Развёрнутый урок музыки для 5 класса по новым ФГОС
Оценка 4.6

Развёрнутый урок музыки для 5 класса по новым ФГОС

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл—11 кл +1
23.01.2024
Развёрнутый урок музыки для 5 класса по новым ФГОС
Полный сценарий урока для 5 класса по новым ФГОС
Небесное и земное в красках и звуках 5 класс.docx

5-А класс

Тема урока: « Небесное и земное в звуках и красках»

 

Цель урока: Раскрыть отношение композиторов и художников к духовным образам  искусства.

 

Планируемые результаты:

личностные: осмысление взаимодействия искусств (музыки, изобразительного искусства) как средства расширения представлений о содержании образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

-метапредметные: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциа­тивных связей между произведениями разных видов искус­ства; формирование духовно – нравственных ценностей, через произведения: С.В.Рахманинова «Богородице, Дево радуйся».

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из информационных источников (учебника);

осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

-предметные: развитие  интонационно-слуховой опыта   обучающихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, при вокализации главных тем произведений: С.В.Рахманинова «Богородице, Дево радуйся».

Закрепление  знаний: песенность, музыкальная живопись, живописная музыка

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

Жанр: Интегрированный.

 

Вид: урок-размышление.

 

Формы работы обучающихся: беседа, дискуссия, работа с учебником, создание художественного контекста, слушание и анализ, вокализация, работа в парах,  вокально-хоровая работа.

 

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, презентации PowerPoint к уроку и к песне.

Учебник Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2023г.

                                      

 

 

 

        

 

 

ХОД УРОКА:

1.Организация класса.(об. Входят в класс под песню Е Крылатова «Будь со мною»)

 Музыкальное приветствие:

- Обучающиеся:

Сейчас музыкальный начнется урок,

Об этом сказал нам веселый звонок.

Сказал ,заливаясь на ноте высокой..

Учитель: -Друзья, поздравляю с началом урока!

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о КРАСОТЕ, ДОБРЕ, ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ..

 -  Слайд №1

1 этап. Актуализация опорных знаний

Учитель: Скажите, как вы понимаете, что есть красота и почему её обожествляют люди? 

Обучающиеся: - То, что принимает сердце, то, что мило сердцу.

Учитель:- Как измерить уровень красоты? Что нам, таким разным людям нравятся одни и то же?

Обучающиеся:  –У каждого человека своё определение красоты.

         - То, что больше всего по нраву.

 Учитель: Отсюда и понятие нравится и не нравится. А что тогда есть верх красоты, восхищение, наделённое неземными качествами.

 Обучающиеся: - Неземная красота или её ещё называют небесная…

 Учитель: - Почему возник такой критерий оценки «Нерукотворная красота»?

 Обучающиеся:  От того, что он встречается крайне редко и ему дивуются все.

        - Диво дивное, чудо чудное.

        - Человек не прикладывал своей руки, своего умения.

 Учитель: - А что по-вашему можно отнести к такой красоте? Кто создавал такую красоту

Обучающиеся:  - То, что создано не руками человека, а Создателем, Природой.

Слайд № 2

Обучающиеся:  - Земная красота – то, что создано руками человека;

Обучающиеся:  - Неземная красота, то, что создано на небесах, природой.

 Учитель: Тема нашего урока: «Небесное и земное в звуках и красках».

- А может человек создавать неземную красоту?

2 этап . Усвоение новых знаний и способов действий

А что поможет нам разобраться во всём этом - вы сейчас мне ответите:

Слайд №3.

                   …..Слово это – зов и заклинанье,

                   В этом слове – сущего душа.

                   Это искра первого созвездья

                   Первая улыбка малыша.

                   Слово это с роду не обманет,

                   В нем сокрыто жизни существо,

                   В нем исток всего. Ему конца нет.

                     Я произношу его: …………МАМА! (Р.Гамзатов)

                                                                              

Слайд №4.  Образ Матери.

Слайд №5.

  Учитель: Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью.

Мама, что обозначает это слово?

По толковому словарю: мама – женщина по отношению к своему ребенку.

  Учитель: Первое слово, которое произносит человек, - "мама". Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Дети - самое дорогое для матери. Счастье матери - в счастье её детей. Нет ничего бескорыстнее  и святее её любви. Мать - первый учитель и друг ребёнка. Она всегда поймёт его, утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды. На свете нет человека роднее и ближе матери. У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом мама. Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой? Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почти ушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскую любовь. Самозабвение, т. е. способность забыть себя ради своего ребёнка, и есть настоящий подвиг. Сердце матери - это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.

     Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, Россия, природа, красота, доброта, семья, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство.

Слайд №6

Учитель: В Русской Православной Церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.

«Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
 
Она с величием, он с разумом в очах –
 
Взирали, кроткие, во славе и лучах…»

(Пушкин)

У: О ком говорит поэт? Кого имел в виду?– Ребята, а кто такая Богородица?!

ОБ: - Мама Иисуса Христа. 

У: – А как по-другому называют Богородицу? 

ОБ: - Матерь Божия.
Учитель:  Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы разных эпох и народов. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная.

Слайд №7

 Учитель:   Перед вами картина В. Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Слайд №8,9

 Учитель:   Богоматерь Казанская, Тихвинская

Слайд №10

Учитель: Богоматерь Владимирская.

Перед вами иконы. Это главные святыни земли Русской.

Слайд №11

 Главная святыня земли Русской – «Богоматерь Владимирская».

  В V веке Икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в VII веке прислана в Киев великому князю Юрию Долгорукому. Сын князя Андрей Боголюбский отличался благочестием и перед отъездом в сою ростовскую вотчину взял икону с собой. На пути Богородица явилась во сне и повелела поставить икону во Владимире. Это было в 1158 году. Князь создал храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и перенёс в него икону, украсив золотом, серебром и драгоценными камнями. С этого времени икона стала называться Владимирской.

Слайд№12

Учитель:  Всмотритесь внимательно в икону и ответьте на вопросы.

 - Кто главный персонаж картины?

Обучающиеся: -  Богоматерь, Богородица.

Учитель: Что она делает?

Обучающиеся: - Держит ребёнка.

Учитель: - Что она при этом чувствует?

Обучающиеся: Ласку, заботу, тревогу, радость…

Учитель:  - Что вы чувствуете, когда смотрите на это полотно?

Обучающиеся: Доброту, трепет…

Учитель: Посмотрите внимательно. Какое выражение лица у Богородицы Младенца?

Обучающиеся: - Грустное, печальное, тревожное…

Учитель: Почему? Давайте вспомним предание.

Обучающиеся: - Уже при рождении младенца,  Богоматерь знала о той страшной участи, которая ожидает её сына.  Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен жизнь. Как вы думаете, что чувствует Богоматерь?

Обучающиеся: - Сострадание, боль, жалость, вместе с тем гордость и величие. Богоматерь задумалась, прижимая к себе сына. Её взгляд устремлён к людям, полон печали и тревоги. Прижимая к себе сына, она словно пытается его защитить от уготованной участи

Учитель: - Можно ли оставаться равнодушным при общении с этой картиной? 

Обучающиеся: - Нет.

Учитель: С помощью чего художник смог передать нам эти чувства?

Обучающиеся: - Красок и цвета.

Слайд №13

Учитель (на фоне видеофрагмента «Пророчество Богоматери»): 

Как говорит предание, икона была написана святым Евангелистом Лукою ещё при жизни Богоматери, на доске из того стола, за которым трапезовал сам Иисус Христос со своею Матерью. Когда святой Лука принёс эту икону к Богоматери, она, увидев своё изображение, повторила пророчество: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сею иконою». И эта благодать постоянно пребывает с этой иконою, проявляясь в бесчисленных чудотворениях. Чудотворный образ иконы спасал русскую землю от нашествий. Она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели её парившей над куполом церкви.

В городе Владимире, где она находилась долгое время, икона исцеляла больных и увечных. Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей Русской земли. Перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в боевые походы. Путь иконы в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву – путь многовековой, а образ остаётся неизменный.

Учитель:  - Ребята, как называется музыка, которую поют в храме?

Слайд №14

Обучающиеся: - песнопение, стихира…

Учитель:  Верно, в традициях русской православной церкви все песнопения в храм   исполняются без музыкального сопровождения. Мы обратимся к духовной  музыке и послушаем один номеров из 15 номеров  «Всенощного бдения»   С. Рахманинова.

 Слайд № 15

Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» (№6)

Учитель: Выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку и смотрите на Икону «Владимирской богоматери»?

Слайд №16 Умиротворение Безмятежность Взволнованность Жестокость Трепетность Торжественность  Радость  Любовь  Злость  Нежность  Возвышенность

Обучающиеся: Умиротворение Взволнованность Трепетность Торжественность  Радость  Любовь  Нежность  Возвышенность

Учитель: -  Как звучала музыка?

Обучающиеся: - Сдержанный характер, спокойное звучание, плавность, текучесть мелодии.

Учитель: К кому обращена эта музыка?

Обучающиеся: - К Богородице.

Слайд№ 17

Учитель: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Радуйся, Богородица Дева Мария, получившая благодать, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами и благословен Рожденный Тобою, потому что Ты родила Спасителя наших душ.

