Цель: выявление и развитие социально ценных интересов учащихся среднего и старшего возраста. Ход проведения.
I. Каждому учащемуся предлагается выполнить следующее зада¬ние: составить список своих увлечений - тех занятий, которые кажутся тебе особенно интересными, привлекательными (но не более 10 основ¬ных), и запиши их в столбик. Рядом с полученным списком начерти таблицу из 4 вертикальных граф («а», «б», «в», «г»):
а) поставь «+» в графе «а» рядом с теми увлечениями, которые приносят пользу не только тебе, но и окружающим (родителям, друзьям, учителям и другим людям). Подсчитай общее количество плюсов. Запи¬ши их число;
б) поставь «+» в графе «б», если твое увлечение требует участия дру¬гих людей в виде жертвы с их стороны (временем, деньгами, своими интере¬сами, вещами и т. д.). Подсчитай общее число плюсов. Запиши их число;
РАЗВИВАЮЩАЯ АНКЕТА «ТВОИ УВЛЕЧЕНИЯ»
(СОСТАВЛЕНА ДОЦЕНТОМ А.А. АНДРЕЕВЫМ)
Цель: выявление и развитие социально ценных интересов учащихся
среднего и старшего возраста. Ход проведения.
I. Каждому учащемуся предлагается выполнить следующее задание:
составить список своих увлечений - тех занятий, которые кажутся тебе
особенно интересными, привлекательными (но не более 10 основных), и
запиши их в столбик. Рядом с полученным списком начерти таблицу из 4
вертикальных граф («а», «б», «в», «г»):
а) поставь «+» в графе «а» рядом с теми увлечениями, которые приносят
пользу не только тебе, но и окружающим (родителям, друзьям, учителям и
другим людям). Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число;
б) поставь «+» в графе «б», если твое увлечение требует участия других
людей в виде жертвы с их стороны (временем, деньгами, своими интересами,
вещами и т. д.). Подсчитай общее число плюсов. Запиши их число;
в) поставь «+» в графе «в», если твое увлечение помогает тебе стать лучше,
способствует твоему развитию. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши
их число;
г) поставь «+» в графе «г», если твое увлечение осуществлялось на практике
в течение последних двух недель хотя бы раз. Подсчитай общее количество
плюсов. Запиши их число.
А теперь поразмышляй, сделай выводы о том, достаточно ли серьезно ты
относишься к выбору предмета своих увлечений, не мешают ли они близким
людям, не являются ли увлечениями лишь в твоем воображении.
II. Выполнение второго задания: составь список из 10 самых любимых вещей
(из числа тех, какими дома распоряжаешься только ты).
Как и в предыдущем упражнении, начерти рядом с получившимся списком
таблицу из 4 вертикальных граф:
а) поставь «+» в графе «а» рядом с названием вещи, без которой ты вполне
мог бы обойтись. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число;
б) поставь «+» в графе «б», если вещь есть у тебя, но ее не имеют родители,
хотя и хотели бы иметь. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши число;
в) поставь «+» в графе «в», если эта вещь тебе необходима только лишь для
поддержания собственного авторитета среди товарищей. Подсчитай общее
количество плюсов. Запиши их число;
г) поставь «+» в графе «г» рядом с названием вещей, которые нужны тебе,
чтобы приносить пользу и другим людям. Подсчитай общее количество
плюсов. Запиши их число.А теперь поразмышляй, сделай выводы о своем предпочтении духовных или
материальных ценностей.
III. Выполнение третьего задания: аналогично предыдущему составь список из
10 вещей, которые ты хотел бы иметь немедленно, но сейчас еще не имеешь.
Проделай такую же работу, какую проделал в предыдущем упражнении.
Проанализируй, реалистичны ли твои ожидания, соответствуют ли они
возможностям твоей семьи.