Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска
Методическая разработка классного часа по теме:
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО: роль женщин в Великой Отечественной войне»
Автор-составитель:
Дуля Александра Евгеньевна
Педагог-организатор
Смоленск
2024
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для обучающихся 4-6 классов, содержит описание классного часа, посвящённого вкладу женщин в Победу в Великой Отечественной войне.
Данный материал отражает ключевые моменты героизма женщин на фронте, участие женщин в партизанских движениях, а также трудовые подвиги женщин в тылу.
Методическая разработка является частью цикла мероприятий, направленных на создание условий для формирования гражданской идентичности, укрепление патриотизма и уважения к истории Отечества, а также личностного воспитания посредством обращения к памяти о героических событиях 1941-1945 годов.
Тема классного часа
«Никто не забыт, ничто не забыто: роль женщин в Великой Отечественной войне»
Актуальность
Тема классного часа актуальна, так как позволяет раскрыть перед обучающимися важную страницу истории нашей страны – участие женщин в борьбе за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. Этот период был временем испытаний, требовавших огромного мужества и самоотверженности со стороны каждого человека. Особый акцент стоит сделать на роли женщин, поскольку их вклад часто остается недооцененным. Образовательное мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств, формирование уважительного отношения к истории своего народа и развитие интереса к изучению прошлого.
Роль и место образовательного мероприятия в системе работы
Классный час по данной теме органично вписывается в систему воспитательной работы школы, направленную на формирование гражданской позиции, патриотического сознания и уважения к культурному наследию. Мероприятие соответствует требованиям образовательных стандартов и дополняет учебные программы по истории и обществознанию, способствуя более глубокому пониманию событий Великой Отечественной войны.
Целевая аудитория
Обучающиеся 4–6 классов. Возрастной диапазон выбран исходя из уровня развития школьников, их способности воспринимать исторический материал и эмоционально реагировать на представленные факты.
Цель:
Воспитание чувства патриотизма, уважения к подвигам предков, особенно женщин и матерей, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о роли во время войны.
2. Показать значимость вклада женщин в Победу.
3. Развивать интерес к истории своей страны.
4. Формировать навыки анализа исторических фактов и выражать свое мнение.
Планируемые результаты:
После участия в образовательном мероприятии учащиеся смогут:
Технологии, методы, приемы, формы работы, используемые для достижения планируемых результатов
Для достижения поставленных целей и задач будут использованы следующие технологии, методы и формы работы:
Материально-технические, информационные, кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Основная часть
1. Приветствие и введение в тему
Учитель: здравствуйте, ребята! Поделитесь, пожалуйста, какие мысли и образы приходят вам на ум, когда вы слышите слово "война" (учащиеся отвечают). А теперь скажите, что вы представляете, услышав слово "победа" (ответы учащихся)? И кто сможет назвать дату, которая в следующем году соединит оба этих понятия? (9 мая 2024 года празднуется 79-летие со Дня Великой Победы).
Учитель показывает фрагмент прочтения стихотворения «Баллада о матери».
Ребята, после того как вы услышали отрывок стихотворения, попробуйте определить, какую тему мы будем обсуждать на сегодняшнем классном часе. Итак, что станет темой нашего разговора?
2. Основная часть
Рассказ учителя: сегодня мы проведем классный час, посвященный очень важной теме – роли женщин и матерей в годы Великой Отечественной войны. Вы знаете, что 9 мая мы отмечаем День Победы. Это праздник, который объединяет всех нас, ведь именно благодаря нашим предкам, их мужеству и стойкости, мы живем под мирным небом. Но сегодня мы поговорим о тех женщинах, которые сражались рядом с мужчинами, работали в тылу и поддерживали своих близких в самые трудные времена.
В годы Великой Отечественной войны женщины проявили себя настоящими героинями. Они заменяли мужчин на заводах, в полях, служили медсестрами, разведчиками, связистами, летчиками и даже танкистами. Женщины были готовы на все ради защиты Родины.
Слайды презентации:
1. ЖЕНЩИНЫ НА ФРОНТАХ ВОЙНЫ. За годы Великой Отечественной войны на фронте служили больше 800 тысяч женщин. Среди них были снайперы, разведчицы, партизанки, медики, летчицы. В годы Великой Отечественной войны многие женщины сражались наравне с мужчинами, а те, кто остался в тылу, вели хозяйство и растили детей.
2. ЖЕНЩИНЫ В ПАРТИЗАНСКОМ И ПОДПОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ. Женщины участвовали в партизанских отрядах, совершали диверсии против врага. За подвиги на полях сражений 90 женщин стали героями Советского Союза. Первой из них этой награды посмертно была удостоена 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская.
