­ это особый вид чтения – чтение сопереживание героям, полное погружение в мир героев книг (эмоционально­творческий), отсюда вытекает выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного.  Для эффективного развития творческих способностей младших школьников необходимо: ­   введение   в   программу   школьного   воспитания   специальных   занятий,   мероприятий, направленных на развитие творческих способностей;  (С введением ФГОС часы, отведённые на внеурочную деятельность, позволяют  учителю развивать творческие способности, детям заниматься творчеством по их выбору, появится   возможность   для   организации   индивидуальной   проектно­   исследовательской деятельности) ­ давать детям задания творческого характера не только на уроках эстетического цикла, но и вообще в ходе образовательного процесса; ­создание на уроке комфортной психологической обстановки.

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017