Развитие творческого потенциала учащихся на уроках трудового обучения
Оценка 5
Библиография
pptx
труд
8 кл
17.09.2017
Проектная деятельность – деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании полноценной личности и развитии творческой активности учащихся на уроках трудового обучения. В проектной деятельности школьники отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Применяется на уроках трудового обучения.презентация к уроку
8 класс трапезы.pptx
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках трудового обучения
Проектная деятельность – деятельность, которой принадлежит большая
роль в формировании полноценной личности и развитии творческой активности
учащихся на уроках трудового обучения. В проектной деятельности школьники
отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об
изображаемых событиях, о жизни [12, c.12]
Изначально метод проектов я использовала только при подготовке
учащихся к участию в творческих конкурсах. Например, для участия в районном
фестивале «Калейдоскоп фантазий» был создан групповой проект «Солнечная
палитра» и индивидуальный – «Вдохновение» (Приложение 3), индивидуальный
проект в 2012 стал лауреатом фестиваля.
При подготовке к предметной олимпиаде так же возникла необходимость
применять данный метод. Третий тур республиканской олимпиады по
трудовому обучению до 2016 года – это представление и защита творческого
проекта. Учащиеся испытывали серьёзные затруднения на данном этапе. В
отличие от предмета «Технический труд» в учебной программе по
«Обслуживающему труду» нет отдельной темы, отведённой для изучения метода
проектной деятельности.
Таким образом появились достаточно сложные проекты «Кошкин дом» и
«Мирский замок» (Приложение 4), которые были отмечены на втором этапе
республиканской олимпиады дипломами 1 и 3 степеней, а на третьем –
похвальными отзывами.
Тематика проектов учащихся разнообразна. Например, при подготовке к
предметной олимпиаде в 2014 году был выполнен проект в новой для меня и
моих учениц технике «Crazywool крейзивул» (Приложение 5).
В своей практике я использую групповые и индивидуальные проекты.
Групповая работа над проектом привлекает учащихся своей деловой
позволяет лучше узнать
возможностью общения,
направленностью,
одноклассников, сравнить себя с ними, повысить самооценку.
Кроме этого, групповая работа:
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках трудового обучения
– даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
– обеспечивает разнообразие деятельности в процессе обучения;
– воспитывает обязательность выполнения задания в указанные сроки, так как от
этого зависит успех работы всего коллектива;
– предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их
отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
– является одним из способов преодоления психологических барьеров в
индивидуальном саморазвитии личности;
– позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух
соревнования.
При работе над групповым проектом возможно создание достаточно
большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена
группы. Например, при работе над проектом «Солнечная палитра» стало
возможно соединение индивидуальных работ учащихся в одно целое –
коллекцию, т. е. единый объект проектирования, варианты которого
обсуждались в группе, сопровождались эскизами, схемами, имели дизайнерское
решение. При этом логика построения деятельности учащихся должна
соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа
коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой.
Проекты позволяют проявлять и коммуникативные способности каждой
учащейся.
Как показал мой опыт работы, наиболее простыми являются групповые
проекты, более сложными – индивидуальные. Но в тоже время, я обратила
внимание, что предпочтение учащиеся отдают все же индивидуальным проектам.
На тот момент творческий потенциал моих учениц был невелик, но,
возможно, учащиеся недооценили себя и свои способности. С 13ти лет
деятельность подростков связана со стремлением к самореализации,
самосовершенствованию. В этом возрасте свойственно увлечение чемлибо, а
достигнутый успех в выбранном увлечении гармонично развивает, обогащает
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках трудового обучения
У подростков явно выраженное стремление к
внутренний мир.
самостоятельности сталкивается с отсутствием или недостаточной
сформированностью навыков самостоятельной деятельности. Отработать этот
навык позволяет индивидуальная проектная деятельность, предусматривающая
планирование собственной деятельности, определение цели, постановку задач,
оценку действенности избранных средств и результатов.
Параллельно я стала применять проектную деятельность учащихся на
уроках трудового обучения, в частности, при изучении вариативного компонента
программы в 78 классах (Приложение 6), в соответствии с инструктивно –
методическим письмом,
учитель трудового обучения имеет право
самостоятельно выбирать указанные в программе темы данного компонента,
отражающие особенности образовательной среды учреждения образования, в
зависимости от материальнотехнической базы учреждения общего среднего
образования, интересов учащихся.
Опираясь на вышесказанное, я выбрала тему для 7 классов – «вязание на
спицах», а для 8 классов – «вязание крючком», составила календарно –
тематическое планирование (Приложение 7). В соответствии с планированием
были разработаны планы уроков (Приложение 8).
На первых занятиях изучения вариативного компонента программы, как
правило, происходит знакомство учащихся с новым видом рукоделия. В
процесс наблюдения учитель выясняется какими умениями и навыками
обладают учащиеся в данной области.
Первый этап работы над проектом является подготовительным.
