Развивающие задания по русскому языку на уроках в 4 классе по теме " Слово в языке и речи"
Оценка 4.6

Развивающие задания по русскому языку на уроках в 4 классе по теме " Слово в языке и речи"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русский язык
4 кл
01.11.2022
Развивающие задания по русскому языку на уроках в 4 классе по теме " Слово в языке и речи"
Развивающие задания помогут учащимся определять лексическое значение слова , уметь разбирать слова по составу , распознавать синонимы, антонимы , омонимы , фразеологизмы.
Развивающие задания по русскому языку в 4 классе.docx

Мордовцева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

 Песковской средней школы, с. Пески Новопсковского района Луганской области

Развивающие задания по русскому языку на уроках в 4 классе  по теме «Слово в языке и речи»

  Большое место в начальном курсе обучения русскому языку отводится фонетике. В игровой форме учащиеся учатся соотносить звуковую и графическую стороны слова, определять лексическое значение слова, уметь разбирать слова по составу, распознавать синонимы, антонимы , омонимы , фразеологизмы. Развивающие задания помогут учащимся развивать память , логическое мышление, воображение, наблюдательность , внимание.

Лексическое значение слова

Синонимы , антонимы , омонимы

1.     «Продолжите предложение»

- Слова , близкие по значению,- это…./синонимы/.

- Слова, противоположные по значению,- это …/антонимы/.

- Слова , одинаковые по звучанию, но разные по значению , это …/омонимы/.

2. « Определите синонимы»

- Продолжите высказывания словами.

-Перечень букв  в определённом порядке- /алфавит, азбука./

- Человек на лошади. /Всадник ,наездник./

-Быстрый воробей./Проворный, резвый./

- Что общего у этих слов? /Значение одно./

- Чем они различаются? /Написанием./

- Как называются слова, близкие по значению , но разные по написанию? /Синонимы./

3. «Скажи по- другому»

Аккуратный - /опрятный , чистый/.

Печальный- / грустный , унылый./

Душистый- /ароматный, пахучий./

Мокрый- / сырой, влажный./

Красивый- / прекрасный, великолепный./

Жаркий- / горячий , палящий./

Вкусный - /аппетитный, лакомый./

Дивный- / чудесный, волшебный ,сказочный./

Грустный- / печальный , скучный./

Вежливый- / почтительный, воспитанный./

Верный- / надёжный , преданный./

Умный- / мудрый, разумный./

Блестеть- / сиять, сверкать./

Смеркаться - / темнеть, вечереть./

 

 

4. « Подберите к словам антонимы»

- Подберите к словам антонимы. Первые буквы слов - ответов составят хорошее слово. Прочитайте его.

Широкий - /узкий/.

Твёрдый - / мягкий/.

Старый  - / новый/.

Скучный- /интересный /.

Бесполезный - /ценный /.

Неряшливый - / аккуратный/.

- Какое слово получилось? / Умница/

5. « Найди друзей»

- Соедините слова, близкие по значению.

Алфавит                         аккуратный

Огонь                              алый

Шалун                             скакать

Чистый                            азбука

Прыгать                          пламя

Бросать                           озорник

Красный                          кидать

6. «Подберите синонимы»

- Вставьте в пословицы пропущенные слова.

… строит , а … разрушает./Мир , война./

… побеждает , а … погибает. /Смелый , трусливый./

… кормит , а … портит. / Труд , лень./

7. Игра «Наоборот»

Учитель называет слово и бросает мяч ученику. Ученик должен подобрать к данному слову антоним.

Мир - / война/, враг - /друг/, шум-  / тишина/, болезнь - / здоровье/, утро –

/ вечер/, чистота - / грязь/, холод - / жара/, злость - / доброта/, храбрость _

/ трусость/, горе - / счастье/.

8.   «Определите омонимы»

Бросил палку кверху Мишка :

- Падай в шапку с ели , шишка.

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две.

                             /Е. Петрищев/

Первую утром девчонки плетут,

Сено косить все вторую берут.

Третья у речек песчаных бывает.

Кто ж это слово быстрей отгадает ? / Коса. /

9. Игра « Третий лишний»

- Найдите в каждой строчке одно « лишнее» словосочетание.

- Белое золото, белая бумага , белый день.

- Пустое ведро, пустой разговор , пустой человек.

