Конспект классного часа к методической разработке классного часа по теме: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО: роль женщин в Великой Отечественной войне»

  • Лекции
  • Мероприятия
  • docx
  • 07.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка Классного часа.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска

 

 

 

 

 

Методическая разработка классного часа по теме:

«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО: роль женщин в Великой Отечественной войне»

 

 

 

 

Автор-составитель:

Дуля Александра Евгеньевна

Педагог-организатор

 

 

 

Смоленск

2024

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для обучающихся 4-6 классов, содержит описание классного часа, посвящённого вкладу женщин в Победу в Великой Отечественной войне.

Данный материал отражает ключевые моменты героизма женщин на фронте, участие женщин в партизанских движениях, а также трудовые подвиги женщин в тылу.

Методическая разработка является частью цикла мероприятий, направленных на создание условий для формирования гражданской идентичности, укрепление патриотизма и уважения к истории Отечества, а также личностного воспитания посредством обращения к памяти о героических событиях 1941-1945 годов.

Тема классного часа

«Никто не забыт, ничто не забыто: роль женщин в Великой Отечественной войне»

Актуальность

Тема классного часа актуальна, так как позволяет раскрыть перед обучающимися важную страницу истории нашей страны – участие женщин в борьбе за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. Этот период был временем испытаний, требовавших огромного мужества и самоотверженности со стороны каждого человека. Особый акцент стоит сделать на роли женщин, поскольку их вклад часто остается недооцененным. Образовательное мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств, формирование уважительного отношения к истории своего народа и развитие интереса к изучению прошлого.

Роль и место образовательного мероприятия в системе работы

Классный час по данной теме органично вписывается в систему воспитательной работы школы, направленную на формирование гражданской позиции, патриотического сознания и уважения к культурному наследию. Мероприятие соответствует требованиям образовательных стандартов и дополняет учебные программы по истории и обществознанию, способствуя более глубокому пониманию событий Великой Отечественной войны.

Целевая аудитория

Обучающиеся 4–6 классов. Возрастной диапазон выбран исходя из уровня развития школьников, их способности воспринимать исторический материал и эмоционально реагировать на представленные факты.

Цель:

Воспитание чувства патриотизма, уважения к подвигам предков, особенно женщин и матерей, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1.     Расширить знания учащихся о роли во время войны.

2.     Показать значимость вклада женщин в Победу.

3.     Развивать интерес к истории своей страны.

4.     Формировать навыки анализа исторических фактов и выражать свое мнение.

Планируемые результаты:

После участия в образовательном мероприятии учащиеся смогут:

  • Назвать примеры подвигов женщин времен Великой Отечественной войны;
  • Объяснить значение вклада женского населения в достижение Победы;
  • Проявлять уважение к памяти ветеранов и участников войны;
  • Выражать свою позицию относительно важности сохранения исторической памяти.

Технологии, методы, приемы, формы работы, используемые для достижения планируемых результатов

Для достижения поставленных целей и задач будут использованы следующие технологии, методы и формы работы:

  • Технология критического мышления: стимулирование размышлений через вопросы и обсуждения.
  • Метод проектов: возможность для учеников подготовить мини-проекты о своих родственниках, участницах войны.
  • Приемы интерактивного обучения: использование презентаций, видео фрагментов, игровых элементов.
  • Формы работы: групповая работа, индивидуальная работа, коллективное обсуждение.

Материально-технические, информационные, кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

  • Компьютер с проектором для демонстрации слайдов и видеофрагментов.
  • Презентация, подготовленная учителем.
  • Документальные фильмы или фрагменты фильмов о женщинах-участницах войны.
  • Методическая литература и исторические источники для подготовки материала.
  • Интернет-ресурсы для поиска дополнительной информации.
  • Возможен приглашенный гость (ветеран или участник общественной организации).

Основная часть

1. Приветствие и введение в тему

Учитель: здравствуйте, ребята! Поделитесь, пожалуйста, какие мысли и образы приходят вам на ум, когда вы слышите слово "война" (учащиеся отвечают). А теперь скажите, что вы представляете, услышав слово "победа" (ответы учащихся)? И кто сможет назвать дату, которая в следующем году соединит оба этих понятия? (9 мая 2024 года празднуется 79-летие со Дня Великой Победы).

Учитель показывает фрагмент прочтения стихотворения «Баллада о матери».

Ребята, после того как вы услышали отрывок стихотворения, попробуйте определить, какую тему мы будем обсуждать на сегодняшнем классном часе. Итак, что станет темой нашего разговора?

2. Основная часть

Рассказ учителя: сегодня мы проведем классный час, посвященный очень важной теме – роли женщин и матерей в годы Великой Отечественной войны. Вы знаете, что 9 мая мы отмечаем День Победы. Это праздник, который объединяет всех нас, ведь именно благодаря нашим предкам, их мужеству и стойкости, мы живем под мирным небом. Но сегодня мы поговорим о тех женщинах, которые сражались рядом с мужчинами, работали в тылу и поддерживали своих близких в самые трудные времена.

В годы Великой Отечественной войны женщины проявили себя настоящими героинями. Они заменяли мужчин на заводах, в полях, служили медсестрами, разведчиками, связистами, летчиками и даже танкистами. Женщины были готовы на все ради защиты Родины.

