Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста, на закрепление знаний жанров устного народного творчества, воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, формирование представления о мире, дружбе, взаимовыручке.Знакомство детей с особенностями национальной культуры России, обрядами, традициями, обычаями. Знакомство детей с устаревшими словами русского языка.
Развлечение
по приобщению к истокам русской
народной культуры
старшая группа
на тему:
«Мы тоже живём в России»Программные задачи:
Систематизировать представление детей об устном народном творчестве, о
разнообразии жанров. Формировать отношение к окружающему миру, обогащать чувства
детей, их речь.
Через чтение потешек, песенок, прибауток, обогащать представление детей о мире,
отношениях между людьми, дать толчок фантазии, творчеству.
Развивать познавательную активность, самостоятельность, яркую индивидуальность.
Приобщать к красоте и самостоятельности русского слова.
Воспитывать любовь к Родине, интерес к устному народному творчеству,
доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.
Методические приёмы:
Информационнопознавательная беседа, уточнение, напоминание, художественное
слово, вопросы, хоровые и индивидуальные ответы детей, подбадривание, поощрение,
игровая ситуация, игра, наглядность, музыкальный фон.
Материал:
Выставка глиняной и деревянной посуды и игрушек, народной вышивки, вязания,
интерьер русской избы, сундучок с мелкими игрушками, магнитофон с записью русской
плясовой мелодии, музыкальные инструменты: бубны. Ложки и колокольчики по
количеству детей.
Предварительная работа:
Индивидуальная работа с детьми по развитию умения выразительно читать потешки,
заклички, загадки; заучивание песенок, стихотворений; рассматривание глиняной и
деревянной посуды и игрушек, интерьера русской избы.
Беседа о Родине, устном народном творчестве, наследии русского народа в
песенках, потешках, загадках, сказках, скороговорках.Ход занятия:
Воспитатель: Дети сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие.
Отправляясь в путешествие, люди покидают свой дом.
А в каком городе мы с вами живём?
Где находится наш город?
Как называется страна, в которой мы живём?
Как называют людей, живущих в России?
Какой народ живёт в нашей стране?
Воспитатель: Русский народ очень любит свою Родину, гордится её могуществом,
восхищается её красотой.
А сколько пословиц и поговорок сложено о Родине, о любви человека к родному краю.
Давайте их вспомним.
Дети:
Всякому мила своя страна.
Родная сторонамать, а чужаямачеха.
Своя земля и в горсти мила.
Чужбинакалина, родинамамка.
С родной земли умри, не сходи.
Воспитатель: Куда нам отправится? Кто подскажет, дорогу укажет? Узнаем из загадки.
Маленький, кругленький
А хвост не поднять?
(клубок ниток)
(Бросаем клубок и идём за ним. Входим в горницу русской избы, рассаживаемся на лавки).
Воспитатель: Дети, куда мы попали?
Дети: Мы пришли в русскую избу.
Воспитатель: В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как
заканчивали полевые работы, собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали
осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки.
Как говорится в русской пословице: От скуки бери дело в руки.
Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на
полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки
вытачивают.(Рассматривание выставки глиняной и деревянной посуды и игрушек, народной вышивки,
вязания).
Воспитатель: а как весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у
них и спорилась. И мы собрались сегодня в горнице на посиделки.
Издавна славилась Россия – матушка своими мастерами. В народе говорили: «Какова
пряха, такова и рубаха».
Много сложено пословиц и поговорок о трудолюбии.
Давайте их назовём.
Дети:
Труд человека кормит, а лень – портит.
Не учись куделью – учись – рукоделью.
Скучен день до вечера, коли делать нечего!
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Воспитатель: Молодцы! Много пословиц и поговорок знаете. А я вам другую пословицу
напомню: «Делу время, потехе час». А вы любите загадки?
Загадывая загадки, люди проверяют друг друга на внимание, смекалку, сообразительность.
Вам загадки загадаю – кто внимательный узнаю.
Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)
Теперь вы загадайте друг другу, а мы попробуем угадать.
