РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, что способствует развитию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной и двигательной активности детей при этом обеспечивает психологическое, физическое и эмоциональное благополучие детей, что соответствует требованиям ФГОС ДО, она содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Пространство группы организовано в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Организовано развивающая предметно-пространственная среда с учетом требований ФГОС ДО, где чётко прослеживаются пять образовательных областей:
1) Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
2) Образовательная область «Познавательное развитие»
3) Образовательная область «Речевое развитие»
4) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
5) Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Основной целью этого направления является развитие познавательных способностей дошкольников, их реализация, формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
В «Математических ступеньках» имеется картотека дидактических игр по ФЭМП; наглядный и раздаточный материал. А также развивающие игры, разнообразные игровые материалы, занимательный математический материал способствуют развитию детского математического творчества, формированию представлений и закреплению уже имеющихся математических знаний. Уголок наполнен материалами для индивидуального развития: пазлы, лото, домино.
«Уголок природы» направлен на развитие познавательного интереса у детей к объектам живой и неживой природы. В нем имеется: календарь природы, где дети ведут наблюдения за погодными изменениями, демонстрационный материал по временам года и кукла с комплектом сезонной одежды.
В центре познавательного развития функционирует мини - лаборатория «Я - исследователь». Направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Лаборатория наполнена картотекой опытов и экспериментов, карточками-схемами «Первые шаги в науку».
Здесь имеется все необходимое для проведения опытов и исследований: микроскоп, увеличительные стекла, магниты, песочные часы, глобус, разнообразные емкости, мерные ложки, природные материалы, коллекции камней. Их назначение – дать ребенку возможность самостоятельно исследовать материал и экспериментировать, проводя опыты.
«Мир вокруг нас» включает в себя картотека дидактических игр по ознакомлению с природой; наборы и карточки животных, птиц, овощей, фруктов; комнатные растения, инвентарь по уходу за ними; знакомство с профессиями и с семьей.
В «Патриотическом уголке» формируются первичные представления о малой Родине, размещены куклы в русских национальных костюмах, имеется государственная символика России, Оренбургской области и города Оренбурга. Иллюстрационный материал, альбомы, открытки, художественная литература по краеведению, позволяют познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей родного города Оренбурга, оформлены альбомы различной тематики.
Образовательная область
«Речевое развитие»
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
В «Уголке развития речи» имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал для развития устной речи, игры на звукоподражание, игры и пособия для развития речевого дыхания, игры и пособия для развития фонематического слуха и звукопроизношения. Картотека артикуляционных игр и упражнений, игры для развития связной речи.
В «Детской библиотеке» дети найдут книги по своим интересам.
Здесь имеются книги в соответствии с возрастом обучающихся.
Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое направление обеспечивает решение задач по формированию творческого потенциала детей, художественных способностей, воображения, самостоятельности, развития интереса к изодеятельности.
«Уголок творчества» насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования.
Наполнен предметами декоративно-прикладного искусства, настольно-печатными играми. В доступности находятся материалы для творческой деятельности детей: карандаши, пластилин, цветная бумага и бумага для свободного рисования, краски, трафареты, шаблоны, обводки.
«Театральный уголок» располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами, театр шапочек-масок, маски, вязаный театр, пальчиковый театр, бусы, ободки. Проявлять интерес, желание к театральному искусству нам помогает медиатека: аудио сказки, мелодии, детские песни.
Здесь имеются различные виды театров: пальчиковый, настольный, деревянный, би-ба-бо, плоскостной, резиновый. Для проведения театрализации изготовлены маски различных сказочных героев.
В «Музыкальном уголке»: детские музыкальные инструменты, дидактические игры. Имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха, магнитофон.
В «Уголке ряженья» представлены различные наряды для театрализации, головные уборы, украшения, одежда для организации сюжетно-ролевых игр.
В «Уголке конструирования» представлены различные виды и формы конструкторов: настольный конструктор (деревянный и пластмассовый), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки, настольный конструктор (деревянный и лего), к ним для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки, схемы построек.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.
Обеспечивает организацию самостоятельных игр, развитие фантазии, формирование игровых умений, реализацию игровых замыслов, воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
Игровой уголок включает в себя «Салон красоты», «Поликлиника», «Мы военные», «Магазин», «Ателье» и т.д.
Дети могут найти уединение в «Уголке уединения» и найти себе развлечение.
«Уголок дежурства»
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеют трудовые поручения и дежурства.
«Безопасность» включает в себя картотеку игр по ПДД, по пожарной безопасности и безопасности в природе; макет дороги; настольно-печатные игры и т.д. Для развития навыков безопасного поведения детей уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстрационный материал, игры, картотека по ОБЖ, настольно-печатные игры.
Образовательная область
«Физическое развитие»
Условия для реализации задач этой области созданы с целью укрепления здоровья ребенка.
«Уголок здоровья» направлен на формирование знания о здоровье и правилах его сохранения. Для этого в уголке имеются дидактические игры, демонстрационный материал, картотека игр по валеологии, консультации.
В «Уголке физического развития» имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь (кегли, скакалки, обручи, мячи, мешочки для метания) демонстрационный материал, коврики для профилактики плоскостопия, мишени для метания, «Кольцеброс».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.