Как сделать уроки литературного чтения благоприятным для развития творческого потенциала ребенка? Как использовать драматизацию, как один из самых распространенных видов детского творчества, которая очень близка детям, для формирования интереса к чтению, осознание прочитанного, формирование эмоциональной сферы ребёнка? Так же в статье даны рекомендации для повышения эффективности использования этого приёма на уроках литературного чтения, основанные на собственном опыте.
«Развитие творческих способностей на уроках литературного
чтения через использование элементов драматизации»
УМК «Школа ХХ! века»
Учитель начальных классов
ГБО СШ №444 Фрунзенского рна
Терентьева И.Е. .
Начальное звено играет важную роль в становлении и развитии личности
ребенка. В этом возрасте складываются и проявляются до 70% его личностных качеств.
Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями, творцами в этом мире,
наблюдали, думали, рассуждали, творили красоту и радость для людей и находили в
этом творении счастья. Я считаю, что такому творческому развитию учащихся и
способствуют развивающее обучение, направленное на личностно – ориентированное
обучение детей.
Детская творческая активность может стимулироваться и направляться извне.
Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает
потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная
атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление
ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его
склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Уроки литературного чтения очень благоприятны для развития творческого
потенциала ребенка.
Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на
личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своем
воображении.
средство
Литературное чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое
сильное
литература.
Художественная литература приобщает ребенка к духовному опыту человечества,
развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже воспринято произведение, тем
больше воздействие на личность оно оказывает.
воздействия на личность, как
художественная
Главная задача уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому
сознательному чтению, состоит в развитии детей средствами художественной
литературы, в формировании художественного вкуса, в развитии чувств. Опыт моей
работы показал, что продуктивным приемом обучения творческому чтению являются
игры – драматизации.
Драматизация один из самых распространенных видов детского творчества,
она очень близка детям, так как основана на действии, которое совершает сам ребёнок,
непосредственно связана с игрой. Я считают драматизацию одним из эффективных
приемов работы над художественным воображением ребенка, становлением его
эмоциональной сферы, опытом социального общения. Эта работа предполагает
необходимость хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, быть
внимательным к тексту.
Предлагаю ребёнку представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить
действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами,
голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять
их характеры, ситуации, в которые они попадают, придумывать продолженияизвестных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета,
учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей
природе и мире, то есть содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной
цели, которую ставит учитель.
Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут самостоятельно
под руководством учителя на уроках развития речи. Разработка характеров и речи
героев позволяет мне лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в
детские проблемы и помочь найти пути их решения.
Использую различные формы драматизаций: пальчиковый театр, кукольный театр,
театр теней, костюмированные представления по сказкам и рассказам, спектакли по
собственным сценариям, сценариям родителей, драматизации по мотивам сказок.
При использовании приема драматизации на уроках чтения нужно иметь в
виду, что существуют формы драматизации различной сложности, которые я ввожу
постепенно, все, более усложняя их с учетом возрастных возможностей детей и целей
урока. Нарастающую сложность используемых мной форм драматизации я представляю
таким образом: анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и
пантомимики, изображенных на них героев, постановка индивидуальных и групповых
«живых картин»; подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с
установкой
только интонационной, но и пластической
выразительности; чтение по ролям с присутствием или отсутствием автора, чтение за
героев там, где говорится о героях; драматизация развернутой формывысший уровень
драматизации. Результат возможен только при активном включении каждого ребенка
в создание спектакля. Анализ иллюстраций происходит в таком порядке: восприятие
иллюстративного материала («Что изображено на картине?»), выделение «состояния»
(«Что делает герой?»); истолкование «значения состояния» («Когда так делают?»).
на использование
не
Рассмотрим перечисленные формы драматизации подробнее.
Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики,
изображенных на них героев начинаю с этапа обучения грамоте.
Для того, чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние
героя иллюстрации, усложняю работу, предлагая детям задание: «Попробуйте сделать
так же, как на картине. Что вы при этом чувствуете?». В целях усложнения работы
анализ иллюстраций чаще всего является не самостоятельным видом работы, а
подготовительным этапом перед проведением более сложной формы драматизации.
«Живая картина » это момент из художественного произведения, запечатленный
в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите. Эту форму, как
достаточно простую форму драматизации, без слов, с помощью пластики и реквизита
запечатляющую одно мгновение, применяю на первых порах обучения в школе, затем
перехожу к более сложным видам драматизации.
Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой
на использование не только интонации, но и пластики происходит в следующем
порядке: восприятие текста произведения, который предстоит драматизировать,
проверка качества восприятия; характеристика героев произведения с привлечением
текста; анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника;
установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению.
Данная форма драматизации более сложна, чем «живые картины», за счет
воспроизведения выразительной речи героев произведения. Однако и её провожу уже
начиная с уроков обучения грамоте. Продолжается эта работа и на уроках
литературного чтения, однако на смену простым формам драматизации постепенно
приходят более сложные: чтение по ролям и развернутая драматизация.
2Подготовка
последовательности:
к проведению
чтения по ролям
проходит
в такой
знакомство с текстом чтение или слушание, общая проверка восприятия,
определение количества действующих лиц;
чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов
первой буквой их названия на закладках;
определение необходимости чтения авторских слов;
анализ эмоционального состояния или характера действующих лиц с целью
выразительного прочтения слов «за них»;
определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев;
выбор чтецов и первое чтение по ролям;
определение удач и неудач в чтении по ролям;
выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям;
подведение итогов и оценка работы.
Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором
имеются диалоги. Использую его и в период обучения грамоте, но изза недостаточной
сформированности у первоклассников техники чтения в меньшей мере, чем на уроках
литературного чтения. На первых порах при проведении чтения по ролям учу детей
определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать
принадлежность реплик тем или иным героям. Затем больше внимания уделяею
характеристике действующих лиц и выразительности их интонации. Иногда, усложняя
прием чтения по ролям, предлагаю учащимся не только произносить слова каждого
из героев, но и, читая, показать, как они выглядели, какими были выражения их лиц. В
этом случае чтение по ролям проводится у доски. Сидящие за партами ученики
слушают исполнителей и смотрят на них.
Драматизация развернутой формы самая сложная, заключающая в себе все
средства драматической выразительности, поэтому она вводится не сразу, а постепенно.
В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса развернутой
драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой
эпизодов, небольшое произведение целиком.
Данный вид деятельности использую и для внеклассной работы, и как форму
проведения уроков литературного чтения.
полученные
их, проверить
Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали
свою
произведения, обобщать
знания, закрепить
сообразительность и смекалку позволяют литературные игры.
Примененяя творческие задания на уроках литературного чтения позволили мне
сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к
заданиям творческого, проблемно – поискового характера. Они постепенно начали
проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и
находить на них ответы, размышлять и сопереживать, а также делать анализ
прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять
картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти
3картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.
У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям,
возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более
спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до
конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению
при выполнении работ творческого характера. Таким образом, можно заключить, что
применение системы творческих заданий, связанных с драматизацией на уроках
литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших
школьников.
И если у школьника
возникает желание после прочтения литературного
произведения узнать об авторской идее и вообще об авторе данного литературного
произведения как о писателе и человеке – это сигнал о том, что школьник готов к
изучению литературы, к осознанному чтению произведений. Такой уровень восприятия
текста литературного произведения обычно достигается большинством младшими
школьниками к концу четвертого года формирования
читательской
самостоятельности.
у них
В заключении приведу ряд правил, соблюдение которых повысит эффективность
использования приема драматизации на уроках классного и внеклассного чтения:
1) учитель и учащиеся должны ясно осознавать цель введения каждого приема на
урок;
2) при
использовании
любой
из форм
драматизации важно
соблюдать
последовательность работы:
3) для повышения точности драматического воплощения целесообразно, использовать
иллюстративный материал;
4) распределять роли можно сразу после проведения подготовки
5) необходимо научить детей отношеносится к драматизации как к искусству
переживания, а не изображения. Для этоговажны установки типа «Представь себя,
что это случилось с тобой», «Если бы ты оказался на месте героя произведения»,
как бы ты повел себя?».
6) если драматизация осуществляется на прозаическом учебном материале, возможны
некоторые отклонения от текста, не искажающие последовательности и общего
смысла реплик. Это не распространяется на стихотворные формы;
7) реквизит нужно
применять умеренно, каждый раз,
использования любой детали декорации, костюма, грима;
ясно
осознавая
цель
8) важно, чтобы качество применения каждого приема драматизации подвергалось
анализу и оценке со стороны учителя и детей;
9) в процессе драматизации педагог должен выступать не столько в роли обучающего,
сколько в роли организатора детской деятельности;
10)
для достижения эффективности применения драматизации в процессе обучения
необходимо систематическое, а не случайное использование этого приема.
45