Дети:
Сверху дыра, снизу – дыра,
А по середине огонь да вода. (самовар)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (лиса)
Ног нет, да не догонишь,
С хвостом, а не зверь,
Под мостиком виляет хвостиком. (рыба)
Золотое яблочко
По небу катается.
С утра улыбается
А улыбки – лучи
Очень горячи. (солнышко)
Воспитатель: Какие посиделки, если не звучит русская народная песня. А кто петь
стесняется, тот играет ловко на погремушках да ложках. А вы хотите стать ненадолго
музыкантами?
Игра на ложках и погремушках под русскую плясовую мелодию.Воспитатель: Есть в горнице сундучок, он особенный, каждый предмет в нем рассказать о
себе может.
Издавна на Руси матушки да бабушки рассказывали – напевали малым детушкам песенки,
потешки.
Кто достанет предмет из сундучка, тот о нём и расскажет.
Рыбка:
Выйду за ворота
Погляжу далёко:
Озеро широко
Всякой рыбы много.
Сети я закину
Много рыбы выну
Зачерпну водицы,
Наварю ушицы.
Расчёска:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся
Маму, дочка, слушайся.
Дудочка:
Ранымрано по утру
Пастушок: «Туруруру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Мумуму!»
Ты, Бурёнушка, ступай,
В чисто поле погуляй.
А вернёшься вечерком
Нас напоишь молочком.
Котик:
Пошёл котик на Торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ванечке снесть?
Я и сам укушу
Да и Ванечке снесу.
Птичка:
Летели две птички, собой невелички,
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Сели, посидели, взвились, полетели,
Взвились, полетели, песенки запели.
Воспитатель: Молодцы! Много песенок да потешек знаете. Ещё русский народ очень
любит скороговорки. Они желанные гости на праздниках и посиделках. Соберётся
молодёжь, и устраивают соревнования: кто кого переговорит, кто скажет быстрее и без
ошибок.
А кто из вас знает скороговорки?
Дети:
Шёл Егор через двор
С топором чинить забор.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!
Две сороки – тараторки,
Тараторили на горке.
Воспитатель: Давайте попробуем повторить скороговорки все вместе. А кто отважится
один?
Воспитатель: С давних пор дети на Руси любят играть. Игра – это всегда развлечение и
забава.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Стали в круг и ну считать
Нам водилку выбирать.
Дети:
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка, дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок – то стоит три,
А водить – то будешь ты.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Воспитатель:
Эникибеники, ели вареники
Заяц – капусту, а мишка ел мёд.
Зайцу попало от сторожа веником
Чтобы не лазил в чужой огород.
Сказка, сказка прибаутка,
Рассказать её не шутка.
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала
Чтоб в серёдке весь народ
От неё разинул рот.
Чтоб никто – ни стар, ни мал
От неё не задремал.
Сколько сказок знает русский народ. Сколько в них мудрости да волшебства. Издавна
живёт русская народная сказка. Да и вы их не мало знаете.
Воспитатель:
Это что за узелок?
Сказка там живёт, дружок.
Эту сказку узнавай,
А узнаешь – называй.Сразу все молчок.(«Козлята и волк»).
1) Я у Мишеньки в лесу
Живу на опушке.
Чисто пол я подметаю
У него в избушке.
Положу в короб я
Пирожки с вареньем,
Отнесёт меня медведь
К бабушке в деревню.
(«Маша и медведь»).
2) Я залезла в землю крепко
Тянул меня дедка
Мышка прибегала,
Тянуть помогала.
(«Репка»).
3) Дурачок в деревне жил.
Щуку в проруби словил.
Ему щука помогала
И на печке покатала.
Во дворце поселила
На царевне женила.
( «По щучьему веленью»).
4) Детки милые, да красивые,
Мои славные вы, козлятушки,
Ухожу от вас
Я пастись сейчас
Молочка, травы
Припасу для вас.
Вы запритеся
На большой крючок
Если волк придётВоспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по сказкам да считалкам, потешкам да
поговоркам. Пора возвращаться в детский сад.