-  Медвежья услуга, медвежья лапа, медвежья походка.

- Дорогой обед , дорогая ваза , дорогой друг.

- Железный удар , железная кровать , железная лопата.

10. «Скажи в ответ антоним»

Говорить - / молчать/;

Радовать- / огорчать/;

Разрешить- / запретить/;

Отдыхать- / работать/;

Светлеть - / темнеть/;

 Давать - / брать/;

Зажигать - / гасить/.

11. «Четырьмя буквами»

- Замените синонимами из четырёх букв данные слова.

Приятель -…/друг/.

Противник- …/враг/.

Солдат - …/воин/.

Шагать - …/идти/.

Красный- …/алый/.

Доктор - … /врач/.

Работа - … / труд/.

Фразеологизмы

1 «Фразеологический зверинец»

- Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы?

- Голоден, как /волк/.

- Хитёр , как ../лиса./

- Труслив , как ../заяц/.

- Надут, как../индюк/.

- Неповоротлив , как…/медведь./

- Упрям, как…/осёл/.

- Здоров , как ../бык/.

- Колюч , как../ёж/.

2. Игра « Угадай профессию за фразеологизмами»

- С больной головы на здоровую . /Врач/

- Ход конём. / Шахматист/

-  Ждать у моря погоды . /Рыбак/

- Сгущать краски./ Художник/

- Играть первую скрипку. / Музыкант/

- Попасть в ловушку. /Охотник/

- Петь с чужого голоса. /Певец/

- Стричь под одну гребёнку./ Парикмахер/

3. Игра « Закончи фразеологизм»

- Знать, как  свои   пять…/  пальцев/.

- Держать в ежовых../рукавицах/.

- Сидеть сложа../руки/.

- Выводить на чистую../воду/.

- Катается, как сыр в ../масле/.

- Дрожит, как осиновый../лист/.

- Медвежья…/услуга/.

- Золотые …/руки/.

- Прикусить …/язык/.

- Как снег ../на голову/.

- Кто в лес, кто по / дрова/.

- Чёрным по ../белому/.

- Выйти сухим из …/воды/.

- Намылить …/шею/.

4. «Допиши словечко»

- Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово.

- Держать … востро /уши ,ухо/.

- Смотреть сквозь … очки /розовые , тёмные/.

-  С … нос/голубиный , гулькин/.

- Делать из … слона / комара , мухи/.

- Не в своей …/ чашке , тарелке/.

5. « Животные во фразеологизмах»

- Вспомните. Какие животные « живут» во фразеологизмах.

- Пишет , как ….лапой. /курица/

- Делить шкуру неубитого../медведя/.

- На сердце … скребут./кошки/

- ….носа не подточит./Комар/

6. « Соберите фразеологизмы»

Два сапога                      не подточит.

Проще пареной            горы.

Не в бровь,                      пара.

Обвести вокруг               репы.

Крокодиловы                  пальца.

Сулить золотые               слёзы.

Комар носа                       а в глаз.

Состав слова

1.     Словарик Словознайкина

Словознайкин написал однокоренные слова и закрыл их корни. Однако ученики узнали , какие слова он написал и внесли  их в свои словарики.

Какие слова написал Словознайкин?

..ение     ..ить   ..итель   ..ительница    ..ительская   ..еник  ..еница  ..ёный /УЧ/

2.     «Удивление рыбака»

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина есть такие строчки:

Удивился старик, испугался :

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово…

- Назовите однокоренные слова в отрывке сказки. 

/ Рыбачил , рыба ,  рыбку/

3.     Игра «Кто больше»

Ведущий произносит какое – нибудь слово, например: круг.

Играющие должны записать однокоренные слова.

/Кружиться , круговорот , кружка , закружить , округ , кружок , круглый…/

Победитель тот , кто больше подберёт однокоренных слов.

4.     «Угадайте слово»

 Корень в нём такой же , как в слове  домашний , суффикс такой же , как в слове шарик . Какое слово загадано? Домик/

5. «Лишнее слово»

-Найдите лишнее слово.

Вода , водичка , водяной , водитель , водный.

Море , мороженое , морской , моряк , заморский.

Гористый , гора , горняк , гореть , горный.

Лестница , лес , лесной , лесистый , лесничий.

Лечить , лекарь , лекарство , лекция , лечебница.