Учащиеся знакомятся с творческими проектами прошлых лет, оценивают свои
умения и навыки, выполняя упражнения по вязанию образцов различной
сложности. На данном этапе домашнее задание носит творческий характер,
так как учащимся предлагается выбрать тему проекта, с учетом их интересов
и способностей в области вязания. Кроме того, им необходимо обосновать
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках трудового обучения
свой выбор, новизну и оригинальность замысла и практическую
________________ значимость проекта.
Я неоднократно наблюдала за тем, как на этом этапе учащиеся активно
привлекают родителей к обсуждению задания, а те, в свою очередь,
проявляют заинтересованность и участвуют в обсуждении будущего проекта.
Разумное участие родителей в проектной деятельности приветствуется.
Не все учащиеся в классе обладают равными умениями и навыками.
Очень важно на данном этапе учителю скорректировать выбор темы проекта
каждого учащегося, грамотно направить ребенка в «нужное русло», не отбить
желание продолжить работу. Следует убедиться, что выбор – обоснованный,
продуманный, учитывающий возможности школьника. Бывают учащиеся,
которым очень тяжело дается выполнение творческих проектов, тогда я им
предлагаю задание по изготовлению конкретного изделия.
Второй этап можно назвать исследовательским.
На уроке,
ознакомившись с соответствующими источниками информации (книги,
журналы, интернет – ресурсы и пр.), учащиеся выполняют эскизы, чертежи,
разрабатывают подробное описание изделия, технологическйю карту
(приемы изготовления). Здесь очень важна роль учителя как наблюдателя, и
координатора.
На третьем этапе – практическом – учащиеся выполняют изделие
согласно разработанной документации, учитель на данном этапе является
советчиком и консультантом при необходимости.
Четвертый этап – заключительный – проводится защита проекта.
В качестве домашнего задания поэтапно учащиеся выполняют
оформление пояснительной записки, в которой коротко отражаются работу
над проектом. Пояснительная записка должна содержать:
– актуальность темы (обоснование выбора изделия, цель и задачи
проекта, новизна, оригинальность и практическая значимость);
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках трудового обучения
– графическую документацию (эскизы, чертежи);
–
технологическую документацию
(перечень материалов,
последовательность (план) выполнения работы);
– экономическое обоснование (обоснование расхода материалов,
определение себестоимости, экономическая целесообразность);
– выводы;
– список использованных источников.
Для поддержания интереса учащихся к работе над проектом на каждом
уроке выставляется текущая оценка. На заключительном этапе выставляется
оценка за конечный результат работы, защиту проекта и оформление
пояснительной записки.
При выполнении проектов, в отличии от традиционных уроков, я не
стремлюсь, чтобы всю работу учащиеся выполняли на учебном занятии. Когда
дети увлечены работой, время летит незаметно и частого его не хватает.
Поэтому, значительную часть, связанную с оформлением пояснительной
записки, подготовкой защиты учащиеся, выполняют как домашнее задание.
Среди наиболее интересных и сложных работ могу отметить проекты 8х
классов – «Накидка, связанная крючком», «Платье трансформер» (Приложение
8)
Проекты моих учащихся являются актуальным и для практической жизни
и вместе с тем требуют привлечения знаний по нескольким предметам. Это
обеспечивает естественную интеграцию знаний. Например, при выполнении
проекта по трудовому обучению, учащиеся используют знания из курсов
математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия. Навыки рисования
необходимы при выполнении эскизов объекта труда, навыки рукоделия – при
изготовлении изделия.
При применении метода проектной деятельности работа в классе
построена по принципу работы творческой мастерской, где каждый учащийся
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках трудового обучения
имеет своё рабочее место, оборудование, инструменты, справочную литературу,
наглядные средства обучения, материалы, может получить консультацию
учителя. Нельзя рассматривать трудовое обучение исключительно как
«практический» предмет, где главным является объект труда и не учитываются
индивидуальные особенности ребёнка.
Трудность выполнения индивидуальных проектов заключается в
необходимости затрат учителем большого количества времени на работу с
каждым учащимся. Кроме того, не все учащиеся в классе работают в
одинаковом темпе и обладает равными умениями, навыками и способностями.
Для всех желающих в шестой школьный день я организовываю
стимулирующие и поддерживающие занятия, реализуя один из пунктов приказа
об усилении работы по трудовому обучению министра образования № 21 от
19.01.2017 «О совершенствовании организации шестого школьного дня».
Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере
освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу
вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт.
Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений
в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в
подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами
Проектная
мышления,
формировать свои мыслительные стратегии.
деятельность, предполагающая вовлечение каждого учащегося в активный
познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки
исследовательской и поисковой работы.
Реализация метода творческих проектов изменяет позицию самого
учителя, который из носителя готовых знаний становится организатором
самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В целом в работе над
проектом учитель:
– помогает в поиске нужных источников информации;
– координирует весь процесс;
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках трудового обучения
– поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учащихся
над проектом.
Приветствуется участие учащихся в различных конкурсах и предметных
олимпиадах по трудовому обучению. Если пять лет назад мне было сложно
найти желающих, то последние три года необходимо проведение отборочного
тура.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.