Эта молитва называется ангельским приветствием, так как в ней есть слова ангела (архангела Гавриила): радуйся, благодатная Мария, господь с Тобою: благословенна Ты в женах, которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней,    чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель Мира.

Минутка релаксации (физминутка).

Учитель: Я прошу вас всех подняться, закрыть глаза и представить себя в православном храме…., медленно поднимаем руки  вверх ,тянемся за руками ,как можно выше…скрепляем их в замок-это самый главный купол храма, делаем 3 глубоких вдоха и выдоха , расцепив руки ,медленно опускаем их вниз и загадываем свое самое заветное желание…Раз, два, три, открываем глаза и продолжаем наш урок..

Слайд№ 18

Учитель: - Музыка Рахманинова выросла из древнерусского искусства знаменного пения и народного песнетворчества, прославляет как наивысшую ценность стремление людей к добру, их единение в движении к всеобщему миру. Глубоко поэтическая душа русского народа проявляется в пении без сопровождения, ибо живой певческий голос способен передавать самые тонкие движения души. Строго, возвышенно звучат мужские и женские голоса хора, словно наполняя храм наичистейшей голубизной бездонного неба.  Мелодия  созвучна с впечатлением от иконы Богородицы, которая излучает любовь и всепрощение.

Учитель: - Что вы представили вашим внутренним зрением при слушании музыки Рахманинова?

Учитель:  Давайте сравним два произведения: икону "Богоматерь Владимирская" и «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощной» С. Рахманинова.

Повторное слушание «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощной» С. Рахманинова.

Слайд № 19

Учитель:  Икону называют «Умозрением в красках», а песнопение – «богословием в звуках». Объясните это выражение.

Учитель:  Глядя на картины, мы можем слышать в них музыку. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у неё есть свои краски. Они не цветные, а особенные, музыкальные: тембровые, динамические, ладовые, регистровые, темповые. И всё же они бывают очень похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим тёмные густые и светлые прозрачные; яркие и приглушённые; тревожные и спокойные; колючие, жёсткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать её музыку. - Ребята, а каким образом мы можем на уроке показать свои чувства к образу матери? - Ведь не только небесная Богоматерь защищает нас от разных бед, ведь земная наша мама всегда с нами рядом, готова помочь и уберечь от разных горестей и бед

Учитель:   А теперь вспомните начало нашего урока, кто был внимателен, под какую музыку вы вошли в класс, о чем она, созвучна ли она теме нашего урока?

Обучающиеся: О Вере, Надежде, Любви…

Учитель:   Как мы можем показать свою любовь к маме?...

Учитель:   Сейчас вы исполните песню «Мама» А. Петряшевой  и каждый из вас своим исполнением покажет свои чувства самому дорогому человеку-маме.(На фоне презентации «Наши любимые мамы», об. с пластическими движениями исполняют песню)

Слайд №20

Рефлексия .Подведение итогов.

Учитель:  Посмотрите, уже несколько столетий поэты, художники и музыканты воспевают красоту материнства, и мы тоже ставим на чашу весов образ Матери, женщины. Стало быть, ценности не меняются, они были, есть и будут, пока живёт человечество – вечными небесными ценностями. Материнство – создано не руками человека, а природой.

Учитель:   Тогда извечный вопрос ДЛЯ ЧЕГО человек создаёт такие творения?

Обучающиеся: - чтобы оставить нам, потомкам подсказку, ЧТО в этой жизни важнее и весомее.

Учитель:   Земная красота – то, что создано руками человеческими – она приходящая и уходящая, она меняется с веком и с обществом, а вот красота небесная - она вечная, непреходящая.

Учитель:  Я всех вас благодарю за урок и хочу поощрить отличными оценками следующих учеников…(под  припев песни «Мама» А. Петряшевой  об.выходят из кл.)


 

Скачано с www.znanio.ru

А класс Тема урока : « Небесное и земное в звуках и красках»

А класс Тема урока : « Небесное и земное в звуках и красках»

ХОД УРОКА: 1. Организация класса

ХОД УРОКА: 1. Организация класса

Слайд №4. Образ Матери. Слайд №5

Слайд №4. Образ Матери. Слайд №5

Перед вами иконы. Это главные святыни земли

Перед вами иконы. Это главные святыни земли

В городе Владимире, где она находилась долгое время, икона исцеляла больных и увечных

В городе Владимире, где она находилась долгое время, икона исцеляла больных и увечных

Строго, возвышенно звучат мужские и женские голоса хора, словно наполняя храм наичистейшей голубизной бездонного неба

Строго, возвышенно звучат мужские и женские голоса хора, словно наполняя храм наичистейшей голубизной бездонного неба
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2024