Слайды презентации:

1.     ЖЕНЩИНЫ НА ФРОНТАХ ВОЙНЫ. За годы Великой Отечественной войны на фронте служили больше 800 тысяч женщин. Среди них были снайперы, разведчицы, партизанки, медики, летчицы. В годы Великой Отечественной войны многие женщины сражались наравне с мужчинами, а те, кто остался в тылу, вели хозяйство и растили детей.

2.     ЖЕНЩИНЫ В ПАРТИЗАНСКОМ И ПОДПОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ. Женщины участвовали в партизанских отрядах, совершали диверсии против врага. За подвиги на полях сражений 90 женщин стали героями Советского Союза. Первой из них этой награды посмертно была удостоена 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская.

3.     ЖЕНЩИНЫ НА ЗАЩИТЕ НЕБА. СИСТЕМА ПВО И МПВО. Например, легендарная эскадрилья "Ночные ведьмы", где все пилоты были женщинами.

4.     «Ночные ведьмы». Отряд «Ночные ведьмы» — это 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, полностью состоящий из женщин. Его участники совершили около 24 тысяч боевых вылетов, нанося удары по вражеским объектам ночью на легких деревянных самолетах По-2. Благодаря своему мастерству и смелости, они сыграли значительную роль в победе, разрушая мосты, склады боеприпасов и другие стратегически важные объекты. Несмотря на отсутствие брони и современного вооружения, «Ночные ведьмы» стали грозой немецких войск, заслужив уважение и страх противника.

5.     ЖЕНЩИНЫ-МЕДИКИ. Женщины спасли тысячи жизней на фронте, оказывая первую помощь раненым солдатам.

6.     ЖЕНЩИНЫ НА ЗАЩИТЕ НЕБА. СИСТЕМА ПВО И МПВО. Например, легендарная эскадрилья "Ночные ведьмы", где все пилоты были женщинами.

7.     ТРУДОВОЙ ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ СОВЕТСКОГО ТЫЛА. Матерей и жён. Трудовой подвиг женщин советского тыла в годы Великой Отечественной войны был не менее важен, чем боевые действия на фронте. Когда мужчины ушли на войну, миллионы женщин взяли на себя ответственность за обеспечение армии и страны в целом. Они работали на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве, занимая должности, ранее считавшиеся мужскими.

Основные направления труда:

Работа на заводах: Женщины занимались производством оружия, боеприпасов, танков и самолетов. Часто приходилось работать по 12-16 часов в сутки без выходных, в тяжелых условиях.

Сельское хозяйство: На селе женщины обрабатывали землю, собирали урожай, ухаживали за скотом. Они обеспечивали продовольствием армию и население.

Строительство: Женщины строили оборонительные сооружения, дороги, мосты укрепляли линии обороны.

Роль матерей и жен:

Матери и жены оставались дома, заботились о семьях, воспитывали детей, поддерживали связь с фронтом через письма. Они также активно участвовали в сборе теплых вещей, медикаментов и продуктов питания для отправки на фронт.

Этот трудовой подвиг стал важным фактором победы, обеспечив бесперебойное снабжение фронта и поддержание жизни в стране.

Вопросы к классу:

  • Какие чувства вызывают у вас рассказы о подвигах женщин?
  • Почему важно помнить о вкладе женщин в Великую Победу?

3. Обсуждение

Обмен мнениями: Ученики делятся своими мыслями и впечатлениями от увиденного и услышанного. Возможно, кто-то захочет рассказать историю своей бабушки или прабабушки, если она участвовала в войне.

Мини-игра: "Ассоциации". Учитель называет слово ("женщина", "война", "подвиг"), а ученики называют первые пришедшие им на ум ассоциации.

4. Заключение

Подведение итогов/Заключительные слова:

Учитель: Мы обсудили важную тему – роль женщин в Великой Отечественной войне. Важно помнить, что каждая из них внесла свой вклад в общую Победу. Их мужество и стойкость являются примером для нас всех. Спасибо всем за участие!


Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы коллег

Данная методическая разработка может быть использована учителями истории, классными руководителями и педагогами дополнительного образования при проведении классных часов, уроков мужества, внеклассных мероприятий, посвященных памятным датам, таким как День Победы. Рекомендуется адаптировать содержание в зависимости от возрастных особенностей аудитории, добавляя или упрощая материалы по необходимости.

Разработка включает в себя разнообразные формы работы (групповую, индивидуальную), что способствует активизации познавательного интереса учащихся и развитию коммуникативных навыков. Использование мультимедийных средств делает занятие более наглядным и запоминающимся.

Важно подчеркнуть, что данная тема требует деликатного подхода, учитывая эмоциональную составляющую материала. Педагог должен создать атмосферу уважения и почтения к памяти предков, подчеркивая значимость каждой личности в достижении общей Победы.

Эта методическая разработка предоставляет широкие возможности для творчества педагогов и адаптации содержания в соответствии с конкретными условиями образовательной среды.


Источники:

1.       https://cyberleninka.ru/article/n/tematizatsiya-pamyati-o-zhenschine-na-voyne-v-sovremennyh-dekonstruktsiyah-sobytiy-vtoroy-mirovoy-voyny

2.       https://tass.ru/spec/women_war

3.       https://arzamas.academy/materials/1928

4.       https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zhenschin-v-velikoy-otechestvennoy-voyne

5.       https://stalingrad-battle.ru/projects/war-history-library/obzor-literatury-o-zhenshchinakh-uchastnitsakh-velikoy-otechestvennoy-voyny.php

 


 

Скачано с www.znanio.ru