3. ЖЕНЩИНЫ НА ЗАЩИТЕ НЕБА. СИСТЕМА ПВО И МПВО. Например, легендарная эскадрилья "Ночные ведьмы", где все пилоты были женщинами.
4. «Ночные ведьмы». Отряд «Ночные ведьмы» — это 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, полностью состоящий из женщин. Его участники совершили около 24 тысяч боевых вылетов, нанося удары по вражеским объектам ночью на легких деревянных самолетах По-2. Благодаря своему мастерству и смелости, они сыграли значительную роль в победе, разрушая мосты, склады боеприпасов и другие стратегически важные объекты. Несмотря на отсутствие брони и современного вооружения, «Ночные ведьмы» стали грозой немецких войск, заслужив уважение и страх противника.
5. ЖЕНЩИНЫ-МЕДИКИ. Женщины спасли тысячи жизней на фронте, оказывая первую помощь раненым солдатам.
6. ЖЕНЩИНЫ НА ЗАЩИТЕ НЕБА. СИСТЕМА ПВО И МПВО. Например, легендарная эскадрилья "Ночные ведьмы", где все пилоты были женщинами.
7. ТРУДОВОЙ ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ СОВЕТСКОГО ТЫЛА. Матерей и жён. Трудовой подвиг женщин советского тыла в годы Великой Отечественной войны был не менее важен, чем боевые действия на фронте. Когда мужчины ушли на войну, миллионы женщин взяли на себя ответственность за обеспечение армии и страны в целом. Они работали на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве, занимая должности, ранее считавшиеся мужскими.
Основные направления труда:
Работа на заводах: Женщины занимались производством оружия, боеприпасов, танков и самолетов. Часто приходилось работать по 12-16 часов в сутки без выходных, в тяжелых условиях.
Сельское хозяйство: На селе женщины обрабатывали землю, собирали урожай, ухаживали за скотом. Они обеспечивали продовольствием армию и население.
Строительство: Женщины строили оборонительные сооружения, дороги, мосты укрепляли линии обороны.
Роль матерей и жен:
Матери и жены оставались дома, заботились о семьях, воспитывали детей, поддерживали связь с фронтом через письма. Они также активно участвовали в сборе теплых вещей, медикаментов и продуктов питания для отправки на фронт.
Этот трудовой подвиг стал важным фактором победы, обеспечив бесперебойное снабжение фронта и поддержание жизни в стране.
Вопросы к классу:
3. Обсуждение
Обмен мнениями: Ученики делятся своими мыслями и впечатлениями от увиденного и услышанного. Возможно, кто-то захочет рассказать историю своей бабушки или прабабушки, если она участвовала в войне.
Мини-игра: "Ассоциации". Учитель называет слово ("женщина", "война", "подвиг"), а ученики называют первые пришедшие им на ум ассоциации.
4. Заключение
Подведение итогов/Заключительные слова:
Учитель: Мы обсудили важную тему – роль женщин в Великой Отечественной войне. Важно помнить, что каждая из них внесла свой вклад в общую Победу. Их мужество и стойкость являются примером для нас всех. Спасибо всем за участие!
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы коллег
Данная методическая разработка может быть использована учителями истории, классными руководителями и педагогами дополнительного образования при проведении классных часов, уроков мужества, внеклассных мероприятий, посвященных памятным датам, таким как День Победы. Рекомендуется адаптировать содержание в зависимости от возрастных особенностей аудитории, добавляя или упрощая материалы по необходимости.
Разработка включает в себя разнообразные формы работы (групповую, индивидуальную), что способствует активизации познавательного интереса учащихся и развитию коммуникативных навыков. Использование мультимедийных средств делает занятие более наглядным и запоминающимся.
Важно подчеркнуть, что данная тема требует деликатного подхода, учитывая эмоциональную составляющую материала. Педагог должен создать атмосферу уважения и почтения к памяти предков, подчеркивая значимость каждой личности в достижении общей Победы.
Эта методическая разработка предоставляет широкие возможности для творчества педагогов и адаптации содержания в соответствии с конкретными условиями образовательной среды.
Источники:
1. https://cyberleninka.ru/article/n/tematizatsiya-pamyati-o-zhenschine-na-voyne-v-sovremennyh-dekonstruktsiyah-sobytiy-vtoroy-mirovoy-voyny
2. https://tass.ru/spec/women_war
3. https://arzamas.academy/materials/1928
4. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zhenschin-v-velikoy-otechestvennoy-voyne
5. https://stalingrad-battle.ru/projects/war-history-library/obzor-literatury-o-zhenshchinakh-uchastnitsakh-velikoy-otechestvennoy-voyny.php
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.