5.     « Измените окончания»

- Измените окончания в словах так, чтобы восстановить смысл предложения.

1. Я рублю топор  дровами. / Я рублю топором дрова./

2. Митю ела каша. / Митя ел кашу./

3. На берег реки  стояла красивый дому. / На берегу реки стоял красивый дом./

6. «Морфологические шарады»

- Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,

 суффикс  тот же , что в слове ИЗВОЗЧИК,

приставка та же , что в слове РАСХОД. /Рассказчик./

-  Суффикс и окончание ищи в слове ТЕРПЕЛИВЫЙ,

приставку – в слове ВЫПИСАТЬ,

корень – в слове  ПРЕПОДНОСИТЬ. /Выносливый./

-  Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно,

приставка в СОБРАТЕ  хранится надёжно,

суффикс в ГУДЕНИИ явно услышишь,

вместе – на темы ты разные пишешь. /Сочинение./

Произношение и написание слов с удвоенными согласными

1.     « Подберите родственные слова»

Ссора , / ссориться , поссориться./

Дрожжи , / дрожжевой./

Жужжание , / жужжать , прожужжать./

Суббота , /субботник , субботний./

2.     « Вставьте слова в предложения»

- За диктант Оля получила самый высокий…. .

…. во дворце был великолепен.  / Балл , бал./

-  Простудился я вчера , голова болит с утра , я закашлялся , охрип ,

у меня , наверно, ….   . В корзинке одиноко лежал большой белый …

/Грипп , гриб./

3.     « Замените высказывание»

- Род войск с огнестрельным оружием. / Артиллерия./

- Самая крупная человекообразная обезьяна. / Горилла./

- Праздничное освещение зданий , улиц. / Иллюминация./

- Городской  безрельсовый транспорт. / Троллейбус./

- Шестой день недели. / Суббота./

- Дорога с ровными рядами деревьев по обеим сторонам. / Аллея./

- Собрание  каких – либо предметов. / Коллекция./

- Комната для занятий в школе. / Класс./

- Площадка , с которой  производится посадка на поезд. / Перрон./

- Командная игра с клюшками и шайбой./Хоккей./

- Место , где продают билеты. /Касса./

- Человек , совершающий поездку на поезде , пароходе  или другом виде транспорта. / Пассажир./

- Дорога с твёрдым покрытием , предназначенная для движения транспорта. /Шоссе./

4. «Отгадайте загадки»

- Плещет тёплая вода в берега из чугуна.

Отгадайте , вспомните, что за море в комнате. /Ванна/

- Стою на крыше всех труб выше. / Антенна/

Правописание слов с буквами Ь и Ъ

1.     «Измени слова по числам»

Брат  /братья/       стул /стулья/            колос  / колосья/         перо /перья/

Сук   /сучья/           клин /клинья/       полено /поленья/         дерево /деревья/

Звено  /звенья/      лист /листья/        крыло /крылья/           брат /братья/                  

2.     « Назови одним словом»

- Растолковать , сделать понятным. /Объяснить/

-  Грибы , которые можно есть. / Съедобные/

- Мясной отвар. /Бульон/

-  Вход в здание . /Подъезд/

- Укол. / Инъекция/

-  Неисправность или недостаток. / Изъян/

- Восхождение на крутую гору. / Подъём/

- Снежная буря, метель. /Вьюга/

- Служащий , разносящий почту. / Почтальон/

- Сжался , скорчился./ Съёжился/

3. Игра « Узнай слово»

С..ль                   Па..цы                 Бук…

П..ль                    Па..ма                Тет…

С..ть                     Па..то                  Слов..


 

Мордовцева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Мордовцева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Подберите к словам антонимы » -

Подберите к словам антонимы » -

Игра « Третий лишний » - Найдите в каждой строчке одно « лишнее» словосочетание

Игра « Третий лишний » - Найдите в каждой строчке одно « лишнее» словосочетание

Петь с чужого голоса. /Певец/ -

Петь с чужого голоса. /Певец/ -

Какие слова написал Словознайкин?

Какие слова написал Словознайкин?

СОБРАТЕ хранится надёжно, суффикс в

СОБРАТЕ хранится надёжно, суффикс в

Грибы , которые можно есть. / Съедобные/ -

Грибы , которые можно есть. / Съедобные/ -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022